На поле человеческого мировоззрения каждая из его субличностей имеет свои наделы, на которых выращивает свои плоды, которые соответствуют её интересам. Поля мировоззрения у различных людей не одинаковой величины, да и активных субличностей у людей так же не одинаковое количество, и будет более понятным, если мы субличности представим в виде лепестков ромашки. Тогда у различных людей этих лепестков будет не одинаковое количество, а часть из них могут находится в зачаточном состоянии и не выглядеть лепестками.
Когда мы говорим о гармоничных взаимоотношениях, то имеем в виду созвучие всех или в большинстве субличностей. Но может быть и так, когда у одного человека всего несколько нормально функционирующих субличностей, а остальные находятся в неразвитом зачаточном состоянии и тогда у другого человека с ним невозможны гармоничные отношения, кроме тех субличностей, которые совпадают. Дело в том, что при неразвитых субличностях и интересы этого человека в каких-то областях будут отсутствовать. Но возможен и другой вариант, когда большинство субличностей занято одним интересом в ущерб другим увлечениям, то это, конечно же, влияет на многогранность его восприятия реальности мира и самого себя в нём. И тогда такой человек при взаимодействии с другими людьми пытается избегать тем, которые не представлены в его субличностях, и кроме того, он не способен понимать достаточно глубоко не только содержание бесед, в которых он участвует и даже предвидеть возможное будущее, в ответ на какие-то свои взаимоотношения с внешней реальностью. В некоторых случаях, когда все субличности человека захвачены одной страстью, человек не только теряет свою многогранность, но и способность предвидеть последствия совершаемых им поступков, которые на первый взгляд кажутся разумными и правильными. Мне вспоминается шутливый рассказ про крестьянина, который плёл из ивовой лозы короб для саней. Этой работой он увлечённо занимался у себя в одной из комнат своего сельского дома. Работа у него спорилась и когда жена заходила в комнату, в которой он увлечённо плёл короб, то на его вопрос, которым он напрашивался на похвалу в свой адрес: ну как, жена, я делаю всё так как надо? – Она на вопрос отвечала вопросом: "Так то так, да из комнаты как?" Но муж, увлечённый плетением короба, пропускал смысл её вопроса мимо ушей и продолжал свою работу. И, наконец, работа пришла к концу, и только теперь до него дошло, о чём спрашивала его жена. Это характерно для конституционально глупых психопатов – круг их понимания очень узкий, поэтому они не могут видеть обстоятельства, в которых могут оказаться в ближайшем будущем, если же им показывают возможные последствия их деятельности, то они раздражаются или отвергают очевидное, заявляя, что ничего не помнят, или в лучшем случае – не подумали.
Люди встречаются, и при общении на переднем плане оказывается та субличность, которая созвучна аналогичной субличности другого человека. Общение даёт субличностям необходимую пищу. Но возможны варианты, когда у одного из общающихся друг с другом людей та субличность, которая должна участвовать в общении – находится в зачаточном состоянии, и это воспринимается собеседником или партнёром, как отсутствие отклика или интереса к тому, что важно для собеседника. И так во всех случаях, когда субличность одного человека не отвечает субличности другого, в связи со своей незрелостью или же занятостью другими интересами или захваченностями. В таких случаях этот собеседник или даже близкий человек свою «голодающую» субличность будет кормить в каком-то другом месте с другим человеком. Если же это по каким-либо обстоятельствам невозможно, то в таком случае у человека может нарастать состояние отторжения к тому, который не может дать адекватную пищу для какой-то своей субличности.
В тех случаях, когда люди соглашаются на ограниченную диету для какой-то или каких-то своих субличностей, то они не получая для себя необходимой для поддержания их активности пищи, постепенно атрофируются и человек постепенно, не замечая этого, деградирует.
Но субличности могут быть больны, и их восприятие реальности этого мира могут быть извращены. Среди таких людей с больными субличностями могут быть люди страдающие мнительностью, бредом ревности, могут быть завистливые и страдающие бредом уничижения, быть подозрительными и страдающие различными навязчивыми состояниями. Такого рода отклонений субличностей от условной нормы может быть множество, но всех их объединяет одно качество – люди, субличности которых звучат в диссонанс с реальностью при общении с другими людьми, могу такого рода отклонения исправить только сами, работая над собой. Основной частью этой внутренней работы является осознание этих состояний и не потакание им или же изменением направления своего внимания и сосредоточения его на каких-то других событиях. Трудность этой работы состоит в том, что её надо начинать тогда, когда внутренний пожар ещё не разгорелся в полную силу, так как в таком случае человеку практически невозможно справится с подобной патологией субличности. Внешние изменения к которым страдающий человек мог бы отнестись положительно, ничего в нём не меняют – субличность, извращённо воспринимающая события реальности мира, в таких случаях будет в ещё большей степени убеждена в своей правоте. Есть ещё и третья сторона этой неприятной проблемы: люди с подобного рода искажённым восприятием реальности мира делают несвободными тех людей, с которыми они общаются и в ещё большей степени близких для них людей. Так как измененное видение ситуации для человека с больной субличностью, кажется единственно верной, хотя другие люди эту ситуацию видят совершенно иначе. Они не приемлют отрицание их индивидуальной правды, и всё что они видят и знают, имеет только одну правильную оценку, которая принадлежит им самим и никому другому. Что поделаешь, и такие больные субличности так же хотят есть, но их может удовлетворить только та еда, которая им по вкусу и не противоречит их убеждениям.
Но при взаимоотношениях на уровне обывателя, между людьми никогда не бывает полной гармонии, так как даже созвучные субличности отличаются друг от друга степенью своей активности и широтой своих требований, и, поэтому, чуткое отношение к другому человеку, вернее, друг к другу может, в конечном счете, привести людей к гармонии друг с другом. Стремление к гармонии может быть бесконечным, так как человек, потенциально, является бесконечным существом. И каждый раз, сделав шаг, навстречу созвучию друг с другом, он этим самым открывает перед собой новые, непознанные им пространства, которые так же требуют настройки, ведущей к ещё более тонким и высоким созвучиям.
Но люди, стремясь к всё более полному созвучию в своих отношениях не просто со временем достигают его, но при этом происходит более важный процесс в них самих – растёт их восприимчивость, способность к самоконтролю и бдительность, позволяющая им вовремя осознать не только допустимые пределы созвучия, но и осознать и отклонить всё, что не соответствует их стремлению быть едиными в этом созвучии.