ФЕНОМЕН ВНИМАНИЯ

Тема, касающаяся феномена внимания, невероятно обширна и сравнима с контурной картой какого-то места на Земле. На этой карте нет никаких надписей и люди, которым раздали её копии, должны были сделать эти надписи сами. На этой карте всё уже есть, надо только дать правильные названия тому, что на ней обозначено. И эта карта имеет ещё одно свойство: если долго смотреть на какой-то символ этой карты, то проявится название и смысл его.

На вопрос: что такое внимание? Можно коротко ответить, что внимание – это направленный поток энергии сознания, который объединяет всё сущее в мироздании. Более того, внимание – это сила, при помощи которой объекты взаимодействуют друг с другом. И в то же время, внимание влияет на состояние материи, на которую оно направлено. Так в Корнельском университете США под руководством  профессора физики Мукунда Венгелатторе были проведены исследования, которые показали, что система не может меняться, пока вы наблюдаете за ней, что подтвердило предсказание квантовой теории, сделанное прежде. Но внимание человека может нести в себе определённую информацию, благодаря чему возможно не только останавливать направленный процесс, но и запускать его. Эксперименты, которые проводились на генераторе случайных чисел, показали, что исходный результат зависит от объединённого внимания одновременно многих людей. Примером этому может быть событие, которое произошло в период второй мировой войны. В декабре 1944 года военный флот США должен был высадиться на Филиппинах, которые входили в зону влияния Японии, но операция сорвалась. Причина, на первый взгляд, кажется мистической. Но расскажем всё по порядку. В недрах японских спецслужб находился секретный отдел, нечто похожее на Аненэрбе в фашистской Германии. К услугам этого отдела обратился обеспокоенный премьер-министр. По совету сотрудников отдела он призвал всех японцев молиться богине Солнца Аматэрасу о том, чтобы американцы не смогли достичь филиппинских берегов. Вскоре 100 миллионов жителей Японии одновременно совершили молитвенный обряд. Услышав об этом, американские моряки долго смеялись. Однако в районе острова Лугон на флот обрушился гигантской мощи тайфун. Три эсминца затонули, 28 кораблей получили значительные повреждения. 146 самолётов, находившихся на борту авианосцев, смыло за борт. Около 800 человек погибло. Таким образом, коллективная молитва японцев на этот раз помогла им преодолеть врага.

Мы почти всегда недооцениваем значения внимания, возможно, потому, что считаем внимание только каналом, по которому получаем информацию, хотя в действительности, внимание можно рассматривать, как инструмент сознания, при помощи которого оно взаимодействует с реальностью, как внешнего, так и его внутреннего мира. Внимание, можно рассматривать, как одно из проявлений воли, которая реализуется в любой человеческой деятельности или же в удержании каких-то направленных состояний. Например, человек просыпается утром и направляет своё внимание на ту последовательность своей деятельности, которая необходима для него в этот день. До пробуждения его сознание и его воля были пассивны, и пребывали, в зависимости от частоты вибраций, на каких-то других планах реальности, созвучных этой частоте. Но человек проснулся, и у него включилась программа деятельности в этом проявленном мире. Причём, в каждом человеке одновременно с его пробуждением включается программа, создающая этот проявленный мир.

В своей книге: «Биоцентризм. Как жизнь создаёт Вселенную» – Роберт Ланца и Боб Берман пишут, «…не может быть никакого разрыва, между наблюдателем и наблюдаемым. Если их разделить, то реальность исчезнет». И дальше они поясняют это своё утверждение: «…все эти нескончаемые образы, которые так живо окружают нас, являются тончайшим продуктом нашего сознания и существуют только в голове». «…а эксперименты лишний раз доказывают, что пространство является иллюзорным». Мы, говорят авторы, подобно черепахам, которые носят с собой свой панцирь, носим с собой своё пространство и своё время. Конечно, программы, вложенные в человека в значительной своей части однотипны, поэтому тот мир, который мы создаём, и который считаем объективной реальностью, приблизительно одинаков для всех людей. А при помощи микроскопов и телескопов люди делают для себя доступными ту микро и мегареальность, которую они носят внутри себя. Эта последняя фраза станет понятной, если мы вспомним то, что уже не однажды говорили прежде – мы набрасываем на внешний мир покров той реальности, которая соответствует нашим внутренним программам восприятия внешнего бескачественного мира.

