Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СВОБОДА ИЛИ НЕСВОБОДА

Петр Зорин

2016-01-07

Свобода всегда иллюзорна, и духовные стремления человека – это всегда стремление к абсолютной свободе, когда человек, если он будет тогда называться человеком, будет сам определять направление и степень своих ограничений, исходя из обстоятельств.

Прежде чем говорить о несвободе, необходимо остановиться на идее свободы. Чаще всего человек понимает свободу от чего-то или от кого-то. Но это временное состояние освобождения, и оно скорее иллюзорно, чем реально. Так как такую свободу человек осознает, находясь в условиях новой, но ещё не осознанной несвободы. И однажды, возможно, даже в конце своей жизни, человек может осознать, что он никогда не был свободен. Действительно, у несвободы множество лиц и способов, при помощи которых она удерживает в своих владениях всё живое на Земле, в том числе и человека.

Но свобода звучит для человека как некое волшебное слово, позади которого находится фантастический мир свободы. Свободу можно сравнить с раем, в котором люди прибывают в вечном блаженстве. Но в раю люди сами себе не принадлежат, за ними так же как на каком-либо фешенебельном курорте, заботятся, прислуживают, чтобы они всем были довольны. И к тому же, в раю все без исключения не только бессмертны, но и находятся в состоянии непреходящего блаженства. И если Моисей кормил свой народ манной, то в раю текут реки с молоком и мёдом, к которым при необходимости можно всегда приложиться. По крайней мере, таким представляют рай некоторые категории христиан. Хотя молоко в древнеиндийских духовных знаниях означает мудрость и знания, а мёд – состояние блаженства.

Несвобода является средством, определяющим направление эволюции. И для этого, человек должен постоянно делать усилия, не позволяя себе быть свободным в своих желаниях и стремлениях, не соответствующих с направлением его намерения. В начале, когда намерение человека только что сформировано, оно содержит в себе множество других направлений-намерений, каждое из которых стремиться реализовать себя в этом проявленном мире. И человеку приходится постоянно делать усилия, чтобы препятствовать их реализации, так как направления этих кратких намерений не совпадают с направлением основного человеческого намерения, устремлённого к абсолютной свободе.

Люди обычно считают, что при свободе у них исчезнут всякие ограничения, и они будут делать, то, что хотят. Но природа устроила человеку ловушку в его попытках быть независимым от каких бы то ни было ограничений, и препятствий. Как только для человека ограничения потеряют свой смысл, то не удерживаемый ими, он опуститься на более низкий уровень своей упорядоченности. Для него станет дозволенным, прежде недозволенное (Запретный плод сладок) и, поэтому может стать привлекательным то, что прежде он, возможно, отвергал. Фактически, пытаясь освободиться от всех зависимостей (Свобода, равенство, братство), человек этим самым теряет свою природную защиту от деградации и разрушения. И это всегда начинается с более тонких структур человеческого существа – его сознания, ума, и его тела желаний, и заканчивается его физическим телом. Гармоничные зависимости поддерживают словно корсет, человеческую форму и к тому же, никакая эволюция без зависимости ограничений – невозможна.

Но зависимость так же может быть деструктивна, если она разрушает личностную психологическую зону человека. Люди иногда не придают особого значения этой зоне, хотя она является переходным звеном при общении внутренней сути человека с внешней реальностью мира. Именно в личностной зоне человека отражены все важнейшие особенности его характера, его достоинства и его недостатки, его намерения и способы реализации этих намерений. В личностной зоне человека находятся все его увлечения и его цели, его идеалы и воля стремления к этим идеалам. Всем этим и ещё многим другим человек пользуется, извлекая из своей личностной зоны, чтобы взаимодействовать в социальной зоне окружающей его реальности.

В идеальных обстоятельствах человек должен охранять свою личностную зону и не позволять кому-то другому оценивать её ценности, и распоряжаться ими по своему усмотрению. Он, как мы уже говорили должен сам наводить порядок в своей личностной зоне и использовать её волю для реализации своих намерений. Когда человек позволяет это делать другим людям, то это может привести к тому, что он постепенно лишиться в своём взаимодействии с социальной составляющей окружающего его мира, не только самостоятельности, но и своей воли. У многих людей есть неосознаваемые стремления внедряться в личностные зоны им не принадлежащие и там наводить порядок. В современной терминологии – поставить человека под внешнее управление. И это осуществляется не только в виде замечаний и напоминаний, но и многими другими способами, когда человек должен чувствовать себя виноватым и оправдываться, что может привести его ещё к большему усугублению его вины и даже низвести его до состояния ничтожества. У каждого человека существует своя зона комфорта, в которой он осознаёт себя относительно благополучно. Это состояние возникает у человека тогда, когда его принимают таким, какой он есть и ему нет нужды кем-то казаться, приспосабливаться или защищаться. Есть люди, которые в общении с другими людьми часто подозревают их в нападении на их личностную зону. Другие сетуют, что после того, как они кого-то приблизили к себе, ведут себя в их личностной зоне, как слон в посудной лавке. И есть ещё множество других вариантов, и причин этому несколько: не одинаковые размеры личностной зоны у различных людей, в значительной степени отличающаяся тактика и стратегия поведения различных людей, при взаимодействии с другими людьми. Чаще всего это связано с определёнными психологическими особенностями личности человека, спектр которых достаточно велик.

Существует только один способ гармонизации своей личностной зоны – это наблюдение за своими различными состояниями и определение направления реализации, к которой ведут эти состояния и вторым способом, который в значительной степени дополняется первым – это вслушивание в другого человека при общении с ним, находясь при этом в полном внутреннем молчании. При общении вы как бы едва прикасаетесь к другому человеку, в реакции которого вслушиваетесь, стремясь осознать их в самом начале их возникновения. Когда вы переходите в состояние исследователя, то в этот период вы, не замечая этого, переходите из состояния прежней несвободы в новое состояние, в котором осознаёте себя свободным человеком. Хотя это только так кажется, потому что путь к полной свободе состоит из последовательного чередования всё более тонких свободы и несвободы.