Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ШИРОТА ПОЛЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

--

От широты поля мировоззрения зависит многогранность человеческой личности и глубина, и широта погружения во внутреннюю работу. Духовный искатель, личность которого многогранна,  может быть сравним с оркестром, исполняющим высокодуховное произведение. Тот же человек, даже если он идёт духовным путём, мировоззрение которого узко, может быть сравним с солистом, который исполняет это же произведение, но без сопровождения оркестра. В нём не будет всеобъемлющей беспредельности, не будет тех тонких граней, которые проявляют душу этого произведения.

Широта поля мировоззрения это не обязательно количество разнообразной информации, накопленной человеком, потому что мировоззрение не статично и подобно реке, имеет определённое направление. И, кроме того, мировоззрение любого человека не хаотично, а имеет определённую упорядоченную структуру. Если рассматривать мировоззрение со статической точки зрения, то его можно сравнить с полем, на котором растут преимущественно зерновые культуры или бахчевые культуры или, например, сады цитрусовых и т. п. Когда мы говорим, что мировоззрение имеет свою глубину, то имеем в виду не большее разнообразие культур, а большее количество сортов какой-то культуры. Человек как бы всё больше и больше углубляется в познании какого-то объекта или процесса. И на каком-то глубинном уровне иногда неожиданно для себя находит отношения с какими-то другими процессами, или имеющиеся у него знания на каком-то глубинном уровне открывают перед ним связи со знаниями из другой сферы реальности мироздания.

Мировоззрение можно сравнить с каким-то пространством вокруг человека, ограниченного стеной неведения, которую можно рассматривать и как пределы возможностей для человека, которые определяют границы его интересов, а для некоторых людей пределы поля мировоззрения, ограниченные неведением, являются досадной реальностью, которую они пытаются превзойти. Но это случается только с теми людьми, которые не вмещаются в то поле мировоззрения, которое они имеют.

Объекты, находящиеся на отдалении от центра мировоззрения, постоянно стремятся проникнуть поближе к этому центру, потому что в этом случае они будут более востребованы, и в то же время иметь большее влияние на центр личности человека, чем они имели до этого. Но в личностной зоне, которая окружает центр мировоззрения, уже находятся ближайшие интересы человека, которые являются основными в его жизни. Но в поле человеческого мировоззрения постоянно идёт борьба за место под солнцем, борьба за ключевые позиции и для этого используются всевозможные способы, и основной среди них – убедить человека в своей нужности, без которой ему не прожить, а если и проживёшь, то без достаточного количества удовольствий и с дополнительными трудностями. Всевозможные виртуальные объекты мировоззрения стремятся для человека быть интересными, полезными, необходимыми. Иногда они намёками даже угрожают человеку, что без них ему будет плохо. И, со временем, человек начинает делать уступки этим объектам, позволяя им захватить себя, и тогда начинается второй этап этой внутренней экспансии, во время которого происходит или разрушение прежних возможностей, интересов, стремлений, или же удаление их на периферию поля мировоззрения этого человека. И это всё может происходить совсем не для блага человека, напротив, новые возможности, заняв место вокруг трона личности человека, начинают диктовать ему свою волю. Но так как всё это происходит внутри человека, то все эти события он воспринимает  как постепенную реализацию своих собственных желаний и стремлений, которым он прежде не мог уделять должного внимания, например, в связи со своей занятостью. Таким образом, поле мировоззрения человека – это не есть нечто статичное, в нём происходят процессы, удивительно похожие на события, происходящие в социальном мире человека. К сказанному здесь следует добавить, что человек, очень часто бывает не властен над полем своего мировоззрения, хотя главные события, а иногда даже баталии, развёртываются именно на этом поле. И интересно то, что всё это отражается в динамике взаимоотношений человека с внешним миром. Люди так же стремятся попасть в личностную зону другого человека и делают это или для того, чтобы быть защищённым от всевозможных внешних трудностей или же для того, чтобы управлять личностью этого человека. могут быть и такие варианты, когда люди стремятся попасть в личностную зону другого человека, чтобы избежать одиночества и, конечно же, два человека, когда между ними есть единство, всегда чувствуют себя более уверенно при любых обстоятельствах.

Таким образом, динамика мировоззрения проявляется в том, что человек взаимодействует с окружающим его миром с тех позиций, которые сформированы для него в его поле мировоззрения. Мировоззрение человека тесно связано с его личностью, хотя и не является основой его личности,  так как основа личности закладывается ещё на генетическом уровне, и получает дальнейшее раскрытие в период внутриутробного развития.