Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ НАСТОЯЩЕЕ?

--

Если бы настоящее было бы следствием только того, что происходило в прошлом, то ни о какой эволюции речи бы не было. Правда, это при условии, что внешние обстоятельства останутся теми же самыми, что были в прошлом, да и человек будет механически отвечать одинаково на сходные события. Какое-либо событие, произошедшее в прошлом, обязательно трансформирует человека и к следующему событию он будет уже другим, изменённым, следовательно, и реакция его на последующие события будет не похожей на те, которые были в прошлом. И, кроме того, на одни и те же события различные люди реагируют не одинаково и не одинаково под влиянием этих событий трансформируются, что зависит от того, в каком состоянии они встречают каждое новое событие. Мы с вами уже говорили, что в человеке находится перекресток миров и сил, каждая из которых пытается сделать его своим инструментом и управлять им. Поэтому, внутренние состояния, в которых может находиться человек, во многом зависят от влияния этих сил и их намерений и предпочтений. Кстати, каждая субличность человека является представителем какого-либо плана сознания от самого низшего инфернального, до высочайшего плана богов. Правда, человек использует только некоторые из них, остальные же находятся в потенциальном состоянии. Другими словами, в человеке соседствует целый спектр субличностей, каждая из которых считает себя его основной личностью и стремится постоянно находиться на переднем плане и определять взаимоотношения человека с реальностью мира. И каждая из субличностей имеет свой характер, свою историю и свои цели.

Такого рода структурные особенности человека определяют многие качества его личности. Во-первых, захваченность каким-либо объектом или процессом, в пределах проявленного мира, удерживает человека в пределах значимостей этого мира. Во-вторых, спектр субличностей человека является своеобразной лестницей сознания, по которой человек может или подниматься на уровень сознания планов богов и даже ещё выше, или же опускаться в инфернальные миры. И, в-третьих, активность более высокого сознания в человеке обязательно приводит к открытию в нём сознания более низкого. И если человек поднимается по ступеням планов сознания, то этим самым, он открывает в противоположном, инфернальном конце спектра субличностей, ту, которая равноудалена от центра спектра субличностей. И, разумеется, когда человек поднимется до уровня сознания богов, то на инфернальных планах для него открываются бездны мрака и страдания. Именно это имел в виду Шри Ауробиндо, когда он говорил о невыносимых страданиях, которые выпали на долю Его и Матери.

Говоря о захваченности, следует отметить, что захваченности бывают полными и неполными. Неполная захваченность – это интерес к чему-либо, притягивающий к себе внимание человека. Для неполной захваченности обычно достаточно, чтобы была захвачена одна из субличностей. И когда человек оказывается в обстоятельствах, созвучных соответствующей субличности, она выходит на передний план и привязывает внимание человека к соответствующим обстоятельствам. У каждой субличности есть пределы насыщения, и когда человек перешагивает через критическую черту насыщения, то эстафету подхватывает другая субличность, и процесс захваченности расширяется. В такого рода экспансии захваченности, когда она от интереса расширяется, в тотальную захваченность, есть одна очень важная особенность – распространение захваченности на другие субличности, не только делает эту захваченность тотальной, но и меняет личность человека. Дело в том, что каждая субличность содержит в себе какие-то способности человека и его интересы. И все они могут быть стёрты, какой-либо распространяющейся захваченностью, и прежде, возможно, творческая личность может стать плоской и монотонной. Человек при этом становится безразличным ко многим своим прежним увлечениям, и им будет владеть только одна страсть, захватившая его целиком. Среди многих субличностей, представляющих интегральную личность человека есть центральная, управляющая субличность, имеющая волю запрещать субличности проявлять себя. Но в тех случаях, если управляющая субличность не используется, то это приводит к тому, что каждая субличность получает полную свободу и выходит на передний план тогда, когда позволяют ей в этом обстоятельства. И тогда человек становится подобным траве-перекати-полю, которая катится в том направлении, куда дует ветер. Управляющая субличность содержит в себе долговременные намерения, которые могут выходить даже за пределы человеческой жизни и не иметь своего конца и, поэтому, определять всю человеческую жизнь. Все остальные субличности, если они не управляются центральной субличностью, имеют свои краткие намерения, которые соответствуют желаниям или интересам. Более того, когда они выходят из-под влияния управляющей субличности, они попадают под управление внешнего мира, который не только управляет ими, но и делает их зависимыми от внешних обстоятельств. И здесь есть ещё одна особенность – когда человеком управляют внешние обстоятельства, или внешняя воля, привлекая или отталкивая его, то у человека исчезает возможность критически осмысливать и свои мнения о чём-либо, и свои действия во внешнем мире. Это связано с тем, что контроль и критическое отношение к активности субличностей так же принадлежат управляющей субличности.

