О БОЖЕСТВЕННОЙ МИЛОСТИ

Милость, милосердие, милостыня, милостивый. "Смилуйся государыня рыбка, – обращается старик к золотой рыбке, – разбранила меня моя старуха, не даёт старику мне покоя…" – старик хотел бы, чтобы старуха к нему хорошо относилась и это станет возможным, если будет у золотой рыбки на это воля. Он просит рыбку, чтобы она дала старухе то, что она просит и, возможно, после этого она оставит его в покое. В «Памятнике» А. С. Пушкина мы читаем слова: «… и милость к падшим призывал…». Здесь опять милость, как милосердие и прощение. И когда человек обращается к Богу, чтобы тот смилостивился над ним, то он просит пощады, чтобы Бог простил его и даровал ему благо.  Для обывателя божественная милость – это всегда блага, которые он получает в жизни, или же когда Бог наказывает его врага. Один из американских католических священников беседуя с прихожанами, говорил, что Бог милостив и поэтому хочет, чтобы они были богатыми и счастливыми. Интересно, откуда этот далеко не бедный священник знает, что бог хочет и вообще есть ли у Бога желания, подобные тем, которыми переполнен человек.

И вообще, люди чрезвычайно самоуверенные существа. Однажды узнав, что есть Бог, они тут же начинают наделять его всевозможными качествами, присущими человеку. Правда, эти качества у Бога, по их мнению, присутствуют в превосходной степени. Мне вспоминается один эпизод, произошедший в конце 1949 года, в котором я ехал в кузове попутной машины из районного села Кыштовка, до железнодорожной станции Татарск. Кроме меня в кузове было ещё несколько женщин. Мы сидели на мешках с семенами льна, спиной по ходу машины и прикрывались от встречного ветра брезентом. Рядом сидела молодая женщина, которая всю свою жизнь прожила в деревне «Худышка» и теперь ехала к своим родственникам в Киргизию. Наш путь уже приближался к завершению, когда я спросил её – знает ли она как выглядит пассажирский поезд, ведь ей скоро придётся ехать по железной дороге.

– Наверное, как эта машина, только очень большой. Услыхав паровозный гудок, я повернулся, и увидел пассажирский состав, который весело спешил в сторону Татарска.

– Оглянись, – сказал я ей, и ты увидишь, как выглядит поезд. На таком же ты поедешь в столицу Киргизии – Фрунзе. Ведь ты говорила, что так живут твои родственники. Повернувшись, женщина долго смотрела на зелёный длинный состав, над которым почти горизонтально ложился шлейф паровозного дыма.

– Так вот он какой! – удивлённо проговорила она, провожая глазами удаляющийся поезд.

Все люди такие – то, что они не знают – они или отвергают или же присваивают неизвестному те качества, которые им известны, поэтому Богу они приписывают человеческие личностные качества. И ещё у людей есть особенность – их мнения имеют большую значимость, чем мнения других людей. Конечно, не все люди такие, но таких – большинство. Бога они очеловечили и даже вселенную превратили в нечто похожее на своё жилище. Я имею в виду творение ветхозаветным богом мироздания, в котором он поместил множество светильников, чтобы освещать Землю ночью и Солнце, которое должно было освещать Землю днём. Правда, при творении ветхозаветный бог не знал, что дневной свет вызывается солнцем, и, поэтому у него свет появился ещё до того, как было создано Солнце. И солнце было для евреев светильником а не звездой, вокруг которой вращается Земля. Поэтому, Иисус Навин мог сказать, когда его народ боролся с врагами – «Солнце стой» и оно остановилось... В действительности при этом должна была перестать вращаться Земля вокруг своей оси, что привело бы к всемирной катастрофе, при которой всё живое на Земле было бы сметено ураганами и смыто океанскими водами. Ну не знал об этом ничего Иисус Навин, хотя древние шумеры, его современники, знали, что Земля одна из планет, вращающихся вокруг солнца.

У людей есть большой опыт получения милости от тех, которые имеют в своих руках власть. Они могут наказать и могут помиловать или смилостивиться. Другими словами, для человека-обывателя милость – это всегда то, что ему приятно – для него милость – это благо в общепринятом смысле этого слова. И если для обывателя милость – это безопасность существования, материальное благополучие и удовольствия, то она приобретает другой смысл, когда о ней говорит духовный искатель.

