Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЖИЗНЬ, КАК УСЛОВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЛИ

--

Волю можно рассматривать как силу, которую использует человек для достижения своей цели. Но это будет только один из аспектов проявления воли. В то же время воля содержит в себе знания, определяющие направление, в котором она должна действовать. Но эти знания не принадлежат воле, потому что в человеке есть более важная часть, которая не только знает цель, но и средства, при помощи которых эта цель может быть достигнута. Этой, более важной частью, является сознание человека, которым может управлять ум или сердце. Но, тогда ум или сердце и являются той главной частью в человеческом существе, которая управляет всей человеческой жизнью? – Это не совсем так, потому что ум является инструментом эго. Тогда можно сказать, что в человеке есть два центра или две силы, которые могут управлять им, используя для этого и человеческий ум, и его мировоззрение, и его врождённые склонности, и его волю – это эго и истинное «Я» человека. Но эго и истинное «Я» человека имеют противоположные стремления и, не препятствуют ли они, этим самым, друг другу в направленном использовании воли? – Напротив, они действуют в одной эволюционной упряжке, просто каждый из них делает свою работу, без которой невозможна эволюция человека. Эго выявляет в человеке те его проявления, которые требуют своей трансформации. И вообще, следует знать, что противоположности, которые человек осознаёт в себе и во внешнем мире, необходимы не только для разделения людей на «званных» и «избранных», но и для сознательного выбора человеком путей, одни из которых ведут к совершенству сознания человека, а другие – к его деградации. При этом происходит своеобразная селекция человечества, на тех которые способны осознавать влияния и ловушки, ведущие к деградации и, соответственно, выбирать путь восхождения сознания, и тех, которые предпочитают материальные блага, власть и удовольствия этого мира значимостей. Подобного рода селекцию можно сравнить с работой золотоискателя с золотоносными песками, в которых он отделяет тонны пустой породы от граммов золота. Для селекции имеет значение соотношение количества людей, избравших для себя духовный путь, и количество тех, которые предпочитают быть частью этого проявленного мира значимостей. Это связано с тем, что для духовной работы необходимы определённые условия, без которых невозможна вся полнота внутренней трансформации на путях восхождения сознания.

Люди в большинстве своём не осознают направленного восходящего потока воли, которым управляет Божественное сознание, не осознают они и встречного очищающего потока, освобождающего от всего, что препятствует восхождения сознания. Встречный очищающий поток проявляет в человеке всё, что ведёт его к деградации, и в тех случаях, когда человек осознаёт свои несовершенства, ведущие к деградации, он может отстраниться от них, не поддерживать их, не позволяя им проявляться. Таким образом, через каждого человека проходят два потока – восходящий и нисходящий, и человек в этих встречных потоках будет двигаться в направлении того потока, который в нём преобладает. Но мы с вами уже знаем, что к восходящему потоку человека влечёт его истинное «Я», а к нисходящему – его эго. Тогда человек оказывается в том или ином потоке в зависимости от того, что в нём преобладает – или истинное «Я», или эго. Зависит ли это от человека? Безусловно, зависит, но эта зависимость чаще всего определяется воспитательным влиянием окружающей человека социально-психологической среды. Хотя влияние этой среды только тогда фатально, когда в человеке уже проявляется предрасположенность или к восхождению сознания или же к его нисхождению.

Возможны три направления, в которых воля реализует себя – восхождение сознания или его эволюция,  сохранение того, что есть, и редукция или деградация сознания. В конечном счете, эти три направления определяются влияниями или нашего истинного «Я», или же человеческого эго. Второе направление реализации воли, в котором она удерживает состояние привязанности человека к ценностям материальном мире, в конечном счёте, так же ведет к деградации сознания и тогда основную функцию сознания берёт на себя человеческий ум. И тогда ум определяет и человеческие цели, и способы достижения этих целей.  В плоскости нашего проявленного мира ценностей, ум для достижения своих целей использует наиболее короткие пути, которые чаще всего неадекватны той цели, к которой ум стремится. Дело в том, что в идеале цель можно считать достигнутой, если человек созвучен этой цели. Но такого рода созвучие редко возникает в современном меркантильном мире. Примером может быть современная идея капитализма, следуя которой, люди, занимающиеся бизнесом, стремятся получить прибыль или выгоду за максимально короткий срок. И это ведёт к тому, что собственная промышленность и сельское хозяйство не развиваются. Действительно, зачем бизнесмену вкладывать в своё отечественное производство деньги, чтобы когда-то получить продукт и продать его с прибылью, когда можно сегодня всё необходимое купить за границей и получить быструю прибыль. Капиталист заинтересован в быстрой прибыли, а если он участвует в производстве какого-то продукта, то он стремится произвести этот продукт максимально дёшево, а продать максимально дорого. Таким образом, воля в нашем проявленном мире значимостей для достижения какой-то цели, использует ложные пути, и хотя это и ведёт к быстрому успеху, но получаемые при этом результаты, обязательно содержат в себе элементы будущей дисгармонии и разрушения. И, напротив, воля в духовной практике приводит к желанной цели человека, только в том случае, когда он гармоничен с этой целью, что делает и самого человека и результаты его внутренних усилий, непротиворечивыми избранной им цели. В тех случаях, когда воля ведёт человека к разрушительной цели, приводящей других людей к материальному или моральному ущербу и в результате этого к страданию этих людей, то такая воля всегда содержит в себе основу, ведущую к деградации сознания её носителей. Таким образом, воля в своей основе имеет определённые предпочтения, которые направляют её или по коротким путям лжи, или же по путям всё возрастающего созвучия и гармонии с избранной человеком целью. Воля духовного человека использует обстоятельства внешнего мира, в котором царствуют воля и намерения выгоды и наживы, чтобы освободиться от их влияния, и зависимости и этим самым делает сознание человека более совершенным. Благодаря этому, мы не только удерживаемся в восходящем потоке сознания, но и осознаём их взаимодействие и единство цели.