Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЕЩЁ РАЗ О ВНИМАНИИ

Петр Зорин

2016-02-18

Внимание является одной из величайших загадок Вселенной. Оно является проявлением не только живой природы, но и той реальности, которая воспринимается человеком, как неживая. Прошло уже много лет, как сгорел в Петербурге купол Троицкого собора. Прежде его голубой купол был покрыт золотыми восьмиконечными звёздами и был очень красив. Его восстановили в прежнем виде, но восьмиконечные звёзды заменили шестиконечными. И тогда стало понятно, почему он сгорел. Но дело не в этом. Когда я однажды зашёл в этот храм, в то время после ремонта он был ещё пуст, и остановился в центре под куполом, то у меня возникло странное ощущение, что этот храм пристально и вопросительно рассматривает меня. Его внимание было направлено на меня со всех сторон. Я медленно пошёл на выход, провожаемый его вопросительным взглядом. Был ещё один эпизод, в котором я проходил рядом с огромным валуном, вросшим в землю, и моё сознание неожиданно объединилось с его сознанием. И я осознал, что он воспринимает весь окружающий его мир и меня в том числе, но в его восприятии отсутствовало какое бы то ни было отношение к воспринимаемому – он был ко всему безучастен. Возможно, он здесь лежит уже не одну тысячу лет, над ним проходят века, сменяются времена года и целые эпохи, а он так же безучастно воспринимает реальность мироздания. Интересно, а как воспринимают реальность мироздания трованты – живые камни, которые размножаются почкованием, растут и даже могут самостоятельно перекатываться с места на место? Физики, исследующие материю на субквантовом уровне, утверждают, что в основе реальности мироздания лежит энергия, из которой состоят все элементы материального мира, и эта энергия сознательна, следовательно, все материальные тела бесконечной Вселенной так же сознательны – и галактики, и звёзды, и планеты и относительно мелкие небесные тела. И, конечно же, сознание присутствует и во всех формах жизни, существующей во Вселенной. Все объекты вселенной связаны между собой вниманием, через которое проявляет себя сознание.

