Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

УГОДЕН БОГУ

--

 Так как Универсум – это тело Бога, то все элементы Универсума, какими бы малыми или великими они ни были, являются частями Бога. Шри Ауробиндо однажды сказал: «Бог ничего не создавал, он сам стал всем этим». Если согласиться с тем, что кто-то может быть угодным или неугодным Богу, то можно подумать, что у Бога есть что-то лишнее, или даже противостоящее ему, от чего нужно было бы избавиться. И, конечно же, на то, что неугодно Богу не распространяется его любовь. Не правда-ли странно, всемогущий Бог, позволяет быть в его беспредельном теле тому, что ему неугодно. Можно сказать, терпит присутствие в своём теле, нечто нежелательное для него. Почему бы ему не избавиться от того, что ему неугодно, ведь он – всемогущий. Тогда всех людей на Земли и всех сущностей непроявленных миров можно разделить на относительных угодников и не угодников – сепаратистов.

В действительности, люди придумали для себя Бога таким, каковы они сами, – приписали ему те качества, которые присущи им самим. Когда мы слышим об избранности какого-то народа и не избранности всех остальных, то и в этом случае мы встречаемся с делением всего человечества на угодных и неугодных Богу. Даже посмертное состояние человеческой души и её существование, радикально разделены по этому же принципу: угодные Богу человеческие души вечно пребывают в раю, в состоянии блаженства, а неугодные – грешники, в состоянии безмерного страдания, вынуждены вечно страдать в аду. Неправда-ли, какой-то садист придумал такого рода посмертное существование для человеческих душ. А может быть человека, оказавшегося в лоне какой-либо церкви, удерживают в ней с помощью ограничений возможного греха, и посмертного воздаяния за него в аду?

Что такое быть угодным Богу? Однажды Шри Ауробиндо сказал, что «лучше быть камнем преткновения на пути у Бога, чем слякотью под его ногами». Это говорит о том, что перед Богом действительно не все равны, не все одинаково значимы, или другими словами, не все одинаково угодны Богу. И то же самое говорил и Иисус Христос: «Много званных, да мало избранных». И, кроме того, если бы для Бога всё было одинаково значимым, то это свидетельствовало бы о невозможности эволюции. Действительно, эволюция – это движение от меньшего совершенства к совершенству большему. Рассмотрим такую метафору: живёт большая семья в отдельной усадьбе. Для хозяина усадьбы всё, что он имеет для него необходимо, но значимость различных объектов в ней, для него не одинакова. Следовательно, быть угодным богу, это не значит угождать ему, ходить с опущенными глазами, боясь оступиться, подставлять правую щеку, после того, как ударили по левой, а если сняли одну рубашку, то отдать и другую. Но, тогда, возможно, быть угодным Богу – это соответствовать своему предназначению? Вероятно, у человека, задающего такой вопрос, есть убеждение, что не всё в этом проявленном мире значимостей, соответствует своему предназначению. Рассмотрим ещё одна метафору: человек ходит в тренажёрный зал, чтобы сделать своё тело совершенным. В этом зале множество тренажёров, каждый из которых может быть использован для тренировки определённой группы мышц. Можно вместо тренажёров использовать специально подготовленных людей, хотя цель при этом останется прежней – сделать своё тело совершенным. А если бы в этом зале находились бы только те, которые хотят сделать своё тело совершенным и небыло бы условий, для совершенствования, то, возможно, способы, ведущие к совершенствованию тела, были бы значительно менее эффективными.

Наш проявленный мир – это своеобразный тренажерный зал, и каждый человек в нём следует своему предназначению. На пути к совершенству человек должен прилагать свою направленную волю к решению как внешних, так и внутренних проблем. И, наверное, Богу угодны как те, которые избрали для себя путь совершенства внутреннего, а в дальнейшем и всего своего существа, так и те, без которых эта внутренняя работа сделана быть не может. Следовательно, быть угодным, или неугодным Богу – это чисто человеческая идея, которая никакого отношения к предназначению человека в этом мире не имеет. Мы можем многое из того, что происходит в современном мире не понимать, чем-то возмущаться, а чему-то радоваться, и это будет продолжаться до тех пор, пока мы не поднимемся над зависимостями, привязывающими нас к этому миру. И тогда мы осознаем, что и этот проявленный мир с его значимостями, и планы сознания низшей сферы миров с их формами жизни – всё выполняет своё предназначение, и всё имеет свою индивидуальную значимость. И нет в этом мире ничего лишнего или же случайного. «Даже волос с головы твоей не упадёт без воли его» – однажды сказал Иисус Христос.

Угождает только раб своему господину, и это он делает, возможно, для того, чтобы господин был более милостив к нему, а может быть стремление угождать является естественной защитной реакцией безвольного раба, неспособного преодолеть себя даже там, где существуют только вымышленные проблемы. Это о таких людях говорят: пуганая ворона куста боится.