Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВОЛЯ В ДИНАМИКЕ И СТАТИКЕ

--

Возможно, правильно будет вначале хотя бы коротко остановиться на воспитании воли, и только потом говорить о её динамике и статике. Воспитание может осуществляться при помощи воспитателя, и оно может быть реализовано самим человеком, желающим сделать свою волю более концентрированной. Основным принципом в проявлении воли является упорядоченность. Энергия воли объединяет все элементы мировоззрения человека вокруг определённой цели, которая всегда находится в будущем, или же создаёт определённую структуру личности в настоящем, необходимую для будущего. Другими словами, воля – это энергия, объединяющая человеческую личность для реализации какой-либо идеи. Но у воли есть ещё одно важное предназначение – она защищает намерение человека от всевозможных внешних влияний, которые не соответствуют его направленности.

Но для того, чтобы воля была эффективной, человеку необходимо иметь ещё и другие психологические особенности, без которых не может быть не только достигнута, но и сформирована определенная цель. Здесь можно перечислить эти качества и обосновать необходимость их, для достижения какой-либо статической или динамической цели. Тогда саму волю мы должны рассматривать как энергию, которая может быть использована человеком как угодно. Сама по себе энергия воли не имеет собственной направленности, но ею могут воспользоваться физический ум человека, его витал и тело желаний, энергию воли может использовать ум и сознание человека и её может использовать Психическое существо. Энергия воли различным людям дана в неодинаковом количестве уже от рождения. И у одних людей её иже изначально огромное количество, а у других её может быть очень немного. И так как в раннем детстве, да и в подростковом периоде человеческой жизни ещё не существует контроля над энергией воли, то в этот период существования человека энергия воли находится под влиянием всевозможных желаний и эмоциональных состояний. И тогда, говоря о воспитании воли, мы должны в первую очередь стремиться к упорядочиванию и самих себя и того окружения, которое является продолжением функциональной части нас самих или же находится в зависимости от нас.

Что имеется в виду под «упорядочиванием»?

Вначале рассмотрим основу человеческой личности. причём, у различных людей она может в значительной мере отличаться, но общий принцип этой основы для всех людей одинаков. Люди часто находятся в бесформенном состоянии, когда их активность определяется или внешними обстоятельствами, или же побуждениями, вызванными эмоциональными состояниями и физиологическими потребностями. В этом случае люди действуют автоматически, безотчетно, находясь на самом низком уровне полусознательной упорядоченности. В каждом человеке есть этот базовый уровень основных автоматизмов, позволяющих человеку сохранять минимальное комфортное физическое состояние и формальное взаимоотношение с окружающей его реальностью. Этот уровень можно было бы назвать уровнем цивилизованного животного, которое в какой-то степени умеет говорить. Но, тем не менее, у каждого человека даже на этом минимальном уровне проявления человеческой личности есть свои индивидуальные особенности, в основе которых находится его наследственность и его представление о значимости самого себя, и, конечно, сформированные свои индивидуальные автоматизмы. И мы, таким образом, получили обывателя-потребителя, которым управляют внешние обстоятельства и свои собственные потребности на определённом эмоциональном фоне.

У человека этого уровня, есть энергия воли, но чаще всего она направлена в те стороны, в которые влекут его различные соблазны. И он захватывается этими соблазнами и стремится реализовать то, что они предлагают ему, совсем не потому, что всё это действительно ему нужно, а потому что степень необходимости диктуется ему этими же самыми соблазнами.

Мы здесь рассмотрели наиболее низкий слой обывателей, которыми управляют внешние обстоятельства и соблазны, а так же желания и потребности. Но обыватель может быть и более высокого уровня, когда он сам планирует свою будущую направленную деятельность и подчиняет этому плану свою жизнь. Чаще всего эти планы имеют какую-то конкретную цель, для достижения которой человек мобилизует свою волю, что даёт ему возможность однажды достичь её. После этого человек, обычно намечает для себя другую цель, которая, возможно, является продолжением первой и вновь подчиняет свою жизнь реализации своего плана. Если остановиться только на этом поверхностном рассмотрении двух уровней, на которых обыватель реализует себя, то можно увидеть большую разницу между первым, пассивным уровнем жизни обывателя, направление деятельности которого определяет внешняя среда и желания и потребности самого человека и вторым уровнем, в котором человек использует внешние обстоятельства, для того, чтобы реализовать свои планы, но кажущиеся отличия первого от второго случаев исчезают, если мы будем смотреть на проявленный мир значимостей, как на многоуровневую реальность.

