Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОГДА ЗАХВАЧЕННОСТЬ МЕНЯЕТ НАС

Петр Зорин

2016-01-14

 

Тема трансформации личности человека чрезвычайно обширна и существует множество причин, следствием которых является изменения, иногда радикальные, психологических особенностей человека. И это может быть связано не только с возрастными периодами его жизни, когда человек может быть полон гормонов и энергии, или же в позднем возрасте, когда он никнет как увядающее растение. И не только генетически унаследованные психологические особенности, которые, иногда неожиданно, пробуждаются в человеке в определённые возрастные периоды. Мы с вами рассмотрим случаи, когда личность человека может радикально измениться при захваченностях.

Вначале рассмотрим условия, при которых возникает захваченность. Проявленный мир таким воспринимается только теми живыми организмами, которые его воспринимают. Но здесь мы говорим о людях, поэтому можно сказать, что люди, воспринимая реальность мира, проявляют его. На самом деле, такого мира, каким его воспринимают люди, не существует. Насекомые воспринимают его совершенно другим, и вообще каждое живое существо воспринимает реальность мира такой, какая необходима для его выживания. материальный мир, состоящий из атомов и энергетических полей не имеет тех качеств, которые мы воспринимаем во внешней реальности мироздания, но эта реальность заполнена вибрациями, источниками которых являются объекты мироздания. Но мы знаем, что всё, в конечном счете, является энергией, которая человеком воспринимается как пустота, и человек воспринимает некоторую незначительную часть, практически бесконечного спектра вибраций, превращая их в образы этого мира, имеющие определенные качества. Все его электронные и механические устройства, увеличивающие возможности восприятия так же настроены на известные человеку частоты вибраций, поэтому мы можем рассматривать фотографии друг друга, смотреть снимки Марса или Плутона, слушать музыку, воспринимать вкус и запах, и другие иллюзорные качества этого мира, которых реально в таком виде, как мы их воспринимаем, не существует. Мы можем предполагать, какую часть спектра реальности мироздания воспринимают другие живые существа, обитающие на Земле. И, возможно, только слепо-глухие воспринимают окружающую реальность такой, какая она есть в действительности. Но мы говорили о бесконечном спектре вибраций мироздания, и эти вибрации присутствуют в каждой его точке, хотя человек воспринимает ничтожно малую часть их. Тогда можно думать, что в каждом человеке пересекается всё мироздание, в котором существуют миллионы вселенных, как утверждает Шри Ауробиндо в своей книге: «Жизнь Божественная». Поразительно! Миллионы вселенных, в которых обитают свои формы жизни, делающие для себя эти вселенные проявленными! Мы здесь не будем предполагать об их структуре и предназначении, так как всё в мироздании подчинено единому Божественному намерению, и все формы жизни и все планы сознания находятся в едином восходящем потоке Божественной эволюции. Следовательно, и через каждого из людей проходит этот поток, содержащий в себе все планы сознания. Человек может быть сознательным участником этой бесконечной Божественной работы, так как в него вложена программа восприятия планов сознания, превосходящих наш земной план. Уже древние Риши – Ангирасы в своей внутренней работе поднимались до супраментальных планов сознания, и только недостаточные знания были препятствием в их дальнейшем восхождении.

Значимости внешнего проявленного мира не могут быть ступенями восхождения сознания человека, и любая информация – это только указатели направления, в котором находятся знания, соответствующие этой информации. Но, в то же время различные эмоциональные состояния и побуждения – это проникновение на наш проявленный план значимостей эманаций непроявленных планов реальности мироздания. Все объекты этого проявленного мира, природные или же созданные людьми, все идеи и любые события, происходящие в нашем мире – это только отражения непроявленных планов реальности, и человек может опускаться или подниматься по ступеням, которыми являются непроявленные планы сознания только тогда, когда непроявленная часть в нём соединится с соответствующей непроявленной частью мироздания. Это можно сравнить с усилием, которые прилагает скалолаз, чтобы подняться на вершину какой-либо скалы, поверхность которой не позволяет ему опереться на что-либо, или за что-то удержаться, но его попытки увенчаются успехом, если он будет вбивать в скалу металлические стержни. Можно сказать, что когда человек периодически сосредотачивает своё внимание на чём-либо, то этим самым он «вбивает стержни», которые проходят покров проявленного плана и попадают в соответствующую область непроявленного. Таким образом, любые сосредоточения человека, которые вызывают соответствующие эмоциональные состояния, создают каналы, связывающие его с планами сознания, которые представлены в этом проявленном мире различного рода значимостями. К этому можно добавить, что различного рода захваченности, привычки и предпочтения, определяющие направление интересов человека, не только определяют пути его судьбы, но и трансформируют его личность, делая её созвучной тем планам реальности, к которым человек, не понимая этого, настойчиво пробивается в своих сосредоточениях и неосознаваемых автоматизмах.

