Свойства человеческого внимания удивительны. Оно не только связывает человека с реальностью мироздания, доступного человеческому восприятию, но и участвует в формировании человеческой личности. По каналу внимания идёт не только обмен информации, но и влияний, которые меняют структуру объектов, между которыми сформирован этот канал. И ещё, внимание человека может связать его с прошлым и будущим, и со всеми планами сознания низшей сферы миров и оно может защитить человека от нежелательных для него влияний, и, наконец, оно может для человека стать силой, способствующей его восхождению по планам сознания реальности мироздания. И, наконец, внимание способно соединить человека со знаниями.
Но внимание является только средством, при помощи которого человек объединяется с реальностью мироздания, и органы восприятия – это только инструменты, которыми пользуется человек в своих взаимоотношениях с окружающей его реальностью. Когда мы говорим: «я смотрю, я слушаю, я чувствую и т. п.», то позади этих восприятий находится поток внимания. Если каким-то образом прервать связь потока внимания с органами восприятия, то человек тогда не будет воспринимать окружающую его реальность, но при этом останется направленный поток внимания, или за пределы человеческого тела во внешнюю реальность мира, или же на какие-то внутренние состояния. Следовательно, позади потока внимания человека есть та структура, которая формирует этот поток и, используя органы восприятия, получает из внешней реальности необходимые сведения.
Неживые объекты имеют пассивное внимание и, поэтому, они безучастны ко всему, что происходит с ними и вокруг них. Поэтому у них не может быть какого-то побуждения, чтобы использовать своё внимание с какой-то целью. На самом деле, внимание – это энергия, связывающая все объекты мироздания в единое целое. Но так как энергия является носителем сознания, о чём говорят физики, исследующие материю на квантовом уровне, и это же самое однажды сказал и Шри Ауробиндо, то можно сказать, что вся Вселенная сознательна. В отличие от неживых объектов, внимание всех форм жизни не является пассивным и безучастным, но содержит в себе активное отношение ко всему, что оно воспринимает. И на каком-то уровне живые организмы воспринимают всевозможные внешние влияния, как полезные или вредные. Проведённые биологами исследования реакций одноклеточных организмов показали, что для них не безразличны условия, в которых они находятся. Когда их поместили в питательный раствор в чашку Петри, то некоторое время спустя они все перебрались в ту её половину, которая была прикрыта от солнечного света. Т. е. для них более безопасной и комфортной является полутьма. А когда в эту питательную среду положили кристаллик поваренной соли, то они быстро переместились на безопасное от него расстояние. Опыты Бакстера показывают, что растения хорошо чувствуют отношения к ним людей и даже испытывают чувство страха при приближении к ним, если этот человек однажды причинил им боль. Можно приводить ещё множество подобных примеров, которые подтверждают, что внимание живых организмов позади себя имеет организатора направленности внимания в соответствии с нуждами организма. Можно сказать, что внутри любого организма есть некая центральная часть, которая является сутью его, а вся остальная внешняя часть этого организма, только исполнительная. Именно эта центральная часть организма, определяющая его предназначение, и обусловливает спектр восприятия реальности мироздания. Поэтому, различные живые организмы воспринимают только ту часть спектра реальности мира, которая соответствует их предназначению. Человек, в отличие от других живых существ, способен воспринимать не только различные влияния внешнего мира, но и различные внутренние состояния, что так же соответствует его предназначению. Внутренние состояния, которые способен осознавать человек, на самом деле являются отражением эманаций бесчисленного количества планов реальности мироздания, и внутреннее внимание человека, направленное на эти состояния, связывает его с многомерностью реальности мироздания. И, кроме того, внешняя реальность мира с его значимостями, в своем предназначении является отражением многомерности мироздания. Другими словами, человек, в зависимости от того на каком уровне сознания он находится, осознаёт значимости окружающего его мира адекватно состоянию своего сознания. И, в связи с этим, во внешнем мире его привлекают преимущественно те объекты, будут ли это какие-то предметы или идеи, или же какие-то принципы, которые адекватны уровню его сознания.
Таким образом, человек и внешняя реальность проявленного мира созвучны в своей сакральной части, которая определяет, как предназначение человека в этом мире, так и внешней реальности, окружающей человека. Возможности внимания человека напрямую связаны с его предназначением. Мы уже с вами прежде говорили о том, что в канале внимания человека проходят два встречных потока, объединяющих между собой того, кто внимает и те объекты, на которые направлено внимание. Влияния, идущие в сторону человека, если они достаточно длительны и интенсивны, постепенно трансформируют его, и это является величайшим даром природы человеку. И, кроме того, человеку дан ещё один великий, можно даже сказать, бесценный дар – стремление к познанию реальности мироздания, под которым следует понимать не только окружающий человека мир, но и самого человека.
Истинной сокровенной сутью человека является его Божественная душа или Психическое существо, которое иногда называют истинным «Я». Правда, у большинства людей между Божественной душой и внешней его инструментальной частью существует субстанция эго, которое извращённо отражает в себе не только Божественную душу человека, но и искажает истинное значение внешнего многогранного мира. Но Божественная душа человека способна воспринимать реальность окружающего человека мира непосредственно, минуя эго и, таким образом, она получает знания об окружающей человека реальности и отношения к ней человека, и через извращающее эго, И эта разность даёт Божественной душе Опыт, благодаря которому она растёт и однажды может выйти на передний план, что определит всю дальнейшую судьбу человека. И побуждающие определённую направленность внимания влияния Психического существа, станут для человека указаниями на его пути к духовному совершенству.