Для духовного искателя Божественная милость – это всё то, что способствует его духовному росту. Для него милость – это и существование его самого со всеми его особенностями и внешнего мира со всеми его влияниями. Для духовного искателя любые события, которые в большей или меньшей степени касаются его – это Божественная милость, так как всё происходящее с человеком, проявляет те его особенности, которые или способствуют росту его личности, или же ведут к её разрушению или деградации. Шри Ауробиндо однажды сказал: «Исследуйте себя беспощадно». Но для того, чтобы исследования себя дали человеку знания, необходимо иметь цель, для достижения которой эти знания необходимы. И такой целью не обязательно должно быть какое-то вознаграждение, которое человек получит за свои стремления к этой цели, но вознаграждением и смыслом жизни может быть и само стремление. Некоторые могут подумать, что такое стремление – это путь в никуда. И они будут совершенно неправы, так как существует много путей, которые не имеют конца, а если и имеют, то в конце их не ждёт никакое вознаграждение и даже какие-то обещания. Например, японский живописец и график, основатель пейзажного жанра в японской гравюре – Хокусай Кацусика, всю свою жизнь стремился к совершенству рисунка. Существует много путей, не имеющих своего конца. Ими могут быть и стремление к богатству и власти, и стремление к совершенству и знаниям, и стремление к наслаждениям и ещё множество других стремлений, которые становятся беспредельными, когда человек захвачен ими полностью. Духовный искатель целиком захвачен стремлением к духовному совершенству, поэтому он не ждёт награды за совершаемые им усилия, потому что наградой за его стремления к бесконечному совершенству является сама его жизнь. И он не рассматривает свою жизнь, как дар свыше, который можно постепенно тратить, пока однажды она не уменьшится, как шагреневая кожа, и ему не придёт необходимость оставить своё физическое тело. Сама по себе жизнь для духовного искателя не является целью, напротив, жизнь является средством реализации его предназначения.

Тысячами связей жизнь человека объединена с окружающей его реальностью. И любые изменения в реальности, с которой взаимодействует человек, постепенно приводят его к адекватным изменениям. Таким образом, обыватель и внешние обстоятельства становятся одним целым, в котором обстоятельства определяют судьбу человека, его способы взаимодействия с ними и являются основой его стремлений. В то же время, для духовного искателя внешние обстоятельства являются Божественной милостью, так как последовательность событий в этих обстоятельствах и их выраженность точно соответствует направленности внутренней работы духовного искателя. Это связано с тем, что духовная устремлённость человека трансформирует внешние обстоятельства, в которых этот человек находится так, что последовательность событий, происходящих в этих обстоятельствах, начинает полностью соответствовать последовательности внутренней работы человека. При этом, человек, работая над собой, совершенствует не только себя, но так как он тесно связан с внешними обстоятельствами, то одновременно происходит трансформация и внешних обстоятельств.

Для духовного искателя являются Божественной милостью не только внешние обстоятельства, через которые Божественный управляет его внутренней работой, но и сама исходная структура всего его существа, которой соответствуют эти внешние обстоятельства.

Можно сказать, что обыватель и духовный искатель понимают милость не одинаково, потому что цели их в этом мире разные. Тогда под милостью мы можем понимать то, что способствует достижению человеком его цели. И, кроме того, позади цели любого человека, будет ли он обывателем или же он является духовным искателем, всегда стоит Божественный. Следовательно, Он и определяет человеческие цели и делает это для каждого из людей в соответствии со структурой их мировоззрения и степенью созвучия их сознания с внешними обстоятельствами. Это не означает, что Бог сортирует людей на правильных и неправильных, хороших и плохих, но его работу можно сравнить с сортировкой школьников по классам, на основании их грамотности, когда грамотность одних позволит им быть учениками первого класса, а другие будут распределяться соответственно по остальным классам вплоть до десятого. Можно сказать, что в человеческом театре есть и актёры, и есть статисты, которых большинство, и которые во многом определяют атмосферу условий, в которых человек делает свою внутреннюю работу.