Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

ВОЛЯ И НАМЕРЕНИЕ

Петр Зорин

Намерение всегда имеет цель, позади которой может быть другая цель, ради которой человек стремится к цели первой. Например, человек сеет пшеницу, потому что в дальнейшем он из муки испечёт хлеб. При этом он знает, что хлеб ему нужен для сохранения жизни как своей собственной, так и своих близких. Можно последовательность целей растянуть на большее количество звеньев, но всегда есть какая-то конечная цель, ради которой существуют все предыдущие звенья цепи.

И совсем не обязательно конечная цель принадлежит тому человеку, который стремится к ней. Чаще всего человеку принадлежат только промежуточные цели, которые, по его мнению, имеют прямое отношение к смыслу его жизни. Тот, кто формировал его промежуточные цели, имел свою конечную цель, реальный смысл которой был скрыт от тех, которых он использовал для достижения своей цели. Но в любом случае для достижения цели необходимо намерение, в которое входит знание цели и способов её достижения, знание препятствий, которые могут затруднить движение к цели, и знание своих возможностей, которые должны быть использованы для достижения цели. И, конечно же, человек должен имеет достаточно силы воли, без чего стремление к цели будет безрезультатным. Когда человек стремится к какой-либо цели, при этом он обязательно в чём-то себя ограничивает, он как бы переформатирует самого себя и те обстоятельства, через которые он должен пройти, для достижения своей цели. Эти два фактора, очень важны, так как далеко не каждый человек захочет менять себя, чтобы достичь своей цели и окружающие его люди так же не всегда согласятся создавать для него благоприятные условия и этим способствовать достижению своей цели каким-то человеком. Это связано с тем, что люди, имеющие отношение к человеку, стремящемуся к какой-то цели, в этом его стремлении займут второстепенные места, что устраивает далеко не всех. Люди – довольно инертные существа, они с большей готовностью будут менять внешние обстоятельства, чем самих себя.

И на пути к достижению цели, иногда даже очень заманчивой, может быть препятствие, которое человек может осознать в себе, как недостаток воли. Причём, именно той воли, которая способна удерживать внимание человека в направлении его цели достаточно длительное время. У некоторых людей воля подобна вспышке, когда человек берёт очень резкий старт, но очень быстро замечает, что не способен поддерживать в себе взятый изначально темп и сходит с дистанции. Примером может быть Обломов, который загорался на предложения его друга детства – Штольца, но очень быстро угасал. И вообще, современный мир в значительной своей части страдает безволием, что ведёт к снижению этических норм, снижению интеллекта, усилению несдерживаемых инстинктов, повышению внушаемости и росту хаоса, как в головах отдельных людей, так и в социальном мире. В связи с этим намерения людей потеряли свою силу и стали короткими, потому что и обыватели и даже государственные лидеры потеряли способность стратегически мыслить, и, поэтому, их воля может иметь только близкие цели. Возможно, в таком случае на первое место всё-таки ставить волю, частью которой является знание, дающее человеку вероятность предвидеть будущее. Именно воля может создать мост намерения длиною во всю человеческую жизнь. И в этом на первое место выходит позиция человека, с которой он оценивает и определяет для себя значимости, из которых будет состоять его намерение

