Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЗОВ НЕВЕДЕНИЯ

Петр Зорин

2016-02-15

Некоторые люди думают, что неведение существует для того, чтобы преодолевать его, и благодаря этому у человека не только возрастает сила воли, но и расширяется поле его мировоззрения. Но, в действительности, для человека в его внутреннем мире освещён только тот участок воспринятой им реальности, который в каждый данный момент связан с его активностью при взаимодействии с реальностью мира. Всё остальное пространство и его мировоззрения, и его стремлений, и предположений находится в тени или же во мраке неведения. Можно сказать, что только незначительная часть пространства и времени освещена человеческим сознанием. Это можно сравнить со светом фонарика, которым человек освещает себе путь. При этом, ближайшее окружение человека находится в полумраке, а дальше – мрак. Когда у человека появляется стремление к чему-то, или побуждение к каким-то реакциям, то это совсем не означает, что они принадлежат ему. Совсем нет, они приходят из тени или мрака неведения. В некоторых случаях, если человек имеет склонность к бессознательной реализации своих побуждений, то они выскакивают из тени или мрака бессознательного, захватывают сознание человека и подчиняют его своей воле.

Мы должны помнить, что всевозможные состояния, стремления или побуждения имеют свою волю, при помощи которой они стремятся подсоединиться к воле человека и подчинить её себе.  Это делает понятными стремления всевозможных сил низшей природы, которые заинтересованы в своей реализации на проявленном плане, используя для человеческую волю, и если им это удаётся, то человек становится их послушным инструментом. Первым уровнем в спектре неведения является область повседневной жизни человека, в которой он переходит от одних дел к другим, предлагаемым человеку внешними обстоятельствами. Внимание человека в таком случае подобно свету фонаря, который высвечивает поле какой-либо деятельности или каких-то интересов. В следующий момент, возможно, внимание будет переключено на какое-то другое поле, и человек будет заниматься чем-то другим. Всё зависит от внимания человека и воли того, кто управляет им. В идеальном варианте, если человек живёт интересами этого проявленного мира значимостей, человек должен сам управлять своим вниманием, но чаще всего вниманием обывателя управляют силы низшей природы.

Мы очень часто недооцениваем роль внимания в жизни человека, и не придаём значения тем силам, которые управляют нашим вниманием и, следовательно, нами. Мы должны помнить, что внимание – это средство не только связи сознания человека с тем объектом, на который оно направлено, но и врата, через которые различного рода влияния входят в человеческое существо. Всё зависит от того, какая воля управляет вниманием человека. В тех случаях, когда внимание направляется его пассивной волей, то её поток имеет меньшую интенсивность, чем встречные влияния, и, в результате, человек оказывается захваченным этими влияниями, которые обычно преобладают над его пассивной волей. В действительности, пассивная воля человека только открывает каналы восприятия человека тем влияниям, которые, в конечном счёте, направлены на сознание человека.

Когда же потоком внимания управляет активная человеческая воля, то формирующийся при этом направленный поток внимания в сторону воспринимаемого объекта, обычно, имеет большую интенсивность, чем влияния, идущие в сторону человеческого сознания. Благодаря этому, намеренное восприятие или исследование какого-либо состояния, побуждения или стремления одновременно защищает человека от того, что он исследует. И, кроме того, исследующее сознание всегда имеет более высокую частоту вибраций, чем то, что оно исследует, поэтому, оно недоступно для влияний исследуемых объектов. Об этих двух типах внимания ещё можно сказать, что пассивным вниманием управляют внешние влияния, по отношению к сознанию человека, в то же время активным вниманием управляет само сознание человека посредством своей воли. И ещё несколько слов об активном внимании. Как мы уже сказали, что позади активного внимания стоит человеческая активная воля, которая одновременно проявляется и в упорядоченности внутренних социально-психологических структур человека. Поэтому люди, вниманием которых управляет внешний мир, привлекая его к тем или иным материальным объектам, процессам или идеям, обычно имеют внутри себя хаотичную структуру своей личности, неспособную сосредоточиться даже на чтении нужных текстов или какой-то другой позитивной деятельности, но зато с лёгкостью открываются всему, что не требует усилий воли или длительной концентрации внимания. Отсюда нежелание некоторых людей читать познавательную и даже художественную литературу и даже прилагать волевые усилия на какой-то позитивной деятельности. При этом мышление человека становится разорванным и коротким, потому что его активной сознательной воли становится недостаточно, чтобы достаточно длительное время удерживать своё внимание.     Даже  при  общении утрачивается возможность удерживать его достаточно продолжительное время в русле одной темы. В результате общение становится разорванным и хаотичным, в основе которого преобладает эмоциональный интерес его участников. И этому есть ещё одна важная причина – в современном мире распространена идея, что каждый человек – это самодостаточное и независимое существо и удовлетворение его потребностей является приоритетным по сравнению с потребностями коллектива или даже общества, в котором этот человек живёт. Длительно насаждаемые подобного рода идеи приводят к тому, что истончаются и обрываются связи между родителями и детьми, между коллективом и его членами, обесцениваются обязанности, которые в значительной степени влияют на формирование активной воли человека. Человек начинает вести полупаразитический образ жизни, в котором исчезает соответствие между количеством труда и платой за этот труд. В тех случаях, когда сохраняется единство между людьми, под единством я не понимаю партнерство, то люди при общении всегда прилагают определённую направленность внимания, удерживаемого сознательной волей. При этом значительное место в общении занимает импровизация, в которой сохраняется общая тема общения, что в свою очередь делает ум человека более гибким. Современная атомизация людей, не зависимо от того, находятся ли они в основании человеческой социальной пирамиды или же на более высоких её уровнях, делает их социально маловосприимчивыми и тривиальными, а интересы их направленными только на удовлетворение своего собственного блага.

