Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРЕСС

--

Стресс – это эмоциональное напряжение, которое может возникать у человека во многих случаях, когда человеку предстоит встреча с возможной опасностью или неизвестностью, когда человек не находит для себя выхода из создавшегося положения в связи с неведением, или потому что иссякла энергия или же появилось неверие в свои возможности. Причиной неверия в себя часто бывает внутренняя несобранность, неготовность к какой-либо деятельности, например, выступлению перед аудиторией. Знание материала, с которым человек собирается выступать перед аудиторией, ещё не говорит о том, что он готов к этому выступлению. Это можно сравнить со строительством дома, для которого все строительные материалы уже готовы и даже привезены на стройплощадку. Для того, чтобы дом был построен ещё необходим план строительства, который может быть создан задолго до строительства этого дома. Но план к выступлению перед аудиторией должен быть создан непосредственно перед выступлением и, при этом, он должен стать опорой человека в этом выступлении. Такой план называется – состояние готовности. Здесь следует упомянуть некоторые важные особенности человека, зная которые, мы поймём для чего необходимо создавать предварительный план предстоящего выступления, и почему он должен создаваться ни когда угодно, а перед самым выступлением.

Здесь мы рассмотрим способ преодоления неуверенности или стресса, у некоторых людей, которым предстоит выступать перед аудиторией. Любому внешнему действию человека, будет ли это речь или какие-то физические действия, всегда предшествует формирование соответствующей внутренней модели. Каждое слово, которое произносит человек и каждое действие, обязательно предварительно моделируется в человеке. Если внутренняя модель с дефектом, то речь может быть с заиканием, а движения неуверенными. В тех же случаях, когда внутренняя модель не возникает, то человек не сможет произнести слово или сделать движение. Потоку речи в период разговора всегда соответствует поток внутренней речи, которая возможно, на миллисекунду отстает от речи внешней. Это можно сравнить с синхронным переводом с одного языка на другой, т. е. с внутренней речи на внешнюю. Обычно человек не замечает, что первичная речь и первичные движения совершаются внутри него, а внешнее их выражение вторичны. Когда человеку гипнотизёр внушает, что он не может встать со стула, то он при этом делает невозможным моделирование этого движения. Для построения внутренних моделей речи или движений, используется архив памяти, в котором все материалы разложены по её полочкам, и для того, чтобы поддерживать процесс речи при беседе или чтения лекции, необходимые элементы её должны извлекаться из этого хранилища и формироваться в определённой последовательности.  Слова при этом нанизываются словно бусинки на нитку в определённой последовательности. Нить, на которую нанизываются слова-бусинки, определяет тему беседы, лекции или занятия. Она – эта нить, является своеобразным смысловым каркасом, который определяет не только тему лекции, занятия или беседы, но и последовательность информации, которую человек использует в своём выступлении. Для того, чтобы тема, которую излагает лектор, была доступна для понимания слушателей, необходимо, чтобы она содержала в себе не менее трёх и не более четырёх основных частей. Например, в первой части лектор (преподаватель) вводит слушателей в тему, которую он собирается преподнести слушателям. Во второй и третьей частях он излагает тему и четвёртой – подытоживает, завершает её.

Формируя модель своего выступления человек должен двигаться в определённом ритме, в котором нет спешки, и нет расслабленности. При этом он может медленно ходить взад-вперёд, вложив руки одна в другую, что является символом того, что он держит себя в руках и не позволяет ничего лишнего. Он ходит не спешно – означает, что та последовательность, в которой он строит своё выступление, не может быть нарушена любыми внешними обстоятельствами. Можно хождение заменить ритмичным медленным покачиванием взад-вперёд в ритме смысловым акцентам в каждом предложении.

При этом человек проговаривает мысленно тот текст, который он должен излагать в своём выступлении. На самом деле он проговаривает не всё содержание выступления, а только называет последовательность того, что он будет говорить. Например, «вначале я им расскажу про это… Затем перейду к следующей части моей лекции, в которой расскажу про то… После этого, я остановлюсь на теме о… После чего перейду к завершению и краткому резюме (краткий вывод из сказанного)»… В тех местах, где поставлено многоточие, лектор или преподаватель проговаривает очень краткое содержание того, что он будет излагать в своей лекции.

Нередко, в период такого рода подготовки к выступлению, человека могут отвлекать какие-то посторонние мысли. Этого не следует допускать, так как потом, в период лекции в этих местах могут возникать провалы в памяти, когда человек вдруг осознаёт, что он не знает, о чём он должен говорить дальше. Опытный лектор или педагог могут заполнить этот вакуум мысли чем-то созвучным содержанию лекции, и исчезнувшее следующее звено мысли вспомнится. Но лучше, если в период подготовки к выступлению вы не будете позволять себе отвлекаться. Но если всё же это произошло, то вернитесь на одну фразу назад и медленно, и сосредоточено проговорите мысленно ту часть содержания, которая была прервана какой-то посторонней мыслью.

После такой подготовки у человека должно быть чувство, что всё, что он собирается говорить в своём выступлении, достигло своей полноты, и добавлять что-либо ещё не следует, так как при этом будет нарушена структура внутренней модели выступления.

Когда готова модель выступления, то исчезает всякая неуверенность, нерешительность – человек чувствует себя готовым к встрече со слушателями. Возникшее при этом состояние называется состоянием психологической готовности. Сформировав, таким образом, состояние готовности, желательно, не откладывая в долгий ящик, выходить на встречу со своими слушателями. Причина этому состоит в том, что состояние готовности постепенно утрачивает свою целостность и постепенно растворяется. К этому ещё следует добавить, что после того, как сформировано состояние готовности, разговаривать с кем бы то ни было – не следует, потому что между готовностью и выступлением не должно быть ни каких помех.

Состояние готовности обычно делает человека собранным, что тут же сказывается на поведении слушателей – они попадают под влияние собранности лектора или преподавателя и сами становятся собранными и дисциплинированными слушателями, внимание которых в полной мере сосредоточено на человеке, который даёт им для них очень важную информацию. При этом лектор помнить, что если тема, которую он подготовил для своих слушателей, по его мнению, очень важная и он хотел бы, чтобы она была хорошо понята, то это его состояние обязательно передастся и тем, кто будет его слушать.