Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

СУБЛИЧНОСТИ ХОТЯТ ЕСТЬ

Петр Зорин

На поле человеческого мировоззрения каждая из его субличностей имеет свои наделы, на которых выращивает свои плоды, которые соответствуют её интересам. Поля мировоззрения у различных людей не одинаковой величины, да и активных субличностей у людей так же не одинаковое количество, и будет более понятным, если мы субличности представим в виде лепестков ромашки. Тогда у различных людей этих лепестков будет не одинаковое количество, а часть из них могут находится в зачаточном состоянии и не выглядеть лепестками.

Когда мы говорим о гармоничных взаимоотношениях, то имеем в виду созвучие всех или в большинстве субличностей. Но может быть и так, когда у одного человека всего несколько нормально функционирующих субличностей, а остальные находятся в неразвитом зачаточном состоянии и тогда у другого человека с ним невозможны гармоничные отношения, кроме тех субличностей, которые совпадают. Дело в том, что при неразвитых субличностях и интересы этого человека в каких-то областях будут отсутствовать. Но возможен и другой вариант, когда большинство субличностей занято одним интересом в ущерб другим увлечениям, то это, конечно же, влияет на многогранность его восприятия реальности мира и самого себя в нём. И тогда такой человек при взаимодействии с другими людьми пытается избегать тем, которые не представлены в его субличностях, и кроме того, он не способен понимать достаточно глубоко не только содержание бесед, в которых он участвует и даже предвидеть возможное будущее, в ответ на какие-то свои взаимоотношения с внешней реальностью. В некоторых случаях, когда все субличности человека захвачены одной страстью, человек не только теряет свою многогранность, но и способность предвидеть последствия совершаемых им поступков, которые на первый взгляд кажутся разумными и правильными. Мне вспоминается шутливый рассказ про крестьянина, который плёл из ивовой лозы короб для саней. Этой работой он увлечённо занимался у себя в одной из комнат своего сельского дома. Работа у него спорилась и когда жена заходила в комнату, в которой он увлечённо плёл короб, то на его вопрос, которым он напрашивался на похвалу в свой адрес: ну как, жена, я делаю всё так как надо? – Она на вопрос отвечала вопросом: "Так то так, да из комнаты как?" Но муж, увлечённый плетением короба, пропускал смысл её вопроса мимо ушей и продолжал свою работу. И, наконец, работа пришла к концу, и только теперь до него дошло, о чём спрашивала его жена. Это характерно для конституционально глупых психопатов – круг их понимания очень узкий, поэтому они не могут видеть обстоятельства, в которых могут оказаться в ближайшем будущем, если же им показывают возможные последствия их деятельности, то они раздражаются или отвергают очевидное, заявляя, что ничего не помнят, или в лучшем случае – не подумали.

Люди встречаются, и при общении на переднем плане оказывается та субличность, которая созвучна аналогичной субличности другого человека. Общение даёт субличностям необходимую пищу. Но возможны варианты, когда у одного из общающихся друг с другом людей та субличность, которая должна участвовать в общении – находится в зачаточном состоянии, и это воспринимается собеседником или партнёром, как отсутствие отклика или интереса к тому, что важно для собеседника. И так во всех случаях, когда субличность одного человека не отвечает субличности другого, в связи со своей незрелостью или же занятостью другими интересами или захваченностями. В таких случаях этот собеседник или даже близкий человек свою «голодающую» субличность будет кормить в каком-то другом месте с другим человеком. Если же это по каким-либо обстоятельствам невозможно, то в таком случае у человека может нарастать состояние отторжения к тому, который не может дать адекватную пищу для какой-то своей субличности.

В тех случаях, когда люди соглашаются на ограниченную диету для какой-то или каких-то своих субличностей, то они не получая для себя необходимой для поддержания их активности пищи, постепенно атрофируются и человек постепенно, не замечая этого, деградирует.

Но субличности могут быть больны, и их восприятие реальности этого мира могут быть извращены. Среди таких людей с больными субличностями могут быть люди страдающие мнительностью, бредом ревности, могут быть завистливые и страдающие бредом уничижения, быть подозрительными и страдающие различными навязчивыми состояниями. Такого рода отклонений субличностей от условной нормы может быть множество, но всех их объединяет одно качество – люди, субличности которых звучат в диссонанс с реальностью при общении с другими людьми, могу такого рода отклонения исправить только сами, работая над собой. Основной частью этой внутренней работы является осознание этих состояний и не потакание им или же изменением направления своего внимания и сосредоточения его на каких-то других событиях. Трудность этой работы состоит в том, что её надо начинать тогда, когда внутренний пожар ещё не разгорелся в полную силу, так как в таком случае человеку практически невозможно справится с подобной патологией субличности. Внешние изменения к которым страдающий человек мог бы отнестись положительно, ничего в нём не меняют – субличность, извращённо воспринимающая события реальности мира, в таких случаях будет в ещё большей степени убеждена в своей правоте. Есть ещё и третья сторона этой неприятной проблемы: люди с подобного рода искажённым восприятием реальности мира делают несвободными тех людей, с которыми они общаются и в ещё большей степени близких для них людей. Так как измененное видение ситуации для человека с больной субличностью, кажется единственно верной, хотя другие люди эту ситуацию видят совершенно иначе. Они не приемлют отрицание их индивидуальной правды, и всё что они видят и знают, имеет только одну правильную оценку, которая принадлежит им самим и никому другому. Что поделаешь, и такие больные субличности так же хотят есть, но их может удовлетворить только та еда, которая им по вкусу и не противоречит их убеждениям.

 Но при взаимоотношениях на уровне обывателя, между людьми никогда не бывает полной гармонии, так как даже созвучные субличности отличаются друг от друга степенью своей активности и широтой своих требований, и, поэтому, чуткое отношение к другому человеку, вернее, друг к другу может, в конечном счете, привести людей к гармонии друг с другом. Стремление к гармонии может быть бесконечным, так как человек, потенциально, является бесконечным существом. И каждый раз, сделав шаг, навстречу созвучию друг с другом, он этим самым открывает перед собой новые, непознанные им пространства, которые так же требуют настройки, ведущей к ещё более тонким и высоким созвучиям.

Но люди, стремясь к всё более полному созвучию в своих отношениях не просто со временем достигают его, но при этом происходит более важный процесс в них самих – растёт их восприимчивость, способность к самоконтролю и бдительность, позволяющая им вовремя осознать не только допустимые пределы созвучия, но и осознать и отклонить всё, что не соответствует их стремлению быть едиными в этом созвучии.

Опубликовано