Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОГДА ЭГО – ПОМОЩНИК, ИЛИ КТО ВЫБИРАЕТ

--


Человеку, который избрал для себя духовный путь, покажется странным утверждение, что эго может быть помощником в духовной работе. В различной эзотерической литературе говорится о том, что на духовном пути очень важно избавиться от эго. Об этом говорят толте-ки, и об этом говориться в различных системах Йоги и во всех религи-ях. Но, исследуя самого себя можно легко обнаружить, что эго – это только маска, скрывающая позади себя страх разрушения, которое мо-жет быть на уровне физическом, психологическом и социальном. Спектр разрушения очень велик, и начинается, возможно, с беспокой-ства о том – «как я выгляжу», «как ко мне относятся»; стремление быть таким как все, я достоин или я достойна лучшего ко мне отношения; затем идут зависть, ревность, чувство мести, состояние гнева и многое другое; а в завершение – страх оказаться несостоятельным в чем-либо, страх перед возможностью заболеть и, наконец, страх смерти. Чтобы защититься от всех этих малых и больших страхов, эго надевает на се-бя маску гордыни, которая может проявиться как застенчивость, скромность, стремление занять как можно меньше места в жизни, или же чувство превосходства над другими людьми, презрение к ним. Эго может проявлять себя еще через бесчисленное количество других ма-сок, например, стремление к богатству, власти, почету; оно может про-являться в желании, чтобы человека все любили или все боялись, что-бы уважали или жалели, чтобы считались. Эго указывает, делает заме-чания, оно недовольно, или же довольно, оно хочет быть альтруистом, и оно использует маски справедливости и  борьбы со злом.
Практически, личность человека – это воплощение эго, которое как свои инструменты, использует человеческий витал и его ум. Для человека, избравшего духовный путь, работа со всевозможными прояв-лениями эго может доставить много удовольствия, так как его реализа-ции очень часто бывают неожиданными и замаскированными под справедливость, или стремление познать истину. Духовный искатель может обнаружить, что эго проявляет себя и в отношениях к самому себе, при этом оно или не замечает свои несовершенства или же защи-щает их, оправдывая их проявления всевозможным внешними причи-нами, или же переходит в наступление по типу – «а ты сам такой и да-же еще хуже».
Работа с эго на духовном пути особенно интересна тем, что эго легко приспосабливается к любым условиям и кажется, что его способ-ность к мимикрии беспредельна. Но однажды духовный искатель мо-жет осознать силу (или сущность), которая управляет эго. Это «нечто», находящееся слева, множеством нитей связанное с человеческим суще-ством. Интересно то, что это самое «нечто» осознаёт, что его обнару-жили, и пытается скрыться, выйти из-под фокуса внимания и  для этого оно может менять форму, размер, цвет, стремясь быть приятным для восприятия.
По мере того, как человек стремится осознавать эго во всех его проявлениях, его восприятие становится настолько утончённым, а «свидетель» настолько независимым от того, что он свидетельствует, что приходит ясное осознание, что та часть человеческого существа, которая взаимодействует с внешним миром и имеет определенное от-ношение к самому себе – является только внешним инструментом, не способным осознавать самого себя. Эта внешняя часть человеческого существа способна под влиянием силы, которую здесь мы назвали «не-что», составлять планы и реализовать их во внешнем мире, и для этого она имеет достаточно энергии и силы воли. Она, эта внешняя часть, способна анализировать внешние обстоятельства и принимать реше-ния, но все это происходит не на человеческом уровне, потому что во всех этих реализациях отсутствует сердце. Человек, исследующий свое эго и внешнюю часть своего существа, осознает их как бездушную счетную машину, которая считает себя человеком. И в период такого осознания, духовный искатель, однажды может понять, что тот, кто все это осознает, не принадлежит к этой внешней части. Это время, когда к нему может придти знание, что позади внешней инструментальной части есть совершенно неподвижная часть, которая и является свидете-лем, беспристрастным и невозмутимым. Этот беспристрастный и не-возмутимый свидетель, который может одними людьми осознаваться позади своего существа, другими несколько справа или даже сверху является эталоном истины. Осознав это, человек в это время начинает остро воспринимать любые даже самые малые отклонения от истины. В отличие от «нечто», которое осознается как сущность, управляющая через посредство множества нитей внешней частью человеческого су-щества, «свидетель» связан преимущественно с сознанием человека, но эти связи настолько тонки, что осознаются как невидимые и очень тон-кие влияния, вызывающие внутреннее состояние неподвижности и глу-бокого покоя. И еще духовный искатель в это время может осознать позади своего сердца ту свою часть, которая является его истинным «Я», с позиций которой внешняя часть воспринимается как темная и агрессивная, по каждому поводу, а часто и без всякого повода, пытаю-щаяся судорожно защищаться.
На этом этапе внутренней работы человек способен к осознанию, что его высшее «Я», которое он воспринимал как свидетеля и его ис-тинное «Я» пребывающее позади сердца, принадлежат вышей силе, пребывающей над головой. Сознание духовного искателя, находящееся под их влиянием перестает выбирать между путями материального ми-ра и путем, ведущим к Божественной истине, потому что проводник, который находится позади сердца каждого человека, знает только один путь, ведущий к Божественной истине.