«Я» И «НЕ Я»

Сознание человека по своим особенностям значительно отличается у людей живущих для увеличения своей собственной значимости и своего благополучия от сознания тех, жизнь которых направлена в основном на благо других людей. У Экклезиаста есть слова, в которых он говорит, что всему есть своё время – время разбрасывать камни, и время собирать. Конечно, он не о камнях говорил и многие люди, живущие для себя, «я» которых разрослось до космических масштабов, только то и делают, что собирают камни, сооружая из них для себя пирамиду власти и значимости. И все видят только безмерную пирамиду значимости и не видно того, кто погребён под нею. Очень часто социально-психологические их лица выглядят отталкивающе, хотя физическое лицо их может быть даже чем-то привлекательным, поэтому они вынуждены, как на маскараде, постоянно носить маски, которые соответствуют их социальным играм. Трудно таким людям быть естественными, потому что для них «я» это не только их собственная физическая персона, но и всё то, на что распространяется их власть и даже то будущее, в котором, по их мнению, их значимость будет ещё больше. Как найти в этом нагромождении всевозможных значимостей того, кто стал незначительной приставкой ко всему, на что распространяется его власть. Примером может быть основной герой произведения Вячеслава Шишкова – «Угрюм река» - Прошка, в последствии Прохор Громов. Богатство, а вместе с ним и власть неузнаваемо изменили прежде наивного Прошку, превратив его в грубого и беспощадного человека. Кажется, что этот человек живёт не для себя, а для того дела, которое стало для него смыслом его жизни. Но, в действительности, размеры человека определяются не объёмом его тела, а пределами его власти, которая может быть как во благо облечённого этой властью, так и во благо тех, на которых она распространяется.

Здесь можно говорить о внимании, которое формируется одновременно с намерением и словно стрелка компаса постоянно указывает и напоминает человеку о принятом им намерении. Внимание намерения – это знание и образ цели, и направления, в русле которого формируются определённые действия человека. Берега, ограничивающие русла намерения, каждый раз, когда человек сознательно или несознательно пытается выйти за их пределы, напоминают человеку о том, что предпринимаемая им активность противоречит намерению. Конечно, человек может игнорировать такого рода предупреждения, но если он искренен в своей устремлённости к реализации своего намерения, то каждый раз, получив такое предупреждение, он вернётся в русло сформированного им намерения. Таким образом, внимание намерения присутствует в деятельности человека, как определённый структурирующий фон, содержащий в себе план деятельности человека, по которому сверяется реализация намерения. Любое намерение человека всегда является частью другого большего намерения, которое может быть сознательно сформировано самим человеком, и оно может быть навязано человеку как некий общепринятый стандарт, обстоятельствами внешнего мира, с которым человек согласен. Таким образом, на чём или на ком сфокусировано внимание намерения – на себе или не на себе, или можно сказать об этом иначе: для чего человек живёт в каждый данный период времени – для себя или не для себя и определяет структуру и направленность сознания человека. Но, конечно, могут быть варианты, когда человек, кажется, всего себя отдаёт работе на общее благо, а в действительности, целью его является будущее признание его заслуг и, следовательно, своё собственное благо. Но о такого рода намерении может знать только сам человек. Но в любом случае, когда человек прикрываясь масками благодетеля или жертвователя живёт и действует в этом мире ради себя, его сознание обязательно суживается, так как в центре его есть только одна ценность – своя собственная значимость. Можно привести и другой пример, в котором, кажется, что человек живёт для себя. Например, Бомбар в одиночку на лодке переплыл Атлантический океан, не имея запасов ни пищи, ни воды. Он боролся не за свою жизнь или значимость, но хотел показать людям, что они при крушении корабля могут выжить, не имея, ни пищи, ни воды. Этим самым он принёс надежду людям, терпящим бедствие, которые прежде в подобных случаях умирали от страха.

«Я» и «не я» появились одновременно из единства со всем сущим – «мы», когда внешние условия были для человека не агрессивны и, поэтому, ему не было надобности защищаться и выживать в неблагоприятных условиях. Но со временем «мы» постепенно разделилось на «я» и «не я», и тогда изменились и внешние условия, и мир стал противостоять человеку. Для эволюции сознания – это был очень важный период, так как с этого времени началось самопознание человека.