Дело в том, что намерение человека – это всегда мост в будущее, которое только тогда получает вероятность реализоваться, когда ему соответствуют возможности человека и внешние условия, в которых это намерение должно стать реальностью. Поэтому, кроме воли для формирования намерения, вторым краеугольным камнем является та позиция, которую человек занимает в жизни. Как мы уже однажды говорили, что существует только две основных позиции, которые может занимать человек. Одна из них имеет свои цели в этом проявленном мире значимостей, в то же время вторая позиция, находясь на которой человек формирует своё намерение, не принадлежит этому проявленному миру, но уходит за пределы его. правда, в этом проявленном мире у людей могут быть диаметрально противоположными, что проявляется во многих сферах жизни. и за примерами далеко ходить не надо, например, бизнес совсем не стремится к благосостоянию людей, которые дают прибыль бизнесмену. Для него важна прибыль, выгода, и если бы производители продукта однажды отказались бы от зарплаты, то хозяин предприятия был бы доволен. Но для бизнесмена нужно произведённый продукт ещё продать, чтобы получить прибыль. И если все трудящиеся перестанут требовать для себя зарплаты, то будет нарушена вся система накопления богатств в немногих руках. И как следствие этого рухнет властная пирамида. Рассуждать на эту тему можно много и долго, а принцип капитализма был приведён только как пример формирования намерения, когда должны учитываться многие факторы. Но в основном направление намерения формируется в зависимости от интересов человека, которые находятся или в этом проявленном мире среди его значимостей, или же за пределами материальных значимостей этого мира. конечно, человек может посвятить всю свою жизнь искусству, философии, науке или совершенству своего физического состояния, примером этому может быть Поль Брэгг, и всё это трудно назвать материальными значимостями. Но всё равно, намерения человека, преследующего подобные цели, начинаются и заканчиваются в этом материальном мире.

Для того, чтобы намерение было устойчивым и не ослабевало длительное время необходимо, чтобы все субличности духовного искателя были захвачены определённым намерением. И этому могут способствовать несколько факторов. Известно, что яркая эмоция может одновременно захватить несколько субличностей, а в некоторых случаях под её влиянием могут оказаться все грани человеческой личности. Но эмоциональное состояние почти всегда чем-то обусловлено, поэтому изменение отношений человека с реальностью внешнего мира, под влиянием возникшей волны эмоции, может быть связаны с причинами, вызвавшими эту эмоцию. Здесь можно привести пример из своей собственной жизни. Когда я подошёл к своему десятилетию, то в день рождения испытал сильный эмоциональный стресс: «мне уже десять лет, а я ещё в жизни ничего не сделал». Я осознал тогда быстротечность времени, и мне по детской наивности пришла в голову мысль, что медицина знает секреты долголетия. Возможно, я подумал о медицине только потому, что жил в одном квартале от медицинского института, который располагался на территории бывшей семинарии. Медицинский институт занимал целый квартал и был окружён кирпичным забором, который для нас мальчишек не являлся препятствием и мы часто устраивали для себя познавательные экскурсии. Особенно нас привлекал анатомическая аудитория, в которой на столах лежали трупы – учебные пособия для студентов. Такие же трупы лежали в ваннах с формалином. Конечно, мы не могли зайти вовнутрь, но для нас вполне достаточно было окон, так как это здание было одноэтажным, и мы прилипали к стёклам окон и с огромным любопытством рассматривали содержимое этих анатомических классов.

Осознание быстротечности жизни и бессилии перед временем, которое ни задержать, ни остановить невозможно, а что-то делать все равно надо, ведь жизнь-то уходит, и породило желание стать врачом. И практически этот иррациональный страх смерти уже в то детское время определил для меня путь всей моей жизни.

Намерение, имеющее определённое направление, может сформироваться постепенно, обычно это бывает связано с увлечениями человека, которые постепенно могут захватить человеческую личность полностью и определить направление всей его дальнейшей жизни. Но такого рода случаи ещё не говорят о том, что человек сознательно однажды выбрал для себя какой-то путь. В данном примере, внешние обстоятельства, волею судьбы оказались созвучными интересам и стремлениям человека.

