Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ В ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ

--

Из того, во что вы верите,

ничто не является правдой.

Если вы это понимаете

- вы свободны.

Каждый человек в твоей жизни -

плод твоего воображения.

Даже ты сам.

 

Байрон Кейти

 

Восприимчивость имеет отношение не только к высоте порогов восприятия, которые по многим причинам могут быть не одинаковыми в различных органах чувств человека. Степень восприимчивости значимостей этого мира так же может быть не одинаковой в существенных пределах у различных людей. И от этого зависит не только отношение человека к окружающему его миру и к самому себе, но и его судьба. Действительно, абсолютно всё, с чем приходит в соприкосновение человек, имеет для него определённую значимость. И человек движется по жизни от значимости меньшей, к значимости большей, не осознавая, что степень выраженности значимостей мира определяет не он, а его судьба. Человек, не осознавая, что он только марионетка в руках судьбы, почти всё, что она предлагает ему, присваивает, считая, что это он сам делает выбор путей своей жизни. А судьба человека выделяет ему узкий коридор предпочтений, которые человеку кажутся единственно приемлемыми и правильными в каждый момент времени. Человек может представлять своё желаемое будущее, как ближайшее, так и отдалённое, но направление, куда ведёт его судьба, очень редко совпадает  с его намерениями и планами. К этому можно добавить, что, несмотря на то, что судьбы ведут всех людей их индивидуальными путями, но в конце жизни люди приходят к одному и тому же финишу. И можно было бы на этом поставить окончательную точку, предварительно процитировав слова из «Песни о соколе» Горького: «Летай или ползай, конец известен. Все в землю лягут. Все прахом будут». Но эта «точка» была бы обоснована только в том случае, если бы не было перерождения.

Эволюцию нельзя свести только к физическому процессу, так как основным объектом эволюции человека является его сознание. Поэтому, эволюция – это не физический, а духовный процесс, который не может уложиться в одну человеческую жизнь. Хотя в большинстве религий не остаётся места для эволюции сознания и духа, всё зависит от того, как сыграет свою роль человек в общечеловеческой пьесе, таким и будет его посмертное существование. И это всё. В большинстве религий нет места для прижизненной эволюции духа, но есть система, основанная на страхе наказания, как прижизненного, так и посмертного. Но в действительности, в основе всех религий лежит стремление к абсолютной божественной истине, но так как люди привнесли во внешние формы религий понятные им сугубо человеческие принципы взаимоотношений человека с Богом, то истинный дух религий остался скрытым за внешними очеловеченными формами.

Ещё более безысходным является атеизм, в котором судьба человека заканчивается так же, как и судьба любого другого живого существа, будет ли это опарыш, которого использует рыбак для своих нужд, или же царь зверей. Конечно, атеист не хотел бы, чтобы между ним и опарышем хоть в чём-то стоял знак равенства, но по атеистической философии их посмертная судьба одинакова. И не только посмертная.

Далее нам следует коснуться одной из базовых основ мироздания, без чего будет непонятна необходимость изменения восприимчивости человека в эволюции его сознания.

Так же, как весь земной эфир современной человеческой цивилизации заполнен одновременно всевозможными частотами радиоволн, так и весь Универсум заполнен комплексами вибраций бесконечного множества Вселенных или планов сознания. То, что мы здесь ставим знак равенства между вселенными и планами сознания, свидетельствует о том, что каждая  Вселенная является только составной частью бесконечного спектра сознания. Можно сказать, что человек живёт среди множества вселенных, каждая из которых имеет свою октаву сознания, и из всего этого множества, он воспринимает только одну, известную ему вселенную, и это для него возможно только благодаря вложенным в него программам восприятия. Человеческая программа восприятия, словно приёмник, настроена на частоты, которые имеют отношение только к той Вселенной, которая соответствует частоте его собственных вибраций. И тогда можно сказать, что вселенная, которую воспринимает человек и сам человек, составляют единое целое.

Исходная структура Абсолюта, в которую входит бесчисленное количество вселенных, непроявлена и если бы у человека вдруг исчезла программа восприятия привычной для него реальности, то вокруг него, куда бы он ни направил своё внимание, простиралась бы бесконечная пустота. Та часть Абсолюта, которую мы называем нашей Вселенной, проявляется во всём её разнообразии только тогда, когда начинают работать программы восприятия, вложенные в человека. Если человека сравнить с телевизором, то на его экране появятся изображения и звук, только тогда, когда будет включён его приёмник. И такой же непроявленной представляется реальность каждой из множества вселенных, которые проявлены только для своих внутренних форм жизни, когда в этих формах включаются программы восприятия реальности их вселенных.