Спектр субличностей человека, представляет все планы сознания, но открытыми из них являются только немногие, которыми человек пользуется при взаимодействии с реальностью мира. Но в подавляющем большинстве случаев, субличности управляют человеком, а человек для них только средство, при помощи которого они реализуют себя в этом проявленном мире. Если представить графически спектр миров, который представлен в человеке субличностями, то в самом низу этого спектра будут находиться тёмные инфернальные планы сознания, а вверху – миры плана богов. Человечество занимает где-то среднюю полосу в этом спектре. Для одних людей эта полоса открытых планов сознания может быть сдвинута вверх – это люди, в сознании которых больше света, и они в значительной степени при взаимодействии с реальностью мира находятся на сострадательных позициях. Для других же полоса открытых планов сознания может быть сдвинута вниз, что ведёт к более выраженному эгоцентризму и стремлению жить для самого себя. При этом для такой категории людей, не имеет значения, страдают ли от их эгоцентризма другие люди или нет. Таким образом, человечество в основном живёт в сумеречной зоне сознания, но иерархия миров, или спектр планов сознания, проходящих через человека, не может быть случайностью и имеет для человека определённое значение. Иерархию планов сознания можно рассматривать, как своеобразную лестницу, по ступеням которой духовный искатель поднимается к Божественной истине.

Восхождение по лестнице сознания для человека имеет свои особенности: в человеке всё уже есть – он уже на вершине своего восхождения, и ему необходимо осознать это. Но для того, чтобы это стало возможным, ему нужно преодолеть в себе привязанности к низшей природе – именно в себе, а не во внешнем мире. Если сравнить привязанности с мостом, соединяющем два берега, один конец которого обращён во внешний мир, а второй – во внутренний мир человека, то достаточно убрать у моста опору у одного из берегов, и связи или зависимости человека от всевозможных соблазнов внешнего мира, у него уже не будет. Освобождение от влияний внешнего мира можно ещё представить в виде воздушного шара, которого удерживает у земли балласт. И если люди, находящиеся в корзине воздушного шара хотят подняться над землей, им надо освободиться от балласта. Им даже не требуется делать каких-то особых движений, чтобы подняться вверх, а только ослабить притяжение земли. В человеке это притяжение осознаётся как различные эмоциональные состояния, желание, интерес, побуждение к какой-либо активности, или, напротив, нежелание как внутренней, так и внешней активности, не менять ничего и оставить все, так как есть. Можно, конечно, убрать ту часть опоры моста, которая принадлежит внешнему миру – это уйти в монастырь, в пустынь, жить в пещере и избегать контактов со всем, что может быть соблазном. Но корни любых соблазнов находятся в нас самих. Например, если человек сыт, то его не соблазнишь самой изысканной едой, а если он голоден, то променяет любые богатства за пищу, которой мог бы насытиться. Вспомним мифического царя Мидаса. Поэтому, убирать внешние соблазны или самому уходить от них – это не самый лучший способ освобождения от влияний низшей природы, проявляется ли она в человеке, когда он пребывает в уединении, или же находится среди людей. Мы уже говорили о том, что субличности человека являются представителями других планов сознания, и позади них находится не только атмосфера этих планов, но и конкретные силы, которые используют человека для своей реализации в этом проявленном мире. Особенностью этих сил является их способность расти, и когда человек позволяет им реализовать себя в этом человеческом мире до их полного насыщения, то это даёт им право в дальнейшем определять приоритеты человека, которые он осознаёт в себе как желания, стремления, любопытство и побуждения к каким-либо действиям или бездействиям. И человек почти всегда, если внешние обстоятельства позволяют, удовлетворяет потребности этих сил, проявляющих себя в нём через субличности. В таких случаях человек выглядит пассивным инструментом, который силы других планов сознания, используют для удовлетворения своих собственных потребностей. Если человек регулярно позволяет этим силам проявлять себя в его жизни, то они этим самым получают право и в дальнейшем использовать его для своих собственных нужд. При этом они могут быть настойчивыми в своих требованиях. Человек подобного рода требования осознаёт как, например, желание оставить какую-то текущую работу и немного отдохнуть, а потом желание поворачивается к нему конкретной стороной, он осознаёт влечение или посидеть у телевизора, или же посмотреть в интернете какие-либо мировые новости, и возможно сыграть в какую-то игру. И в оправдание этому влечению может быть найдено множество уважительных причин. Структура человеческого сознания такова, что человек воспринимает каждую субличность, арендующую его тело, и эксплуатирующую его витал и ум в своих целях, как самого себя. Он заявляет, что он чего-то хочет, к чему-то стремится или что-то отвергает, в действительности же все эти человеческие стремления и желания принадлежат силам других планов сознания, которым интересен наш человеческий мир, в котором они могут реализовать себя. И у них есть ещё одна причина арендовать человека для своих нужд – они питаются за счёт энергии хозяина. И, кажется, положение человека безвыходно, – каждый из множества арендаторов его существа, требует, чтобы он удовлетворял их нужды, и, толпясь, перед выходом на передний план человеческой личности, они, расталкивая других претендентов, стремятся использовать человека насколько возможно полнее. Некоторые из них, которым человек позволяет регулярно использовать его, не ждут своей очереди, и «заявляют своим соседям, что имеют право, так как подходит их время. Странные арендаторы, неправда-ли, от них хозяину дома, в котором они разместились, только убытки. Но это не совсем так, все эти гости из других планов бытия, которые, кажется, паразитируют на человеке, в действительности стали неотъемлемой частью человеческой личности, а то, что они своевольничают и делают то, что им нравится, так в этом их винить не следует, так как причиной такой их свободы и даже распущенности является сам человек.

