Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

КРИВЫЕ ЗЕРКАЛА

Петр Зорин

Существует широкий спектр человеческих отношений к реальности мира. Крайние позиции этого спектра прямо-противоположны по своему значению. И, кажется, мы должны весь этот спектр разделить три части, средняя из которых будет считаться относительной нормой, а те, что справа и слева – это отклонения от нормы, и чем дальше от центральной части располагаются позиции человека, тем в большей степени эти отклонения выражены. Но мы не можем классифицировать таким образом спектр человеческих отношений, потому что каждый человек будет считать, что его отношения к реальности мира находятся в той части спектра, которая относится к норме. И это верно даже для тех, которые занимают противоположные позиции в этом спектре. Можно предположить, что классификации в этом случае будут всегда субъективны, и, пользы от них не будет никакой. И, тем не менее, знание о существовании такого широкого спектра человеческих отношений, может быть полезным. Можно сказать, что каждый человек живёт в своей вселенной, которая индивидуальна и отличается от вселенных других людей. Но реальность окружающего человека мира для всех одна и та же, хотя отношения людей к этой реальности не одинаковы. Это можно сравнить с однотипными квартирами, в которых каждый человек обустраивается по-своему. Тогда можно сказать, что у каждого человека своя правда, как бы его взгляды на реальность мира не отличались от взглядов других людей.

Если ограничиться этим объяснением многоплановой человеческой вселенной, то тогда можно оправдать любого преступника, потому что каждый ведёт себя в этом мире по своей правде. Но во Вселенной ничего не бывает случайным, и всё существующее является необходимостью, которая служит предназначению как каждого из людей, так и всего человечества в целом.

Существующие законы, определяющие пределы допустимых взаимоотношений между людьми и с окружающей природой, ведут к ограничению реализации возможностей человека жить по своей правде. Другими словами, существует надчеловеческая правда, определяющая интересы государства или какого-либо сообщества, и индивидуальная человеческая правда, которая втискивается в русло какой-либо более значимой правды. И это всегда насилие, которое одними людьми никак не воспринимается, другие люди, более широко мыслящие, соглашаются на ограничения, которые на них накладывает более значимая правда, так как понимают, что они только незначительные части более великого организма, а третьи пытаются преодолеть ограничения, которые накладывают на них всевозможные законы, обычаи и правила.

На самом деле, широкий спектр человеческих отношений позволяет Божественной душе человека получить наиболее полный опыт, необходимый для её роста и, кроме того, для духовного искателя это является условиями, в которых возможно эффективное формирование его «Свидетеля». Действительно, в чём-то несовпадающая оценка людей или обстоятельств, ведёт к несовпадению мнений и отношений. И каждый человек при этом при взаимодействии с другими людьми будет в чём-то несозвучен. Благодаря такому несозвучию у людей возникает потребность или отвергнуть то, что несозвучно, или же постараться понять причину этого несозвучия и найти какой-то компромисс. Причём, любой компромисс – это внутренние изменения, которые без достаточной внутренней гибкости, пластичности – невозможны. Можно сказать, что внешние обстоятельства, которые несозвучны человеку – это благо, так как позволяют ему сохранять пластичность, гибкость, не деградировать, а, напротив, эволюционировать. Но человек настаивает на своей самобытности, отвергает вызовы внешней реальности или пытается эту реальность переформатировать под себя так, чтобы она не создавала ему проблем и даже прислуживала ему. Примером может быть старуха из произведения А. С Пушкина – «сказка о рыбаке и рыбке», которая хотела, чтобы золотая рыбка булла у неё на посылках. На самом деле несозвучия во внешнем мире имеют другое, вполне определённое предназначение – эволюцию сознания. Но почему тогда люди сопротивляются внешним несозвучным им обстоятельствам? Дело в том, что эволюция сознания возможна только тогда, когда человек делает осознанные усилия над собой, чтобы преодолеть неведение, пассивность или безволие и своё нежелание меняться. Человек начинает деградировать, когда не делает усилий и сдаётся перед обстоятельствами, и предпочитает идти на поводу своих желаний.

Но во всём этом есть одна очень важная особенность – положение человека в спектре восприятия реальности мира и взаимоотношения с ним, не является фатальным. Каждый человек после рождения имеет только предрасположенность, к занятию в спектре определённого места. Если внешние условия будут благоприятны для этой предрасположенности, то человек займёт то место в спектре взаимоотношений, к которому была склонна его природа. Нередко всё так и происходит, потому что родители, передав по наследству определённые предрасположенности, после рождения своего ребёнка будут воспитывать в нём те значимости и ценности, которые для них самих имеют безусловную важность. А в дальнейшем подрастающий человек найдёт во внешнем мире те обстоятельства, которые наиболее созвучны ему. Но, зная это, воспитатели могут изменить направление своего воспитания и не втискивать своего ребёнка в такие же рамки, в которых воспитывались сами. Человек так устроен, что приобретает ту форму, в которой он находится достаточно длительное время. Здесь следует сделать уточнение, что человеческий дух будет определять дальнейшую структуру и судьбу человека. Действительно, воспитание человека можно сравнить с закаливанием металла, в котором железо и свинец будут вести себя по-разному.