Но намерение может формироваться исподволь, незаметно для самого человека, например, Психическое существо, достигнув определённой степени зрелости, может раскрыть в сознании человека те возможности, которые по уровню своих вибраций не созвучны с обстоятельствами тех условий, в которых человек живёт. Известно, что раскрывающиеся или раскрытые возможности, требуют для себя реализации во внешнем мире. Психическое существо прежде всего открывает в человеке возможности, которые проявляют себя в стремлении к знаниям. Но не любым, а трансцендентным. У человека появляется стремление познавать то, что имеет высокие вибрации, которые иногда соответствуют тем знаниям, которые не характерны для обывателя. Но стремление к знаниям, которые не характерны для обыденности этого мира, вначале бывают неопределёнными и человек не знает где их искать. На левом берегу Терека напротив парка имени Коста Хетагурова была действующая мечеть. И я, будучи ещё мальчишкой, пошёл туда, в надежде встретиться с муллой – служителем мусульманского культа. Почему в мечеть, а не в православный храм? Возможно, потому что моими друзьями были такие же, как я мальчишки – ингуши. Мне повезло. Мулла сидел перед входом в мечеть на корточках и когда я подошёл и поздоровался с ним, он предложил мне присесть рядом. Я присел. Где-то минут через 15 – 20 молчания он тихо спросил меня: – ты хочешь что-то знать?

– Да, хочу… он долго молча смотрел мне в глаза и наконец спросил, что я хочу у него узнать?

– Я хочу узнать, для чего мы все живём.

– Ты это узнаешь, когда сможешь поймать на лету воробья, который неожиданно будет пролетать мимо тебя. Смысл того, что он сказал мне, я понял несколько лет спустя. Он имел в виду, что человек, который стремится к знаниям, должен быть предельно внимательным, бдительным, восприимчивым, решительным, потому что знания приходят к тем, которые готовы принять их. Мудрый мулла.

 Намерение человека должно иметь чёткие границы, определяющие пределы возможного и необходимого. Не имея чётких границ своего намерения, человек легко может отвлечься в сторону какого-либо соблазна. И ещё одна важная часть, без которой намерение не может быть устойчивым – это концентрированная воля. Волю следует рассматривать как часть намерения, которая создаёт не только его берега, но и регулирует степень концентрации намерения. Для этого воля сжимает поток намерения, увеличивая его устремлённость.

Тогда, возможно, воля и намерение – это одно и то же? Нет, сама по себе воля, не имеет направленности, это сила, которую необходимо организовать, чтобы она стала волей. И этой силе необходимо указать направление, в котором она должна проявлять свою активность. Намерение включает в себя все сферы человеческой деятельности. При этом оно переформатирует мировоззрение человека, меняя его приоритеты и направленность интересов. И воля в этом случае является не только гранитными берегами потока намерения, но и связывает все элементы этого потока в одно целое.

Каждый человек уже живёт в потоке своего намерения, которое, чаще всего, формируют внешние условия. И основной трудностью является изменение направления этого потока. Дело в том, что поток намерения обывателя почти точно соответствует всеобщему потоку низшей природы. Просто, разные люди занимают в этом потоке различные его части: одни оказываются на его периферии, другие в центре, ну и между ними – вся основная масса людей. В то же время, когда человек формирует свой поток намерения независимо от внешних обстоятельств, выбирая иное направление, то внешние обстоятельства вполне ощутимо начинают препятствовать ему в этом. Если сравнить поток намерения с быстрой рекой, то становятся очевидными проблемы, которые возникают у человека, пытающегося перейти этот поток поперёк его течения. И ещё больше проблем возникает, когда человек пытается идти или плыть против течения. При этом у человека обязательно на каком-то этапе его направленных усилий возникнет состояние усталости. На первых порах это чувство усталости проявляет себя в забывании идеи намерения и скатывание в привычную колею намерения прежнего. В тех же случаях, когда человека принуждают жить и действовать в русле непривычного для него намерения, то это человек воспринимает как насилие и разными способами стремится избежать его. Зная всё это необходимо в новое русло намерения, имеющее другое направление от прежнего, которое было для человека естественным, входить постепенно. Оптимальным вариантом может быть постепенное вхождение в новое намерение, когда вначале только некоторые интересы человека и какие-то виды деятельности должны соответствовать новому формирующемуся намерению. И тогда, когда эти изменения станут естественными, добавить к ним новые. Другими словами, человеческая жизнь втягивается в формируемое новое намерение постепенно. И тогда различного рода соблазны уже не будут иметь для человека какое-то значение.

Опубликовано