На проявленной стороне реальности мира и самого человека царствует человеческий ум, который всё объясняет, обосновывает и оправдывает. Странное, не правда-ли царство ума – он объясняет, обосновывает и оправдывает всё, что существует независимо от него, и он не управляет всей этой реальностью, хотя и делает вид, что царская корона принадлежит ему. Нередко он пытается планировать, действовать предусмотрительно, но так как он прямолинеен в этом текучем мире, то на путях его прямолинейностей встречает всякие проблемы и неожиданности. Но ум человека, вступая во владения, ему не принадлежащие, не знает истинного предназначения ни его самого, ни той реальности, владыкой которой он себя считает.

Ум даже на подозревает, что его неведение является причиной захваченностей человека, которые точно в ловушках, удерживают сознание человека привязанным к этому проявленному миру значимостей. Концентрируясь, поддерживаемый эмоциональными состояниями, он в месте своей концентрации проделывает брешь в покрове проявленности, создавая этим самым канал, связывающий человека с той частью непроявленного, которая соответствует тому объекту этого мира значимостей, на котором сконцентрирован человек. И даже неглубокие и временные, но пристальные фиксации внимания человека на каких-то значимостях этого мира, истончают покров проявленности, давая возможность эманациям непроявленных планов сознания, проникать не только в человеческое существо, но и в атмосферу Земли. И это делает многие человеческие захваченности заразными для других людей. И, кроме того, люди – социальные (стадные) существа и, в связи с этим, стараются быть «такими, как все».

К тому же, эмоциональные состояния, которые всегда сопровождают захваченности, не остаются безразличными для человеческого существа – они перестраивают структуру не только ума и витала человека и даже его физическое тело, но и его сознание. В результате всё человеческое существо становится созвучным тем частям непроявленной реальности мироздания, которые через объекты этого мира значимостей подчинили человека своей воле. Человек, будучи сознательным способен вовремя осознать возникающие по какому-либо поводу эмоциональные состояния, которые находят в нём для себя «…и стол, и дом». И это однажды может стать для человека необратимым, когда все субличности человека оказываются под влиянием однажды возникшей и не затухающей захваченности.

Особенно опасными становятся захваченности, когда они подчиняют поведение человека во внешнем мире или в отношениях самого себя. При этом, часто, человеку не на что опереться, чтобы противостоять непреодолимым влечениям, порождённым захваченностями. При этом он теряет возможность отстраниться от тех состояний и влечений, которые захватили его, потому что для этого необходимо иметь в себе какую-то часть свободную от захваченности, которая могла бы быть опорой в противостоянии с теми силами, которые захватили человека.

Но всё выглядит иначе, когда человек захвачен влиянием более высокого плана сознания, потому что в таком случае сознание человека поднимается над сознанием обыденного плана этого проявленного мира и различные эмоциональные состояния и разрушительные побуждения оказываются не властными над человеком. Жизнь человека оказывается в русле Божественного намерения, которое оказывает на человека умиротворяющее влияние. Человек при этом осознаёт, что жизнь его в полной мере соответствует его предназначению на Земле и всевозможные проблемы этого мира проходят перед ним не задевая его. И это находит для него полное объяснение, так как ловушки этого проявленного мира значимостей могут уловить только того человека, который созвучен им.