Но, несмотря на разделённость вселенных, между ними нет чётких границ, так как программы восприятия своими краями в какой-то степени накладываются друг на друга. И тогда человек на границах своего восприятия может что-то осознать, имеющее отношение к любой другой вселенной. Любой, потому что человек соприкасается в той или иной степени со всеми вселенными. Возможно, он воспринимал бы их более ясно, если бы не яркость восприятия привычного для него мира.

Проявления каждой из вселенных можно сравнить с оркестрами, играющими каждый свою мелодию. Оркестры отделены друг от друга и если кто-то из играющих оркестрантов прислушается, то сможет что-то уловить из посторонних звучаний, доносящихся извне. Но если оркестр остановит свою игру, то все его оркестранты ясно услышат звучание, по крайней мере, ближайшего оркестра. У человека это происходит во время сна, когда он перестаёт осознавать мир, в котором он обитает, и начинает воспринимать другие реальности. Правда, он в своих сновидениях несознателен, потому что его сознание настроено на восприятие привычного для него проявленного плана реальности.

Каждому человеку даны возможности бесконечной эволюции своего сознания и даже всего существа. И первые шаги, которые человек должен сделать в этом направлении – он должен изменить свою оценку значимостей внешнего проявленного мира в соответствии с избранным им духовным путём. И эти изменения должны привести не только к изменению отношений человека к реальности внешнего мира, но и к трансформации всего его мировоззрения.

Мы однажды уже говорили о том, что каждый человек живёт в своей индивидуальной вселенной, так как его программа восприятия реальности мира индивидуальна и во многих своих частях отличается от программ других людей. В основном эти отличия восприятия касаются значимостей этого мира, и, как следствие, – отношений человека к окружающей реальности мира. Различные варианты восприятия значимостей проявленного мира в основном касаются не эмоциональных оценок этих значимостей, а их предназначения. И мы должны помнить, что все значимости проявленного мира являются ловушками, через которые улавливается внимание людей, независимо от степени выраженности их отрицательных или положительных качеств. Благодаря этим ловушкам человек оказывается прочно привязанным к низшей природе, которая проявляет себя через значимости этого проявленного мира. Именно для этого человек должен переоценить значимости окружающего его мира.

Обычно человек переоценивает некоторые значимости этого мира в связи с полученным им психологическим опытом. При этом подавляющее большинство значимостей остаются в нём неизменными, в связи с чем, в человеке мало что меняется. И, действительно, с какой стати у человека может появиться желание изменить значения привычных значимостей – это значит, изменить весь мир. По крайней мере, ориентироваться в этом мире для него станет значительно сложнее. И самый важный вопрос: в каком направлении должны меняться значимости? Хорошо было нищему из произведения Марка Твена – «Принц и нищий» – он не знал значимостей королевского двора, поэтому с лёгкостью приспособил королевскую печать для колки орехов, а туалетную воду для омовения рук, принял за напиток. Замечаете: если человек не знает значимости каких-то объектов, то он определяет их сам в зависимости от ситуации, исходя из своего предшествующего опыта. Но в природе сколь угодно объектов, которые имели свои значимости ещё до того, как их определил человек. Действительно, значимость всех объектов и процессов в природе, которые были до человека, а некоторые из них и в настоящее время относительно связаны с человеком, определялись не человеком. Другими словами, все значимости мира имеют два уровня значимости – один из них определялся не человеком и соответствует своему истинному предназначению, а другой порождён надобностями человека. И это касается не только природных явлений или физических объектов природы, но всех значимостей этого мира – можно сказать, что это исходная значимость всего сущего в этом мире. Следовательно, для того, чтобы изменить смысл и предназначение привычных для человека общепринятых значимостей, человек должен знать их предназначение на более глубоком уровне. Здесь можно сказать, что всё в проявленном мире – это только поверхностные проявления каких-то фрагментов бесконечной непроявленной реальности. И корни всех значимостей, содержащие в себе истинный их смысл и предназначение, находятся в непроявленной реальности мироздания.

