Состояние готовности подобно дереву, имеющему множество ветвей. Дело в том, что любое действие, насколько бы кратким или продолжительным оно ни было, возможно только в том случае, если у человека к нему есть адекватное состояние готовности. Другими словами, любая деятельность человека, направлена ли она во внешний мир или же целью её являются внутренние его изменения, возможны только тогда, когда у человека сформируется надлежащая внутренняя структура, способная к реализации соответствующего ответного намерения человека на различные намерения внешнего мира. Для человека и любого другого живого существа внешний мир подобен постоянно меняющимся фигурам калейдоскопа. При этом постоянно меняющаяся реальность внешнего мира никогда во всех деталях не повторяет себя, и для того, чтобы адекватно воспринимать внешние влияния и реагировать на них, человек должен настроиться на структуру этих влияний и стать созвучным им. Это для человека становится возможным, потому что калейдоскоп внешнего мира постоянно копируется человеком, благодаря чему человек узнаёт внешний мир внутри себя. Правда, это не приводит к полному созвучию человека и внешней реальности мироздания, потому что у каждого человека своё кривое зеркало восприятия реальности, в котором некоторые детали или воспринимаются искажённо или не воспринимаются никак. Отсюда и понимание всего происходящего в мире, и способ взаимодействия с окружающей реальностью, у различных людей не одинаков. Этот же принцип присущ всей живой природе.
Таким образом, первоначальным и самым низким уровнем восприятия реальности мира, является животный уровень, который имеет для человека свои ценности, так как обеспечивает ему какое-то равновесие в окружающем его мире, без которого выживание для человека может быть в значительной мере затруднено. Например, подражательный инстинкт у животных, который объединяет их в стада, благодаря чему выживаемость их в значительной степени возрастает. Этот инстинкт проявляется и в людях, когда они стремятся «быть такими как все». И это исследовательский инстинкт, побуждающий животного исследовать территории, которые обеспечивают им жизнь. Человек так же исследует «территории», но делает это на многих уровнях. Животные создают семьи, так как инстинкт заставляет их иметь потомство. Примитивные животные так же стремятся к размножению, но для этого никаких семей не создают. То же самое делают и люди – одни из них создают семьи, отношения других менее организованы и они просто создают кратковременные союзы, а третьи удовлетворяют свои потребности по мере их возникновения. Можно говорить и об удобствах жизни и о способах, при помощи которых эти удобства приобретаются, и о взаимодействии людей между собой и во всех случаях мы находим в основе всех этих процессов животное начало, приобретшее цивилизованную форму. Отсюда следует, что современный человек, всё ещё во многом остаётся животным, и все его цели не выходят за пределы целей животных. Правда, всё это он делает более умело, чем братья его меньшие.
Таким образом, состояние готовности человека к восприятию реальности мира и взаимодействия с ним автоматически осуществляются на принципах, характерных для животного уровня. Основной особенностью этих принципов является автоматизм процессов, составными частями которых являются влияния внешнего мира и ответная автоматическая реакция, зависящая от состояния организма. И тогда человека и внешнюю реальность можно рассматривать как единую систему, в которой несозвучия незначительны, а управляющий центр этой системы сосредоточен не в человеке, а в низшей природе, которая и управляет человеком, который в этом случае является одним из средств реализации низшей природы.