Эммануил Кант ещё в 18 веке говорил: «Мы должны избавиться от мнения о том, что время и пространство – это реальные качества вещей в себе… все тела, а так же пространство, в котором они находятся, следует считать не более чем представлениями, которые воспринимаются нами и не существуют нигде… кроме нашего сознания». Следовательно, если согласиться с Эммануилом Кантом, то всё, что мы считаем внешней реальностью, таковой в действительности не является. Отсюда, нет в мироздании ничего объективного, всё является продуктом человеческого сознания. Но, если пространство иллюзорно, то и все пространственные тела, в том числе и человеческое тело, так же иллюзорны, и Эммануил Кант – тоже только иллюзия. Тогда, эта жизнь, которую человек пытается обустроить для себя с возможно большими удобствами – тоже является иллюзией и её можно сравнить со сном, в котором находится всё человечество и все живые организмы на Земли и во всём мироздании. Внимание человека, в таком случае, удерживает определённую упорядоченность сновидений этого сна. Более того, нет в этом иллюзорном мире, ни реальных государств, ни войн между государствами, нет причин тех страданий, которые в современном мире стали частью бытия человечества, и нет тех условий, и тех проблем, которые порождают человеческие страдания. Тогда все человеческие стремления, к богатству ли он стремится или к власти, к удовольствиям или же пытается скрыться от всевозможных соблазнов этого мира – все это только сновидения или иллюзии, которые к объективности не имеют никакого отношения. Даже духовная устремлённость человека, которой он, возможно, посвятил всю свою жизнь – всё это только иллюзии.

Тогда человек, согласившийся с такой точкой зрения, которая определяет его жизнь и смысл её, как сон, иллюзию, позади которой есть только одна реальность – это программа жизни, вложенная в него, за пределы которой он никогда не выйдет. Такой человек поднимет внутренний бунт против Бога, который обманул его и продолжает обманывать его в процессе всей жизни, и ещё он будет недоволен тем, кто открыл ему глаза на его положение в мироздании. Каждый человек живёт в капсуле своего мировоззрения, в которой у него свои ценности и свой смысл. И вдруг, кто-то приходит к нему и говорит, что его ценности не стоят выеденного яйца, а то, что он называл смыслом своей жизни – это не более как сказка про белого бычка. Этот человек может сказать, что он всё это рассказал совсем не для того, чтобы кто-то менял самого себя и свои взаимоотношения с миром, что пусть он живёт, как жил прежде и только знает, что мир совсем не такой, какой казался ему прежде. Такого информатора можно спросить, для чего он своими рассказами смущает других людей? может быть хочет показать им, что он знает больше, чем они, или, возможно, он настолько переполнен этой идеей, что она переливается через край? Но, в действительности, любая информация существует для своего слушателя или читателя.

Всё человечество или какую-то часть его можно показать в виде пирамиды. Люди в этой пирамиде будут представлены в виде каменных блоков. Одни из этих блоков будут находиться в основании пирамиды, другие в более высоких её уровнях и небольшая часть из них будет находиться на её вершине. Здесь речь не идёт об элите и шудрах. Всё зависит от материала, из которого состоит эта пирамида. Например, это может быть пирамида власти, в спорте так же есть свои пирамиды, может быть пирамида интеллекта, пирамида физического развития и т.д. Может оказаться так, что какой-то человек занимает вершину пирамиды как музыкант, а вот по физическим данным он находится в основании другой пирамиды. Но здесь говориться о носителях информации. Эти люди так же могут быть частью пирамиды. И как в любых человеческих пирамидах те люди, которые находятся на более высоких её уровнях, обязательно используют то, что для них приготовили те, что находятся на более низких уровнях. Например, писатель для своих произведений будет пользоваться не только своим материалом, но обязательно в какой-то степени будет использовать и то, что пишут те, что находятся на более низком или более высоком уровне этой пирамиды.

Каждая грань человеческой личности нуждается в пище для себя, и эту пищу человек отчасти готовит сам, и отчасти для него готовят те, которые в этой пирамиде занимают более низкие места. Конечно, писатель будет интересоваться и теми произведениями, которые создают мастера пера. Таким образом, каждый человек может быть одновременно частью многих пирамид, а уж место в них определят для него те, которые являются соседями его в этих пирамидах. Те, которые находятся на вершине пирамиды, совсем не обязательно являются элитой, а те, которых относят к элите, совсем не обязательно заслуживают место на вершине человеческой пирамиды – они могли туда затесаться, используя многие благоприятные факторы.

Какое всё это имеет отношение к вниманию? – прямое: имея хорошее внимание в какой-либо области, которое близко его сердцу, человек успешно поднимается по социальной лестнице к вершине этой пирамиды.

Читатели или слушатели так же составляют своеобразную пирамиду, в которой каждый уровень её питается своей пищей. Поэтому, любые произведения пустые по смыслу, но полные всевозможными витальными приключениями, и полные высоких мыслей писателей и философов, ищущих смысл жизни – все они найдут своих читателей и слушателей. Ни один писатель не сможет создавать такие произведения, которые с одинаковым удовольствием читали бы все уровни  людей, относящихся к пирамиде читателей.