Обыватель, внимание которого привлекается теми или другими объектами этого мира, полусознательно блуждает в его полутенях неведения, двигаясь в тех направлениях, которые чем-либо привлекают его, пытаясь из всего получать для себя удовлетворения, а если повезёт, то и удовольствия, одновременно отстраняясь от всего, что требует от него сознательных усилий, и так проходит вся его жизнь. Мелкие, а порою даже ничтожные интересы и желания, кажутся ему значимыми и заполняет ими он своё обывательское бытие. Тем временем, жизнь его сокращается, как шагреневая кожа и человек не осознавая этого, придаёт особую важность своим снам, своим страстям и своим бытовым и социальным дрязгам изо дня в день, повторяя в разных интонациях одну и ту же песню акына, в которой поёт об одних и тех же мелочах своей жизни, своего прошлого, настоящего и будущего, пока однажды не заметит, что жизнь уже заканчивается и нужно срочно что-то придумать, чтобы оправдать её. Все люди стремятся думать, что жизнь свою они прожили не зря, что они чего-то достигли и жизнь их значима, по крайней мере не меньше, чем у других людей. Некоторые из них гордятся своим прошлым, другие пытаются быть значимым в настоящем. Ведь «Человек – это звучит гордо», говорит герой пьесы «На дне». Третьи все свои надежды откладывают на «потом», предполагая стать значимыми в будущем. Но редко кому из обывателей удаётся вырваться из безысходности тени неведения, в которой они блуждают в течение всей своей жизни.

В более высокой части спектра неведения находятся люди исследователи, пытающиеся приоткрыть завесу неведения проявленного мира значимостей. Одни из них пытаются понять закономерности процессов происходящих на всех уровнях жизни. другие стремятся познать социальную структуру человеческого мира, третьи погружаются в глубины материи, предполагая там найти ответ на извечные вопросы философии о первичности сознания или материи.  И всё больше исследователей склоняется к мысли, что сознание первично, а вся остальная реальность мироздания – его производное. Перед этими людьми простираются беспредельные горизонты неведения, каждый шаг в направлении которых – это путь в неведомое. Но что интересно, так это то, что направление на этом пути этим людям подсказывает их сердце, указания которого воспринимаются ими, как догадки и предположения с большой долей вероятности.

И есть ещё более высокая часть спектра неведения, в которой люди на путях, ведущих за пределы неведения, полностью опираются на знания своего сердца. И для этих людей каждый следующий шаг становится возможным, только тогда, когда они вплотную приближаются к границам, на которых известное и неизвестное становятся равными друг другу. На этих границах человек, идущий внутренним путём, останавливается и терпеливо и настойчиво всматривается в непознанное, стремясь в полной неподвижности сознания воспринять самый незначительный сигнал идущий из пределов непознанного. И ожидания, и неотступные стремления к познанию непознанного в состоянии глубокого покоя в «здесь и сейчас» обязательно вознаграждаются – духовный искатель начинает осознавать приходящие, словно из беспредельности, вначале едва заметные прикосновения неизведанного, которые со временем, благодаря настойчивым устремлениям искателя, становятся всё более ясно воспринимаемыми. Объясняется это тем, что когда человек оказывается на краю неизведанного и вслушивается внутри себя в это неизведанное, то происходит постепенная синхронизация вибраций неизведанного и воспринимающей части сознания. И, по мере того, как их созвучие нарастает человек всё более ясно воспринимает ту часть неизведанного, перед которой он остановился.

В спектре неведения есть одна очень важная особенность – низшие его части являются полуоткрытыми дверями, ведущими в сферы тёмных миров, поэтому влияния из этих планов на человека, и способность человека войти в контакт с этими планами, находящимися в пределах неведения, чрезвычайно доступно для него. Но чем выше мы поднимается по ступеням спектра неведения, тем плотнее закрыты его двери, ведущие в более высокие планы сознания, и тем более настойчивым должен быть человек на путях познания прежде неведомого. Из всего сказанного мы можем легко понять, что подниматься в духовной работе «через ступеньку», спешить, чтобы успеть в течение одной жизни пройти внутренним путём как можно большее расстояние – невозможно, потому что сделать следующий шаг человек может только тогда, когда он будет полностью созвучен тем состояниям, которыми он пытается овладеть.