Каждый человек содержит в себе весь спектр возможностей, соответствующих всем уровням реальности проявленного мира, но каждый человек соответствует преимущественно какой-то одной части этого спектра, а все остальные его части у различных людей проявлены в различной степени. Но у каждого человека присутствует основной самый низший уровень возможностей, связанный с базовым уровнем реальности нашего проявленного мира значимостей. И этот базовый уровень притягивает к себе каждого человека. Поэтому, те люди, которые предпочитают или стремятся жить по принципам, соответствующим более высоким уровням реальности проявленного мира, должны для этого затрачивать определённые волевые направленные усилия. Но как только, по каким-либо причинам, они прекращают совершать необходимые для этого усилия, они соскальзывают на самый низкий базовый уровень существования, уровень цивилизованного животного. И чем выше пытается подняться человек, тем более собранным и независимым от воли низшей природы он должен быть. При этом, человек может однажды осознать, что постоянные усилия воли, которые он совершает, здесь мы будем говорить о духовной практике искателя, однажды становятся для него естественными. Это объясняется тем, что всё его существо стало адекватно более высокой части потока намерения низшей природы и став частью этого потока человек уже не чувствует какого-либо сопротивления своим прежним волевым усилиям. И сами усилия в это время им не воспринимаются ни как. И вторая причина состоит в том, что все его волевые усилия стали автоматическими.

В этот период времени у искателя ещё живы воспоминания того времени, когда он, находясь в той части спектра намерения  низшей природы, которая соответствует базовому уровню существования, мог бездумно отдаться удовольствиям, лени и делать только то, что требуют от него обстоятельства. Бездумно, бесцельно, расслабившись плыть по течению, не прилагая никаких волевых усилий – это человек называет отдыхом. Но возвращение на низший базовый уровень существования, даже на короткое время – это всегда утрата более высоких состояний, и в значительной степени утрата веры в свои возможности и ослабление своей воли. Но, в подобного рода падении есть ещё одна неприятная особенность – после первого падения, повторные происходят с большей лёгкостью. Есть такое выражение: «коготок увяз – всей птичке пропасть». Если человек в чём-то позволил себе расслабиться, то это, возможно, будет началом его скатывания на низший базовый уровень его существования.

Если человек достаточно длительно находится на более высоком уровне спектра низшей природы, то всё его существо постепенно адаптируется этому уровню и становится созвучным с ним. Это человек воспринимает, как естественность того состояния, в котором он находится, при этом не замечая никаких усилий воли, которые были бы необходимыми для удержания его в этом состоянии. И это время, когда человек может подняться на ещё более высокий уровень сознания этого проявленного мира. При этом человек может для себя отметить, что многие привычки и предпочтения, которые прежде были для него естественными, сами по себе потеряли прежнее значение. И, конечно же, изменился состав людей, с которыми этот человек прежде предпочитал общаться. Можно сказать, что изменился человек радикально, к тому же в нём появилась повышенная внимательность к восприятию в себе, на первый взгляд ничтожных по своей значимости, состояний. В действительности, это свидетельствует о завершающей фазе трансформации человека в соответствии с этим уровнем реальности мироздания. В этот период восприимчивость «Свидетеля» человека так же возрастает и становится адекватной тому уровню осознания реальности мира, на котором человек находится. Но при этом, человек продолжает находиться в той же самой реальности, что и прежде, просто эта реальность открывает перед ним другие свои более высокие грани. И, конечно же, при этом меняется и позиция человека, что является неизбежным, так как благодаря прежним волевым усилиям, человек поднялся на более высокую ступень сознания. И если прежде, находясь на нижнем уровне спектра низшей природы, человек не имел своей осознанной определенной формы, а грани его индивидуальности определялись внешними обстоятельствами, то теперь он уже имеет определённую форму, соответствующую его устремленности. И с этого состояния начинается его следующий шаг, который так же не возможен без осознанных направленных волевых усилий. Разумеется, в такого рода восхождении, его постоянно сопровождают соблазны, которые побуждают его хоть в чём-то малом позволить себе расслабиться, чтобы в дальнейшем с новыми силами продолжить восхождение к вершинам совершенства. Человек не должен позволять себе подобных отступлений, потому что даже субъективное чувство усталости, в действительности является очередной ловушкой, из которой ему придётся выбираться с определёнными потерями.

Таким образом, первые ступени совершенства человеке преодолевает, используя свою волю для упорядочивания самого себя в соответствии с направленностью пути, который он для себя избрал. И если прежде он был подобен мягкой глине в руках низшей природы, которая использовала его как податливый, послушный инструмент для своих целей, то теперь человек имеет свою цель и стремится соответствовать ей, в результате чего он осознано приобретает адекватную цели форму. И, кроме того, человек уже не стремится к какой-то цели, которая могла бы удовлетворить его, когда он достигнет её, потому что для него является радостью сама внутренняя работа, процесс самопознания и познания окружающей его реальности, но не что-то, что ожидает его в будущем. И это можно назвать не только радостью жизни, потому что состояние, в котором пребывает человек, трансцендентно, и нет у человека каких-то внешних причин для радости, это, скорее, радость, которая уже не принадлежит человеку, она существует сама по себе, как некий свет или аура бесконечного океана знаний. При этом, информация, указывающая направление к первым источникам знаний, остаётся где-то на поверхности или на периферии, а впереди открываются сияющие царства знаний. И человек, вошедший в эти царства, осознаёт всё то, что он прежде воспринимал как знание, тусклой областью заполненной отрывочной, несистематизированной информацией.

Таким образом, воспитание воли – это формирование в человеке упорядоченности ради какой-то определённой цели. Любые действия человека или его отношения должны иметь свою осознанную цель, которая не должна противоречить основному намерению человека, определяющему смысл его жизни и не выходить за пределы этого основного русла намерения.