Поэтому, всему своё место и время. Когда мы говорили о структуре мироздания и его объективности или субъективности, то мысли, которые рассматривались в этой статье, были адресованы тем читателям, которые готовы к восприятию подобного рода информации. Конечно, с Робертом Ланца и Бобом Берманом можно в чём-то не соглашаться, например, в отношении к времени. Если времени, которое упорядочивает направленность всех процессов в мироздании, в реальности не существует, а есть только процессы, последовательность которых мы и относим к времени, то в этом случае не будет никакого смысла и цели в этой направленности, будет только случайность, которая приведёт к хаосу. Именно время придаёт направленность всем процессам и эта направленность не случайна, а имеет определённое предназначение. Поэтому, рассматривая кривую эволюции жизни на Земле, мы находим её последовательность на пути от совершенства меньшего к совершенству большему. А так как эволюция на Земле – это только частный случай эволюции всей Вселенной, то мы можем сделать вывод, что эволюция всего Мироздания так же следует принципу, ведущему всё сущее во Вселенной к бесконечному росту совершенства.

Ну и ещё об иллюзиях пространства. Если бы трёхмерного пространства не существовало, а события во внешнем мире – это только результат процессов, происходящих во вложенных в каждое живое существо соответствующих программ, то в таком случае не было бы таких событий, которые травмируют человеческое тело. Небыло бы всевозможных инфекционных заболеваний, вызываемых конкретными микробами или вирусами, и ещё много чего не было бы, так как в программе каждого живого существа заложена функция сохранения жизни. И если человек случайно попал ногой в медвежий капкан, или же сосулька упала ему на голову – это что тоже программа, вложенная в человеческое существо, реализовалась? Но если, всё происходящее во внешнем мире не случайно и имеет свою цель, тогда мы должны говорить о некой интегральной программе, объединяющей все человеческие программы жизни. И каждый человек и даже каждый живой организм присоединены к этой интегральной программе. Но, говоря, программа, мы подразумеваем под ней нечто механическое, которое не может иметь цели. Поэтому, и программа жизни отдельного живого существа, и интегральная программа жизни это не есть нечто механическое, но глубоко сознательное состояние субстанции Мироздания, которая знает какие обстоятельства необходимы для эволюции сознания и жизни во Вселенной. В системе интегральных знаний нет ничего случайного, но каждое движение жизни обусловлено Божественным намерением, целью которого является бесконечное совершенство. На самом деле реальность Вселенной – это не результат программирования её человеком или каким-то другим живым существом, она уже существует во всём своём многообразии и полноте, человеку же или же другим живым существам осталось только наложить на эту непроявленную многогранную реальность определённые качества, которые придадут непроявленным формам реальности мироздания бесконечное разнообразие и вполне определённые проявленные значимости. Восприятие человеком и другими живыми организмами придаёт реальности всё его качественное разнообразие. Живые организмы, словно универсальные приёмники, воспринимающие этот мир и превращающие его в многоцветную реальность.

И все эти объекты мироздания и процессы, происходящие при их взаимодействии, существуют объективно на непроявленном уровне реальности мироздания, а то, что мы называем проявленным миром – это трансформация непроявленной реальности в проявленную в системе восприятия человека. Тогда мы можем утверждать, что реальным является только непроявленный мир, а то, что мы называем проявленной реальностью мироздания, в действительности является только иллюзией, созданной системой восприятия человека.

Все объекты внешней реальности мироздания, не зависимо от того, проявлены они для человека или непроявлены, воспринимаются в той степени интенсивности, которая соответствует предназначению этого человека. И каждая форма жизни создаёт своим восприятием свою проявленную реальность, которая точно соответствует его предназначению в мироздании. И всё это объединяется в единую космическую систему, имеющую своё предназначение, потоками внимания. Можно сказать и «потоками воли», так как внимание – это одна из граней воли.

Но мы не забываем и такой вопрос: «кто управляет вниманием в мироздании и в каждом отдельно взятом человеке? Можно ограничиться однозначным ответом, что всем сущим во Вселенной управляет Бог. И это верно, но для человека ответ такой краткости всегда будет недостаточным, потому что каждый человек для большего познания реальности мироздания, хочет не только услыхать какое-то определение, но и соотнести его с тем, что он уже, хотя бы в какой-то степени знает.