Когда мы говорим о состоянии готовности, которой человек достигает сознательно, имея перед собой определённую осознанную цель, то центр этой готовности находится в самом человеке. При этом внешние обстоятельства являются только средствами, при помощи которых эта цель достигается. Цели, которым осознанно может следовать человек, имеют только два направления: одно из них располагается в пределах этого проявленного мира, другое же выходит за его пределы. Для того, чтобы создать в себе готовность следовать одним из этих направлений необходимо для этого иметь достаточно инструментов познания, без которых невозможно создание не только намерения, но и состояния готовности следовать в направлении, определяемом этим намерением. Например, человек, имеющий примитивное мировоззрение, может создавать только короткие намерения, которые не могут вести к значимым целям. Правда, для таких людей и короткие цели кажутся вполне значимыми. Цели в этом мире значимостей можно сравнить с путешествиями. В одном случае это путешествие на край света, а в другом – прогулка вокруг собственного дома. И один человек пытается докопаться до истины, углубляясь всё больше и больше в процессе познания, а другой довольствуется поверхностной информацией, для него в этом мире существуют только аксиомы, что облегчает его жизнь, так как они не требуют никаких доказательств. Но кроме широты и глубины мировоззрения для человека ещё важен принцип, на котором его мировоззрение строится – хочет ли человек реализовать свои стремления в этом проявленном мире или же его стремления не связаны с ценностями этого мира. Всё это зависит от того – на что опираются стремления человека. если опорой служит эго, то все цели человека будут находится в этом проявленном мире значимостей. В том же случае, когда человек опирается в своих стремлениях на Психическое существо, или истинное «Я» человека, то его единственным намерением, которое может иметь начало в этом мире значимостей, будет совершенство сознания, превосходящее сознание человеческого плана реальности. Здесь следует сказать, что любые стремления человека можно рассматривать или как утверждение доступных для человека возможностей, или же расширение их.
Кратковременное состояние готовности перед каким-то сравнительно непродолжительным процессом и долговременное состояние готовности, которое может проходить через всю человеческую жизнь – в любом случае требует сознательного формирования внутренней соответствующей конструкции. Наиболее важное в такой конструкции является определённая её направленность. В формировании кратковременного и долговременного состояния готовности, что в последнем случае называется формированием намерения, имеет существенные различия. Действительно, при формировании кратковременного состояния готовности, человек знает начало и конец процесса и, сосредоточившись может расположить материал в определённой последовательности и когда этот процесс будет завершён, человек осознает себя готовым к той работе, к которой он готовился. При этом, совсем не обязательно формировать состояние готовности максимально подробно, достаточно отметить основные моменты и связать их между собой соответствующими переходными связывающими фразами. Например, «а затем я скажу об ….», остановлюсь на…», «а потому расскажу о ….» и т. д. При этом очень важно быть полностью сосредоточенным и не отвлекаться ни на мгновение. Вообще человек почти всегда имеет дело с кратковременными состояниями готовности, потому что любое долговременное состояние готовности к какому-то делу или процессу состоит из отдельных кратковременных звеньев. Но, тем не менее, долговременное состояние готовности или намерение имеет очень важное значение в жизни человека. важное потому, что оно определяет всю человеческую жизнь.
Состояние готовности в этом случае формируется в течение длительного времени, когда человек отвергает все соблазны и всё, что может отвлекать его от избранного им пути, или избранной им работы. Конечно, влияния окружающих его обстоятельств при этом в значительной степени возрастут и внешний мир будет прилагать значительные усилия, чтобы вернуть такого человека опять в своё лоно обывателя. При этом в человеке будут подниматься различные состояния и мысли, уводящие его от того намерения, которое для человек стало смыслом его жизни. Более того, когда человек будет уверен, что наконец-то он может полностью отдать себя той работе, которая необходима для реализации его намерения, однажды обстоятельства внешнего мира подловят его или на каких-то увлечениях или на идее, что он в какой-то своей части должен себя как следует подготовить, чтобы дальнейшая работа по реализации его намерения была более эффективна, это может настолько далеко увести его в сторону от его основного намерения, что однажды он осознает, что не следует в направлении прежде избранном им пути. Иногда человек оставляет свой путь, потому что не видит значительных результатов в своей работе. Хотя Шри Ауробиндо однажды говорил, что в периоды кажущегося затишья, когда, кажется, ничто не происходит и не меняется, идёт внутренняя глубинная перестройка на уровне подсознания и когда она будет закончена, вновь появятся ощутимые результаты внутренней работы.
Все люди, живущие на Земле, переходят от одного состояния готовности к другому. У одних эти переходы краткие и почти всегда зависят от ситуации, в которой эти люди находятся, у других – эти краткие по протяжённости состояния готовности соединены в более длинные смысловые отрезки и только у не многих они могут быть длиною во всю их жизнь, и ещё меньше людей, состояния готовности которых сливаются в поток намерения, выходящий за пределы притяжения низшей природы Земли.