КОЕ-ЧТО О КАРМЕ

Карму иногда рассматривают, как причинно-следственную зависимость – своеобразный принцип кнута и пряника. Сделал неправильно – получай кнута, а если поступок был правильный, то – вот тебе за это пряник. Тэндзин Вангьял Ринпоче в своей книге «Тибетская йога сна и сновидений» пишет: лучшая реакция на негативные эмоции заключается в том, чтобы дать им возможность высвободиться, оставаясь в состоянии недвойственного осознания, свободного от привязанности и неприязни. Если мы способны это сделать, эмоции проходят через нас, как птица, летящая по небу, не оставляя после себя никаких следов. И, этим самым, мы не создаём семя будущей кармы. И, далее, пишет он, – когда узел эмоций начинает ослабевать, личность становится более раскрепощённой и разносторонней. Так как эти цитаты имеют отношение к вопросу, рассматриваемому нами, то мы должны дать некоторые пояснения к тому, что сказал Ринпоче. Он предлагает давать возможность высвобождать негативные эмоции, оставаясь свободным от привязанности к ним, чтобы они не оставляли после себя никаких следов. Интересно, но Шри Ауробиндо, говоря об остановке ума, рекомендовал то же самое, но при этом давал чёткое пояснение происходящему процессу. Он говорил, что надо наблюдать проплывающие мысли по небосводу ума, не захватывая их. Тогда, чтобы не создавать для себя семя будущей кармы, мы должны осознанно наблюдать за появляющимися эмоциональными состояниями, и вообще за любыми процессами на витальном уровне, оставаясь отстранёнными и свободными свидетелями этих процессов. Но почему при этом «узел эмоций начинает ослабевать, и личность становится раскрепощённой и разносторонней»?  Дело в том, что любые эмоциональные состояния, вызываемые силами низшей природы, обязательно суживают сознание человека, ограничивают его мировоззрение, оставляя в фокусе его сознания (или внимания) только то, что созвучно его определённому эмоциональному состоянию. В данном случае уже не внешняя необходимость и не намеренная концентрация внимания суживает сознание человека, а эмоциональное состояние. Но если мы в это время, будучи «свидетелями» происходящего, не находимся под управлением эмоциональных состояний, то наша личность остаётся раскрепощённой и свободной. И чем ниже по своим вибрациям эмоциональное состояние или влечение, тем в большей степени суживается сознание человека вокруг какой-то идеи, созвучной этому состоянию, и тем фатальнее становится реакция человека, потому что в ней не остаётся места для критического осмысления ни внешних обстоятельств, ни своего поведения в этих обстоятельствах. Это связано с некоторыми особенностями человеческой личности, которые кажутся непреодолимыми. Во-первых, интегральная личность человека состоит из многих субличностей, каждая из которых содержит в себе какую-то часть его интересов и стремлений. И большая часть этих субличностей берёт начало в животной природе человека, там их корни, которые продолжают питать и поддерживать определённый уровень активности субличностей, преимущественно нижнюю часть их спектра. Но у каждого человека есть и те субличности, которые берут своё начало на более высоком уровне планов сознания, например, те, которые относятся к высшему виталу человека и к ментальным планам. Но в подавляющем большинстве случаев в человеке преобладают те субличности, которые связаны с низшими тёмными планами сознания животной части его существа. Во-вторых, чем более древними являются корни субличностей, тем более интенсивными могут быть их влияния на интегральную личность человека, и тем труднее человеку контролировать эти влияния. И в-третьих, отрицательные эмоциональные состояния и влечения более интенсивны, чем состояния положительные, поэтому они, в связи с этим, легко иррадиируют на другие субличности, захватывая их, и этим самым, не оставляют возможности человеку критически отнестись к состояниям и влечениям, захватившим его.

Дело в том, что критическое отношение к захваченности каким-то состоянием, отношением или стремлением возможно только со стороны той субличности, которая не захвачена ими. Обычно такой субличностью является центральная управляющая субличность, но нередки случаи, когда и эта центральная субличность, так же находится в состоянии захваченности каким-либо состоянием или отношением к определённой части окружающей человека реальности. В таких случаях только неожиданная или достаточно сильная психологическая встряска, может изменить патологическую направленность сознания человека. В противном случае, возможно, потребуются годы, чтобы что-то прояснилось в его сознании.

Говоря о карме человека, мы имеем в виду пути, которыми он следует в своей жизни. Но каждый раз, когда человек выбирает то или иное направление своей судьбы, он всегда это делает по созвучию самого себя с внешними обстоятельствами. Другими словами, любые эмоциональные состояния человека меняют уровень вибраций сознания и его направленность. При этом меняются не только отношения между людьми, но и способы взаимодействия с ними. Это можно сравнить с деревом возможностей человека, с которым он рождается, уже изначально имеющее определённую конфигурацию и, соответственно, определённые предрасположенности, обусловленные множеством факторов. И если внешние условия не благоприятствуют этим предрасположенностям, то, тем не менее, полной компенсации этим  врождённым предрасположенностям не будет – они обязательно будут влиять на формирование личности человека, а при благоприятных условиях могут стать преобладающими в характере и реакциях человека на какие-то, возможно, безобидные обстоятельства. И тогда врождённые психологические возможности человека становятся определяющими в его судьбе, а дерево возможностей превращается в дерево судьбы, каждую ветвь которого можно рассматривать как определённую субличность. Захватившие человека какие-то состояния или стремления могут настолько изменить его мировоззрение и мировосприятие, что он будет всё дальше и дальше отклоняться от центрального ствола своего дерева судьбы, формируя свою собственную карму. И всё это происходит по созвучию с различными состояниями человека, возникающими в ответ не только на различные внешние ситуации, но и на внутренние особенности личности этого человека, которые могут быть как врождёнными, так и приобретёнными им при взаимодействии с окружающим миром.

Личность человека, находящегося в каком-то эмоциональном состоянии или побуждении, или, возможно, стремящаяся к чему-то, обязательно соответствует своим эмоциональным состояниям или стремлениям. При этом во внешнем мире для него будут более ярко выражены те объекты или процессы, которые соответствуют звучанию его самого. И среди этих объектов или процессом могут быть те, которые он считает для себя приемлемыми и даже желательными, и те от которых он отворачивается или даже активно отвергает. И своими отвержениями и приятиями человек зажат в узкое русло необходимости, из которого далеко не каждому удаётся выйти. Главная причина такого рода безысходности содержится в человеческой несознательности, в которой он не может подняться над причинно-следственными отношениями и выйти за их пределы. Осознание своих состояний и влечений, и отстранение от них, оставаясь в позиции «свидетеля», может способствовать выходу человека из русла необходимости и освобождения его от кармического груза. Другими словами, если человек находится в позиции, в которой все события, происходящие с ним, и все состояния, возникающие у него, воспринимаются как части его духовной работы, то этим самым человек выходит из-под влияний кармы. В тех же случаях, когда человек, будучи несознательным, продолжает накапливать свой кармический груз, то в своём следующем рождении его дерево судьбы пустит свои корни там, на каком месте было закончено формирование кармы в его предыдущей жизни.