Мне придётся для объяснения рассказать о собственном опыте. Это было где-то тридцать три года тому назад, когда я однажды осознал, что нахожусь внутри абсолютно прозрачного кристалла, вершина которого терялась где-то в космической бескрайности. Возможно, там в этой бескрайности было его начало, но он проходил сквозь меня и заполнял пространство вокруг меня. Субстанция этого «кристалла» мною воспринималась как пронзительное неподвижное внимание, в котором осознавалась абсолютная воля и абсолютное знание. Было знание, что всё моё существо находится в абсолютной власти этой субстанции. И ещё запомнилось, что сама эта субстанция воспринималась, как абсолютно неподвижный, безмолвный и глубочайший покой. Этот эпизод означал, что Бог посмотрел на меня и показал себя. Его могущественному вниманию ничто не может противостоять в любых мирах беспредельной Вселенной. Говоря о внимании, мы должны сказать, что в каждом из людей есть божественная искра, которую мы воспринимаем как Божественную душу, имеющую своё внимание, которое управляет нами. И в то же время в каждом человеке есть тень Божественной души, которую мы называем «эго». Оно отражает в себе все качества божественной души и преломляет их, превращая их в свою противоположность. И эго так же содержит в себе внимание, которое приковывает сознание человека к значимостям и ценностям этого проявленного мира.

И когда мы говорим о двух позициях, которые может занимать человек в этом мире, то имеем в виду и внимание, которым пользуется человек при взаимодействии с реальностью мира. И когда изначальным источником внимания человека является Психическое существо, которое является личностным представителем Дживатмана в человеке, то такое внимание будет содержать в себе элементы видения реальности мира и его смысл и предназначение. В тех же случаях, когда основой потока внимания является человеческое эго, то в нём будет проявлять себя маскирующая оценка всех ценностей этого проявленного мира, которая в значительной степени скроет от сознания человека истинное предназначение этого мира и человека в нём.

Многие действия человек совершает автоматически, при этом он не осознаёт, что внутренняя модель комплекса каких-то движений связана прямой и обратной связями внимания с физическим телом, благодаря чему становятся возможны многие автоматические действия человека. Человек только определяет цель движения и его тело послушно выполняет те программы действий, которые прежде уже были сформированы в нём. Но если бы между внутренней моделью какого-либо движения и физическим телом небыло канала внимания, по которому передаются соответствующие указания, то никакое движение даже самое простое, было бы невозможно.

Зная всё это, мы можем представить Вселенную, как единый живой организм, множество элементов которого связаны между собой бесчисленными каналами внимания, без которых невозможно ни взаимодействия между этими частями, ни осознание их, ни их единство. Правда, есть большая разница между вниманием свойственном живым объектам и вниманием присущем объектам неживым. В первом случае внимание не является чем-то неподвижным и перемещается от объекта к объекту в силу необходимости, в то время как внимание неживых объектов неподвижно и безучастно ко всем изменениям. Происходящим в этом мире.

Человек в своей духовной практике обнаруживает, что внутреннее внимание, в отличие от внимания внешнего, не фокусируется в точку, перемещаясь по объекту или с одного объекта на другой, а раскрывается и охватывает всё пространство, в котором может происходить какое-либо событие. Это сходно с тем, как посетители в филармонии слушают игру оркестра. Их внимание расфокусировано, так как мелодия, которую исполняет оркестр, заполняет весь зал, и слушать эту мелодию возможно, только охватывая своим вниманием всё звучащее пространство этого зала. И в этом случае мы уже говорим не о фокусе, но о поле внимания. При внутренней работе в поле внимания могут происходить всевозможные события, но почти всегда в этих событиях нет ничего неожиданного, так как внимание направлено на те процессы, которые человек исследует. Имеются в виду всевозможные желания, влечения и побуждения. И в то же время важно исследовать реакции эго, так как оно стоит позади всех человеческих отношений с внешней и внутренней реальностью. Все осознаваемые человеком реакции и состояния, возникающие в результате отношений человека с реальностью проявленного мира, стремятся подчинить человека и сделать его своим послушным инструментом. Но духовный искатель, будучи постоянно бдительным, не позволяет этому произойти, тем, что осознаёт их в самом начале их возникновения и этим самым препятствует реализации их цели.

Подвижное внимание человека, в отличие от неподвижного внимания неживых объектов, постоянно подвержено атакам не только различных запредельных сил, но и собственного ума и витала и, нередко, физического тела. Эти части человеческого существа, являясь инструментами низшей природы, пытаются всячески помешать внутренней работе человека, чтобы его внимание было занятым только всевозможными взаимодействиями со значимостями этого проявленного мира. Низшая природа знает, что внутренняя работа человека приведёт его к такому состоянию, когда он станет недоступным для её влияний. Зная это, духовный искатель прилагает необходимые усилия, чтобы в период его внутренней работы ничто его не отвлекало, поэтому он отстраняет все помехи и вновь сосредоточивается на исследовании внутренних состояний.