Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

ЖИЗНЬ, КАК УСЛОВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЛИ

Петр Зорин

Волю можно рассматривать как силу, которую использует человек для достижения своей цели. Но это будет только один из аспектов проявления воли. В то же время воля содержит в себе знания, определяющие направление, в котором она должна действовать. Но эти знания не принадлежат воле, потому что в человеке есть более важная часть, которая не только знает цель, но и средства, при помощи которых эта цель может быть достигнута. Этой, более важной частью, является сознание человека, которым может управлять ум или сердце. Но, тогда ум или сердце и являются той главной частью в человеческом существе, которая управляет всей человеческой жизнью? – Это не совсем так, потому что ум является инструментом эго. Тогда можно сказать, что в человеке есть два центра или две силы, которые могут управлять им, используя для этого и человеческий ум, и его мировоззрение, и его врождённые склонности, и его волю – это эго и истинное «Я» человека. Но эго и истинное «Я» человека имеют противоположные стремления и, не препятствуют ли они, этим самым, друг другу в направленном использовании воли? – Напротив, они действуют в одной эволюционной упряжке, просто каждый из них делает свою работу, без которой невозможна эволюция человека. Эго выявляет в человеке те его проявления, которые требуют своей трансформации. И вообще, следует знать, что противоположности, которые человек осознаёт в себе и во внешнем мире, необходимы не только для разделения людей на «званных» и «избранных», но и для сознательного выбора человеком путей, одни из которых ведут к совершенству сознания человека, а другие – к его деградации. При этом происходит своеобразная селекция человечества, на тех которые способны осознавать влияния и ловушки, ведущие к деградации и, соответственно, выбирать путь восхождения сознания, и тех, которые предпочитают материальные блага, власть и удовольствия этого мира значимостей. Подобного рода селекцию можно сравнить с работой золотоискателя с золотоносными песками, в которых он отделяет тонны пустой породы от граммов золота. Для селекции имеет значение соотношение количества людей, избравших для себя духовный путь, и количество тех, которые предпочитают быть частью этого проявленного мира значимостей. Это связано с тем, что для духовной работы необходимы определённые условия, без которых невозможна вся полнота внутренней трансформации на путях восхождения сознания.

Люди в большинстве своём не осознают направленного восходящего потока воли, которым управляет Божественное сознание, не осознают они и встречного очищающего потока, освобождающего от всего, что препятствует восхождения сознания. Встречный очищающий поток проявляет в человеке всё, что ведёт его к деградации, и в тех случаях, когда человек осознаёт свои несовершенства, ведущие к деградации, он может отстраниться от них, не поддерживать их, не позволяя им проявляться. Таким образом, через каждого человека проходят два потока – восходящий и нисходящий, и человек в этих встречных потоках будет двигаться в направлении того потока, который в нём преобладает. Но мы с вами уже знаем, что к восходящему потоку человека влечёт его истинное «Я», а к нисходящему – его эго. Тогда человек оказывается в том или ином потоке в зависимости от того, что в нём преобладает – или истинное «Я», или эго. Зависит ли это от человека? Безусловно, зависит, но эта зависимость чаще всего определяется воспитательным влиянием окружающей человека социально-психологической среды. Хотя влияние этой среды только тогда фатально, когда в человеке уже проявляется предрасположенность или к восхождению сознания или же к его нисхождению.

Возможны три направления, в которых воля реализует себя – восхождение сознания или его эволюция,  сохранение того, что есть, и редукция или деградация сознания. В конечном счете, эти три направления определяются влияниями или нашего истинного «Я», или же человеческого эго. Второе направление реализации воли, в котором она удерживает состояние привязанности человека к ценностям материальном мире, в конечном счёте, так же ведет к деградации сознания и тогда основную функцию сознания берёт на себя человеческий ум. И тогда ум определяет и человеческие цели, и способы достижения этих целей.  В плоскости нашего проявленного мира ценностей, ум для достижения своих целей использует наиболее короткие пути, которые чаще всего неадекватны той цели, к которой ум стремится. Дело в том, что в идеале цель можно считать достигнутой, если человек созвучен этой цели. Но такого рода созвучие редко возникает в современном меркантильном мире. Примером может быть современная идея капитализма, следуя которой, люди, занимающиеся бизнесом, стремятся получить прибыль или выгоду за максимально короткий срок. И это ведёт к тому, что собственная промышленность и сельское хозяйство не развиваются. Действительно, зачем бизнесмену вкладывать в своё отечественное производство деньги, чтобы когда-то получить продукт и продать его с прибылью, когда можно сегодня всё необходимое купить за границей и получить быструю прибыль. Капиталист заинтересован в быстрой прибыли, а если он участвует в производстве какого-то продукта, то он стремится произвести этот продукт максимально дёшево, а продать максимально дорого. Таким образом, воля в нашем проявленном мире значимостей для достижения какой-то цели, использует ложные пути, и хотя это и ведёт к быстрому успеху, но получаемые при этом результаты, обязательно содержат в себе элементы будущей дисгармонии и разрушения. И, напротив, воля в духовной практике приводит к желанной цели человека, только в том случае, когда он гармоничен с этой целью, что делает и самого человека и результаты его внутренних усилий, непротиворечивыми избранной им цели. В тех случаях, когда воля ведёт человека к разрушительной цели, приводящей других людей к материальному или моральному ущербу и в результате этого к страданию этих людей, то такая воля всегда содержит в себе основу, ведущую к деградации сознания её носителей. Таким образом, воля в своей основе имеет определённые предпочтения, которые направляют её или по коротким путям лжи, или же по путям всё возрастающего созвучия и гармонии с избранной человеком целью. Воля духовного человека использует обстоятельства внешнего мира, в котором царствуют воля и намерения выгоды и наживы, чтобы освободиться от их влияния, и зависимости и этим самым делает сознание человека более совершенным. Благодаря этому, мы не только удерживаемся в восходящем потоке сознания, но и осознаём их взаимодействие и единство цели.  

Опубликовано