И ещё один вопрос: как же взаимодействовать с таким человеком, который ведёт себя асоциально и при этом категорически не хочет меняться – он хочет остаться таким, каков он есть? Страх наказания далеко не всегда может исправить такого человека в его взаимоотношениях с другими людьми, а «пряник» может привести к противоположному результату. Очень важным является способ, при котором человек должен понять, почему он так поступает или так к кому-то относится. понять – это, значит, в какой-то мере отстраниться от какой-то несовершенной своей части, которая позволяет человеку поступать асоциально. И в первую очередь важно, чтобы это понимание пришло ни к вам, как воспитателю, а к другому человеку, который должен в чём-то измениться. и, конечно же такое понимание не может произойти под насильственным давлением воспитателя. Необходимо, чтобы и ему было интересно понять самого себя. И, конечно же, если это понимание произошло, то вы должны будете показать, как вы довольны им, его способностью понять причину своих поступков. Со взрослыми всё сложнее, так как они далеко не всегда хотят понимать причину своих поступков, особенно когда об этом просит его кто-то другой. Взрослые хотят показать себя самодостаточными, а самоанализ часто ими воспринимается как выворачивание свои несовершенства на обозрение другому человеку. А так как  во взаимоотношениях с другими людьми мы всегда импровизируем, то в таких случаях, импровизация должна быть направленной, так как у вас есть определённая цель – помочь другому человеку понять самого себя. Он должен согласиться на подобного рода самоанализ, без чего никакая работа сделана быть не может. Здесь я хочу ещё раз подчеркнуть, что, занимаясь анализом своих состояний, мы отчуждаемся от них, что автоматически уменьшает силу их влияния на наши взаимоотношения с окружающей реальностью.

Но спектр восприятия реальности и взаимоотношения с ней, нередко, никак не связан с мировоззрением человека. У многих людей происходит своеобразное расщепление между мировоззрением и их взаимоотношением с окружающей их реальностью. При этом человек знает, что дважды два равно четырём, но в создавшихся условиях для него более выгодным будет считать, что дважды два равно пяти или трём. И тогда могут создаваться человеком выгодные для него виртуальные реальности, которые он будет выдавать за действительные и этим самым оправдывать выгодное для себя отношение к другим людям или даже народам.

Похоже, что идея выгоды имеет под собой нечеловеческую основу, потому что она направлена не на благо человека-потребителя, а на удовлетворение жажды наживы, жажды власти, жажды удовольствий и стремления к беспредельному повышению своей значимости. Здесь говорится о нечеловеческой основе идеи выгоды, потому что жизнь человеческая коротка, а идея выгоды предполагает вечность, потому что рождаемая ею жажда не имеет своего предела, и такого рода расщепление подобно неизлечимому психическому заболеванию. Мне вспоминается клинический случай, когда молодая женщина привела к психиатру своего молодого мужа, который свои костюмные брюки засучивал выше колен. Когда врач спросил его, для чего он это делает, то в ответ услышал, что его брюки слишком длинны для него. На вопрос, какими бы хотел он видеть их, он стал поднимать их до пределов, когда объём его бедра, стал препятствием его усилиям поднять брюки ещё выше.

– Вот ещё бы немного и длина брюк была бы достаточна. Я бы мог разрезать их, и тогда бы все проблемы были решены, но вот жена не позволяет мне это сделать. Это человек хотел невозможное, выходящее за пределы разумного – но это психически больной человек. А не является ли психическим отклонением стремление бизнеса в пищевые продукты, вместо полезных растительных масел, или молочных жиров добавлять техническое пальмовое масло, которое стоит копейки? Их не волнует здоровье людей, для них важнее выгода. Можно приводить ещё множество примеров, которые только подтверждают, что в капитализме есть предел, перешагнув который, человек попадает в нечеловеческую зону, богом в которой становятся деньги, а идеологией – выгода. Для капиталиста может быть невыгодным патриотизм, так как он ограничивает пределы поля его деятельности, ему чужда культура и дух того народа, среди которого он живёт, для него важными являются те процессы в мире, которые соответствуют идее выгоды. Это люди, попавшие в сатанинскую ловушку выгоды и власти. И у них очень мало шансов выбраться из неё. И даже если однажды это произойдёт с ними, то, оказавшись за пределами этой ловушки, они останутся психически изменёнными на всю оставшуюся жизнь. Человек может излечиться от этого психического заболевания, если осознает его в себе и использует непреклонное намерение, для освобождения от него.

Опубликовано