Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

БЕСКОНЕЧНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К СОВЕРШЕНСТВУ окончание

--

«Мне дана власть над этими миром…», говорит сатана, искушая Иисуса Христа. Он говорил так, потому что Иисус Христос был на человеческом плане реальности. В действительности, власть сатаны распространяется на все планы сознания низшей сферы миров. Но, во всём этом есть одна очень важная особенность, которую необходимо рассмотреть подробнее. Когда мы говорили о восходящем потоке Божественного намерения, которое содержит в себе эволюционный принцип и в нисходящем потоке намерения сатанинского, стремящегося низвести вниз всё, что не соответствует Божественному принципу совершенства, то при этом у сатаны нет намерения помогать Богу в его бесконечном стремлении к совершенству. Истинные цели Божественного скрыты от сатаны пеленой неведения и он искренне прилагает усилия, чтобы противостоять Богу. Но это он может делать только в пределах своих возможностей. Другими словами, он может взаимодействовать и как-то при этом влиять только на тех существ, которые хоть в каких-то частях созвучны ему. И сатана использует это созвучие, стремясь усилить его, распространить его на всё человеческое существо, чтобы этим самым, полностью оградить его от возможных попыток его уйти из-под его власти. Множество соблазнов этого мира, и не только относящихся к вещам, богатству славе и власти в этом мире, но и ежедневные заботы и усилия человека направленные на его выживание, когда человеку не до высоких материй, выжить бы, избежать многих проблем, которые, очень часто, не отпускают его до конца жизни. А тут ещё всевозможные грехи, о которые человек спотыкается на каждом шагу. Правда, священники отпускают их на исповеди, но потом они всё равно накапливаются. А как тут не согрешить, если жизнь такая напряжённая и непредсказуемая, не знаешь, где оступишься. Да и «первородный грех» постоянно висит за плечами, и с ним уж ничего не поделаешь. И как тут быть человеку, если сатана на каждом шагу поджидает и каждый раз хоть в малом, норовит соблазнить и в грех ввести. Но это в самом низу человеческой пирамиды. На более высоких её социальных уровнях с благодарностью принимали предложения сатаны – помните «…кому хочу, тому даю её». И ещё, помните слова Ивана Владимира Мичурина: «Нам нечего ждать милостей от природы, взять их у неё наша задача». И брали, и у природы, и у народов. Действительно, потребительский пирог в мире всего один, и если можно отхватить кусок побольше, то почему нужно думать о тех, которые недостойны этого «пирога». Это философия тех, которые ревностно служат в храмах религии денег, и для которых абсолютная власть является  вершиной их стремлений. Всеми частями своего существа эти люди вросли в нисходящий поток сатанинского намерения, стремясь построить здесь на Земле для себя сатанинский рай.

Восходящий и нисходящий потоки намерения пронизывают друг друга, в результате восходящий поток очищается нисходящими струями сатанинского намерения и поднимается на следующий, более высокий план сознания в значительной мере освобождённым от грязи, принадлежащей предыдущему плану сознания. Но и здесь так же присутствует нисходящий сатанинский поток намерения, и первое, что происходит с сознанием человека, поднявшегося на этот план сознания – человек оказывается в окружении более тонких соблазнов, которые в какой-то степени претендуют на элементы духовной культуры и главная цель более высоких планов сознания своими всё более тонкими и изысканными соблазнами привязать сознание человека с своему плану, не пустить его на ещё более высокие планы сознания.

Привязать к своему плану сознания, хотя и более высокому, чем наш земной план, это не означает, что человек в связи с результатами его внутренней работы окажется в какой-то другой, более прекрасной реальности, чем наша земная реальность. Здесь речь идёт о восхождении сознания человека и, в связи с этим, изменение эстетических вкусов человека и этики его взаимоотношения с земным планом реальности.

Конечно, можно говорить, что на любом плане реальности, кроме супраментальных планов, присутствуют эманации этого плана сознания, которые и привязывают человека, по крайней мере, пытаются привязать его сознание к своему плану и, этим самым, препятствуют его восхождению на более высокий план сознания и, поэтому, говорить о каких-то сатанинских кознях совсем не обязательно. Но реальность вселенной так устроена, что все планы сознания имеют свою индивидуальность, и каждый план сознания имеет своё предназначение. Можно называть планы сознания низшей сферы миров просто планами сознания, в каждом из которых существуют два противоположных потока намерения, один из которых устремлён вверх к свету и совершенству, а другой который уносит с собой все несовершенства, соответствующие этому плану сознания – вниз, и поэтому он тёмный. И всё зависит от того, к чему человек более привязан. Если он привязан к реальности, которую формирует нисходящий поток, то он вместе с ним будет опускаться на всё более низкие уровни сознания. Если же он привязан не только  к соблазнам этого земного плана, но и к тем значимостям, которые принадлежат к более высокому плану сознания, то в этом случае, он может и не опускаться на более низкие планы, а остаться на каком-то одном плане реальности низшей сферы миров. Но если в нём преобладает влечение к ценностям более высокого плана сознания, то его восприятие реальности мира, в которой он пребывает, и значимости этой реальности получат для него иное видение и предназначение этой реальности. Но для того, чтобы удержаться на этом более высоком уровне сознания, человек должен быть бдительным и не позволять более грубым соблазнам увлекать себя. И здесь есть очень важный признак или эталон, позволяющий человеку войти и удерживаться в восходящем потоке божественного намерения. В этом признаке есть три грани: покой, неподвижность и безмолвие. Именно поэтому Шри Ауробиндо настоятельно рекомендовал духовным искателям остановить свой ум. Дело в том, что ум человека является инструментом низшей природы и определяет позицию человека в этом земном мире, которая привязывает человека к ценностям этого мира. И ум постоянно активен, чтобы за этой активностью скрыть от человека те ценности, которые принадлежат более высокому плану сознания, поэтому для духовного искателя очень важно молчание ума. Покой в этом случае имеет отношение к эмоциональному состоянию человека – никакая эмоция не должна нарушать состояния покоя, и тогда физическое тело человека будет находиться в состоянии неподвижности и покоя. Здесь под неподвижностью понимается отсутствие физического напряжения тела, что должно соответствовать как состоянию покоя так и молчанию ума. Человек должен быть достаточно бдительным и восприимчивым, чтобы осознавать малейшие нарушения этой триады состояния и не позволять себе вступать в те отношения, которые могут выводить его из состояния равновесия и затруднять его контроль над собой. Отсюда понятно, почему Шри Ауробиндо отказался дописывать труд – «Жизнь божественная». Он не хотел опускаться на более низкий план сознания, на котором его ум мог бы выполнять ту работу, которая была необходимой для завершения его труда. Говоря о планах сознания, к уже сказанному следует добавить, что любая деятельность человека в своей основе имеет определённую частоту вибраций. И если человек очень внимательно подходит к своим взаимоотношениям с реальностью мира. Особенно важным в этом является общение с определёнными людьми и длительность этого общения, чтение определённой литературы, просмотры картин и фильмов, слушание музыки и различных видов физической деятельности – ничто не должно нарушать в человеке состояние покоя. Эта проблема значительно легче решается, если человек осознанно наблюдает за своими состояниями, что ведёт к тому, что он постоянно находится в состоянии «Свидетеля», который всегда пребывает в состоянии покоя.