Когда мы говорим об эволюции сознания человека, то, возможно, спрашиваем себя, а почему человек должен хотеть эволюционировать? Эволюционный процесс – это раскрытие цветка, в бутоне которого уже есть все его будущие лепестки, им надо только раскрыться. И это становится возможным, когда в человеке возникает побуждение к их раскрытию. Это побуждение так же от человека не зависит, и сам человек по своему желанию не будет прилагать усилия, чтобы способствовать процессу раскрытия лепестков бутона своей эволюции. Если это необходимо для его социальной значимости, то, возможно, он и встанет на путь самосовершенствования, но, опять-таки, в пределах необходимого. Но цветок эволюции берёт своё начало в непроявленной беспредельности и, поэтому, только трансцендентная часть в человеке – его бессмертная божественная душа – может побуждать человека эволюционировать в эту беспредельность Божественной истины. И только бессмертная, трансцендентная Божественная душа может изменить восприимчивость человека к значимостям этого проявленного мира. И тогда человек становится способным осознать истинное предназначение всех значимостей проявленного мира. Но процесс осознания идёт медленно, так как привычная программа восприятия реальности всё ещё продолжает действовать, привязывая человека к окружающей его реальности. Но начавшийся процесс осознания истинного предназначения всех значимостей этого мира уже не остановить. И однажды переоценка значимостей приведёт к тому, что человек перестанет зависеть не только от значимостей этого мира, но изменится та сторона его, которая связана с этими значимостями. На самом деле мы, люди, привязаны к нашему проявленному миру через его значимости. Если для нас ценными являются те грани значимостей, на которых основывается этот материальный мир, то это делает нас частью той проявленности, которая окружает нас. В том же случае когда значимости этого мира приобрели для нас другой смысл, истоки которого лежат в трансцендентной реальности мироздания, то наше сознание и наше восприятие, этим самым сдвигается в сторону более высоких планов сознания. Но заметьте, это происходит только тогда, когда меняется наша оценка традиционных значимостей этого мира. Конечно, всевозможные объекты проявленного мира при этом никуда не исчезают, но они уже не привязывают нас к себе. Мы уже с других позиций воспринимаем окружающий нас мир и его предназначение. Фактически, внутренняя работа всегда сопровождается переоценкой значимостей реальности мироздания и одновременно с этим происходит трансформация нашего сознания, а затем и всего нашего существа.

Существует множество направлений реальности мироздания, которые можно рассматривать с позиций оценки значимостей. Однажды мы с вами рассматривали идею кривых зеркал, утверждая, что каждый человек несёт в себе своё кривое зеркало, при помощи которого он воспринимает всех людей и все события реальности мира. При этом в человеке меняется отношения к значимостям мира, возможно, выборочно. И в этих изменениях, кто-то может оказаться в положении злодея, а кто-то – святого. Но кривизну зеркала поменять невозможно, сколь бы убедительными ни были ваши доводы о неправильности оценок значимостей окружающей такого человека реальности мира. можно только подняться над этими оценками, что становится возможным для человека только в период духовной работы. Хотя эти люди, скорее всего не захотят менять оценки своих значимостей, потому что для них эти оценки являются эталоном истины, а все остальные – только отклонения от их истины.

И здесь ещё следует добавить к сказанному – в различном возрасте кривизна восприятия своего собственного внутреннего зеркала с возрастом обычно меняется, и в некоторых случаях эти изменения могут быть настолько велики, что у человека возникает диссонанс отношений с реальностью мира. И чтобы этот диссонанс был как-то компенсирован люди должны осознать его причину, что для большинства людей является невозможным. И тогда они находят её, эту причину, в каких-то конкретных окружающих обстоятельствах или отношениях. Для компенсации своего нарушенного внутреннего относительного равновесия им необходимо найти «козла отпущения». Но это эта бутафорная компенсация, не предохраняет их от дальнейшего скатывания со временем в ещё большую кривизну своего внутреннего кривого зеркала восприятия. Если вы скажете ему, что причины его состояния лежат в нём самом, а не в ком-то другом, то он может не только не понять вас, но и сделает из вас единомышленника своего «козла отпущения». этот человек может изменить своё внутреннее кривое зеркало восприятия, только поднявшись над значимостями этого мира.