КОЕ-ЧТО О ФОРМЕ

Не следует думать, что форма – это только то, что можно измерить или что это нечто пространственное, или даже расположено во времени. Форма – это некоторая определённость, имеющая конкретный смысл и направленность. И эта определённость обязательно имеет для человека соответствующую значимость. Поэтому мы можем говорить о формах не только материальных вещей, но и формах в искусстве, формах народных обычаев, любые идеи и философии так же доступны для людей, когда они имеют форму. Можно сказать, что все значимости реальности мира для человека существуют в виде определённых разновидностей, типов, форм. И человек благодаря этому получил возможность манипулировать формами, определять их полезность и вредность, одни ставить во главу угла, а другие выбрасывать на свалку истории. Но мы с вами знаем, что у каждого человека своё кривое зеркало восприятия реальности мира, основу которого он получил по наследству от родителей, а всё остальное здание восприятия он достроил позже – в процессе его воспитания и обучения. Поэтому, каждый человек придаёт формам окружающего мира свою значимость, которая, возможно, в чём-то отличается от значимостей форм других людей. Но в любом случае, эти формы не являются истинными и наполняются людьми содержанием, не имеющем отношение к истине. Почему? Потому что у каждой формы, независимо от человека, есть своё предназначение, которое определяется истинным её содержанием, но неведение до определённого времени скрывает от человека истинное предназначение форм.

Вальтер Шубарт, немецкий философ в своей книге: «Европа и душа востока» сказал, что Европа – форма без души,  а Россия душа без формы. Он имел в виду, что структура Европы соответствует идеалам человеческого ума, которому чужды глубинные человеческие качества, основанные на сердце. В то же время, Россия во многом полагается на сердце, дух которого не только содержит в себе жертвенность, но движения его не предсказуемы для ума. Отсюда непредсказуемость ответных реакций России на всевозможные ловушки, в которые запад заманивает Россию. Логика ума отличается от логики сердца, и у каждого из них свои правила игры, даже если они играют в одну и ту же игру. Здесь мы можем вспомнить Пушкина «Моцарта и Сальери». Сальери, который, опираясь на логику ума, пытался алгеброй гармонию поверить, и гения Моцарта, который  в своём творчестве опирался не на формулы ума, а на своё сердце. «Мудро только сердце…», говорит Сент-Экзюпери в «Маленьком принце». И как Сальери не мог быть спокоен до тех пор, пока был жив Моцарт, так и запад не может быть мирным до тех пор, пока жива Россия.

Путь человечества лежит через проявленный мир всевозможных форм в сферы бесформенной реальности мироздания – бесформенной для человека, живущего в мире традиционных форм. Вся остальная реальность мироздания, ещё не познанная человеком, и не приспособленная для его нужд – это мир бесформенной реальности. Человек, идущий внутренним путём, на каждом шагу встречается с традиционными формами проявленного мира, но привлекательные или отталкивающие формы значимостей окружающего человека мира имеют для него другое значение. Он знает, что каждая форма проявленного мира, только тогда вызывает в нём ответное звучание, или же определённое ответное отношение, когда в нём есть звучащие в унисон со значимостью этой формы качества его личности. И ещё, он помнит, что если он искренен в своей внутренней работе, то все значимости форм этого мира будут встречаться ему в той последовательности, в которой он готов осознавать их. Другими словами, человек – текучее существо, и в каждый момент времени он отличается от того, каким был некоторое время тому назад, и его внутренние состояния, каждое из которых имеет своё звучание, может быть созвучным каким-то внешним влияниям, и тогда эти влияния захватывают сознание человека, но они могут звучать и в диссонанс, что сделает человека безразличным к подобному источнику внешних влияний. Но тогда, если человек искренен в своей внутренней работе, то последовательность совпадения различных внешних значимостей форм возможна только тогда, когда есть некто синхронизирующий внутренние состояния  человека и последовательность внешних на него влияний. Можно сказать, что в этот период времени человек, идущий внутренним путём, находится под полным водительством Божественного, который делает внутреннюю работу человека максимально эффективной. Если человек на внутреннем пути всецело предаёт себя в руки Божественного, то даже тогда, когда кажется, что Бог оставил его и низшая природа вновь претендует на власть над ним, он не падает духом и знает, что всё происходящее с ним, каким бы оно ни было, является частью его внутреннего пути. При этом его внутренняя устремлённость не ослабевает, и сомнения не поселяются в его груди. Он знает, что если Бог однажды призвал его, то Он уже никогда не оставит его. Ещё он знает, что человеку только кажется, что это он сам делает свою внутреннюю работу. В действительности эту работу делает Бог, а человек является или только свидетелем этой работы, когда Бог указывает ему не те стороны его личности, над которыми следует работать, или же Бог позволяет человеку присваивать свою направленную волю на те проявления в низшей природе человека, которые нуждаются в трансформации. И однажды человек осознает, что вся внутреннюю работу делает не он, а Божественный, а человек является только свидетелем на духовном пути. Даже усилия необходимые в этой работе и отношения к различным проявлениям реальности окружающего человека мира – все это делает Божественный, а человек остаётся внимательным и преданным свидетелем и послушным инструментом в руках Бога.