Но мы здесь рассматриваем внимание человека, а так как нашей целью является восхождение сознания к бесконечному совершенству, то наше внимание не может быть безучастным ко всему, что мы воспринимаем внутри себя. И к тому же, внутренняя и внешняя реальность для человека относительны, и эта относительность обнаруживается, как на проявленном, так и на непроявленном уровнях. Например, в одном из выступлений М.А. Марков – физик, академик, говоря о субквантовой реальности, сказал, приблизительно, следующее: возможно, наша Вселенная является фридмоном (кварк с горловиной, объединяющей внешнее пространство с внутренним). И если бы астронавты однажды через эту горловину вылетели бы во внешнее пространство, то к своему удивлению обнаружили бы, что они прежде находились внутри этой частицы. Дальнейшее путешествие могло бы привести их к тому, что они вылетели бы через горловину очередного кварка в следующую Вселенную и т.д. Но только в одном нейтроне в ядре атома содержится три кварка. И сколько тогда вселенных, состоящих из свёрнутых пространств, может быть в Универсуме? Кстати, современные исследования астрофизиков и физиков, исследующих материю на субатомном уровне, свидетельствуют, что пространство – это не то, что существует изначально и в пульсирующих вселенных, а наша Вселенная пульсирующая, она так же пульсирует, сжимаясь в, практически, математическую точку и расширяясь до определённых критических пределов, и в настоящее время она всё ещё продолжает расширяться. Отсюда, так называемые, дни и ночи Брамы. Но мы, люди, можем этой пульсации и не заметить, так как, так же являемся пространственными существами. И когда пространство сжимается, то и все объекты внутри этого пространства, соответственно, уменьшаются в размерах. Другими словами, мы живём в очень странной Вселенной, которая состоит из бесконечного множества вложенных одна в другую Вселенных. И когда мы говорим о бесконечности Вселенной или Абсолюта, то эта бесконечность многопланова, неизмерима по протяжённости и неисчислима в своей множественности вложенных друг в друга Вселенных. И, кажется, что эта чудовищная, и непознаваемая Вселенная или Абсолют, должна подавлять воображение человека. С одной стороны – она беспредельна, а с другой, возможно, заключена в ничтожно малые внешние размеры бесчисленных вселенных, внутренние пространства которых беспредельны. При этом мгновения внешних вселенных растягиваются на многие миллиарды лет во вселенных внутренних, находящихся в глубинах атомных ядер. А эти внутренние бесчисленные вселенные содержат в себе несметное количество вложенных в них других вселенных с их галактиками, звёздами и планетами, вращающимися вокруг них, с их формами жизни, борющимся за своё существование и стремящимся к бесконечному восхождению своего сознания. В Абсолюте, который мы называем Богом, каждое наше человеческое мгновение рождаются и разрушаются мириады вселенных, и миллиарды лет существования нашей Вселенной, возможно, являются только мгновением той мега- вселенной, в которую вложена наша. Всё то, о чём здесь было сказано – это только исчезающее малая величина всей сложности и глубины Абсолюта. И весь этот немыслимо сложный, постоянно совершенствующийся организм Бога, если только можно назвать его организмом, имеет своё намерение, которое непреодолимым потоком вовлекает в себя все другие намерения, какими бы незначительными они ни были. Всё человечество Земли так же является частью этого беспредельного потока Божественного намерения, устремлённого к бесконечному совершенству. Значение человека в многих планах сознания низшей сферы миров, определяется его предназначением в этой великой Божественной работе и его местом среди других форм жизни, обитающих в мирах низшей сферы от низших, тёмных миров смерти до высочайших планов богов. Только человеку дана божественная душа, без которой невозможна эволюция сознания. обитатели множества всех остальных миров низшей сферы выполняют роль разовых работников, участвующих в совершенствовании человеческого сознания. Не имея Божественной души или Психического существа, эти обитатели непроявленных для человека планов сознания, не имеют будущего и всё своё существование связывают с определёнными взаимодействиями с человеком. Эти взаимодействия дают им пищу в виде энергии и эмоционального удовлетворения. Захваченность человека какими-либо состояниями для них имеет большое значение, так как даёт им не только гарантированную пищу, но и удовлетворяет их стремление властвовать над человеком. И если мы будем внимательны и сознательны в исследовании своих различных состояний, то обязательно осознаём, что в основе любых влияний на человека сущностей, обитающих на планах низшей сферы миров является стремление к власти. Этот сатанинский дух пронизывает весь спектр низшей сферы миров, а всё остальное, которое мы можем называть одержимостью или захваченностью и даже особенностями личности человека – это только средства, при помощи которых достигается эта власть. Вспомните слова сатаны, который искушая Иисуса Христа, сказал ему: «Мне дана власть над этим миром…». Он имел в виду мир людей, а всё остальное множество миров – это только инструменты для создания человека будущего, которого Шри Ауробиндо назвал Гностическим существом.

Но для того, чтобы осознанность человека соответствовала его будущему месту в беспредельности Абсолюта, он должен сам осознанно участвовать в своей собственной эволюции. И в этой работе человека особое место занимает человеческая воля, внимание и его восприимчивость. В дальнейшем эти три качества мы будем рассматривать вместе, и если потребуется то будут упомянуты и другие психологические качества, и место их во внутренней работе искателя.

Внимание человека может быть активным и пассивным. На первый взгляд они похожи друг на друга, но в действительности в активном внимании в значительной степени присутствует воля, в то время как во внимании пассивном воля, можно сказать, отдыхает. Пассивным вниманием управляют или внешние обстоятельства, или же различные эмоциональные состояния, желания и побуждения. Как в первом, так и во втором случае пассивного внимания, им руководит не сам человек, а определённые силы, которые знают, что кто владеет вниманием человека, тот владеет самим человеком. Направленность пассивного внимания не формирует канал внимания, она открывает свои двери для каких-то влияний, которые очень часто являются ловушкой для человека с привлекательным входом и далеко не всегда привлекательным содержанием и выходом. Обычно канал внимания создаётся с помощью волевого усилия. При пассивном же внимании человеку этого усилия не требуется. А нам хорошо известно, что то, что мы не используем или не тренируем постепенно деградирует и атрофируется. Для примера можно привести два варианта книг. В одном случае человек читает книгу, концентрируя своё внимание на её тексте, а в другом – слушает, при этом той концентрации, которая необходима для чтения, при прослушивании этого же самого текста, уже не требуется. И в этих двух вариантах получения информации есть ещё одна важная особенность: человек читает текст не с одинаковой скоростью, во-первых, потому, что текст содержит в себе информацию не одинаковой сложности, и чтобы глубина понимания была достаточной, более сложные тексты автоматически читаются медленнее. У различных людей более сложными могут быть разные участки текста, поэтому прослушивание их в аудиоформате ведёт к более поверхностному восприятию информации. И мы должны помнить, что 70% информации человек получает через органы зрения, следовательно, понимание и усвоение содержания текста при прослушивании его, будет очень низким, поверхностным, фоновым, тем более, что в таких случаях у человека работает пассивное внимание и пассивная память, что ведет, в конечном счете, к формированию поверхностного сознания и мировоззрения человека. Но это не означает, что прослушивание во всех случаях более дефектно, чем прочитывание, потому что можно воспринимать информацию и при помощи слуха, и при этом использовать своё активное внимание.

В противоположность пассивному вниманию, направленному на те процессы или объекты, которые чем-либо интересны человеку. Активное внимание формируется в сознании человека, как необходимость или намерение, имеющее определённую цель. В этом случае для реализации этого намерения человеком используется его воля, которая формирует канал внимания и удерживает его до тех пор, пока завершится реализация намерения. Активное внимание можно сравнить с потоком направленным на объект или процесс, который препятствует встречным влияниям тех объектов, на которые оно направлено. И, кроме того, воля удерживает активное внимание на тех объектах, на которые оно направлено, не позволяя ему отвлекаться на всевозможные привлекательные ловушки низшей природы.

Есть ещё одно важное отличие пассивного внимания от активного. Человек, пользующийся пассивным вниманием при взаимодействии с реальностью мира, значительно более внушаем и пассивен при решении всевозможных социально психологических проблем в своей жизни. Он скорее соглашается быть в подчинённом положении и в сложных ситуациях бывает часто неадекватен, отсюда, решение различных проблем часто бывают неэффективными. Такие люди предпочитают быть исполнителями и не брать на себя ответственность там, где можно её переложить на другого человека.

Мы, нередко ставим знак равенства между «быть послушным исполнителем воли другого человека» и «быть ответственным исполнителем». В первом случае человек постоянно как бы оценивает, сверяет свою деятельность с тем, кому он служит – а всё ли я делаю так, как это может понравиться моему господину. При этом, нередко, могут перестараться в своей излишней услужливости. «Быть ответственным исполнителем» – это значит, сверяться со своей собственной совестью, честностью, любовью к своей родине, ради служения какой-либо идеи, и в этом иногда быть на пределе своих возможностей.

Кроме этого, внимание может быть в статике и динамике. В первом случае, человек удерживает своё внимание направленным на участие в каком-то процессе. Например, это может быть устремленность всей своей жизни в направлении совершенства своего сознания. и тогда статичная воля удерживает эту направленность неизменной. Одновременно динамическая воля направлена на реализацию последовательных шагов, связанных с формированием «Свидетеля». При этом искатель остаётся бдительным, не позволяя всевозможным соблазнам отвлекать его от избранного им направления работы. Очень важной во внутренней работе является восприимчивость, которая направлена на осознание очень слабых влияний, способных незаметно склонить сознание человека на приятие каких-либо соблазнов. В этой восприимчивости большую роль играет динамическая воля и бдительность человека, используя которую искатель отворачивает своё внимание от едва заметных и, поэтому, кажущимися не опасными, соблазнов, удерживая внимание в нужном для внутренней работы направлении.

В духовной практике очень большое значение имеет внутреннее внимание, которое у большинства людей остаётся пассивным и, поэтому, малоэффективным. Особенностью внутреннего внимания является то, что оно не фиксируется в какой-то точке, но будучи расфокусированным и, поэтому, раскрываясь в трёхмерном пространстве, оно воспринимает его в состоянии «здесь и сейчас». Но «здесь и сейчас» – это состояние направленного внимания, так как человек в это время стремится осознать какие-то процессы, протекающие во внутренних пространствах своего существа. На самом деле, всё происходящее во внешнем мире и внутри человеческого существа, имеет свои цели, которые для человека, очень часто, протекают на подсознательном, а иногда и на несознательном уровнях, в результате чего человек считает, что всё это принадлежит ему и руководствуется желаниями, стремлениями и побуждениями как своими собственными, не ведая целей всего этого. Неправда-ли, очень интересную систему создал бог, для воспитания человека и роста его сознания, но об этом мы поговорим в следующий раз.