Мы говорили о том, что каждая субличность является представителем одного из планов реальности мироздания. Но план, на котором обитает человек, – это так же часть мироздания и в человеке должен быть его представитель. И такой представитель действительно есть в человеке, но он, нередко, вместо того, чтобы занимать место господина, как ему это положено по рангу, так как он является представителем той части реальности мира, в которой живёт человек, занимает положение раба и позволяет «арендаторам» эксплуатировать его и даже жить за счёт его энергии.  Это и есть центральная управляющая субличность человека, которой дана воля, власть и способность видеть реальность мира в большем масштабе, чем это присуще каждой субличности-арендатору. Поэтому управляющая субличность может рассматриваться как стратег, главнокомандующий, управляющий делами.

Когда мы внимательно рассматриваем структуру личности человека, то, почти всегда не замечаем, что структура внешнего мира созвучна человеку. Но когда мы находим их внутреннее сходство, то делаем вывод, что внешний мир является архитектором человеческой личности. В действительности всё выглядит иначе – внешний мир является отражением человеческой сути. Каждый человек вкладывает в структуру проявленной реальности мира свою лепту. И если мы осознаём непереносимость условий, в которых мы живём, и, возможно, даже пытаемся изменить место жительства, то при этом мы должны знать, что эти непереносимые условия создали негармоничные люди. Человечество пока ещё не осознаёт, что наш земной мир мог быть подобен вселенскому оркестру, играющему торжественную мелодию жизни, и который, пока ещё, звучит немыслимую какофонию.

И теперь мы должны остановиться на некоторых принципах организации внутренней гармонии человека. Мы говорили о том, что субличности являются представителями различных планов сознания в человеке, а управляющей субличностью является представитель земного плана реальности. Каждая из субличностей имеет волю, направленную на реализацию своих желаний или побуждений. В свою очередь, управляющая субличность, имеет волю, превосходящую волю любой другой субличности. Кроме того, она может иметь намерение, превосходящее по своей продолжительности всю человеческую жизнь. И ещё одна важная особенность центральной руководящей субличности – она находится одновременно как под влиянием человеческого эго, так и его Истинного «Я». Правда, и другие субличности находятся под влиянием этих двух сил, но в значительно меньшей степени. К сказанному здесь можно добавить, что осознание человеком различных эмоциональных состояний, желаний, стремлений и побуждений происходит через его управляющую субличность, и поэтому именно она однажды становится «Свидетелем». Но для того, чтобы это произошло, человек должен изрядно поработать на внутреннем пути.

Шри Ауробиндо однажды сказал: «Исследуйте себя беспощадно». И это не только для того, чтобы знать проявления и цели различных внутренних сил, и не только для того, чтобы управлять различными внутренними состояниями, но и для того, чтобы сформировать «Свидетеля». Можно сказать точнее – чтобы превратить управляющую субличность в «Свидетеля». Исследуя различные внутренние состояния, человек не просто формирует «Свидетеля», он в действительности, формирует личность, находящуюся под прямым влиянием Психического существа или «Истинного «Я». Почему под влиянием Психического существа, а не эго? Мы ведь помним, что в самом начале центральная управляющая субличность находилась под двойным влиянием. Дело в том, что наблюдение возможно только с более высоких позиций и, поэтому, формирующийся «Свидетель» имеет более высокую частоту вибраций, чем те состояния, которые он свидетельствует. В то же время эго, использующее различные проявления низшей природы, созвучно этим низким проявлениям.

Но обыватель не станет исследовать свои внутренние состояния ради любопытства. Следовательно, человек начинает самоисследование, когда у него появиться в этом надобность. У обывателя этой надобности не появляется, потому что все его потребности замыкаются на значимости этого проявленного мира и только к ним у него постоянное притяжение. Самоисследование не входит в планы низшей природы, потому что неведение человека позволяет ей максимально эффективно использовать его на своём поприще. Чтобы человек стал на путь самоисследования, необходимо, чтобы в нём открылись новые возможности, не характерные для обывателя. Человек должен стать ищущим, которого перестали удовлетворять прежние ценности этого мира. И, возможно, пройдёт какое-то время, и он найдёт адекватную пищу открывшимся в нём новым возможностям. Он узнает, что его истинная душа – Психическое существо изменила его сознание и этим самым предопределила всю его дальнейшую судьбу. Есть такое выражение, которое всегда справедливо, «когда ученик готов – учитель приходит». И ищущий обязательно найдёт своего учителя, потому что Психическое существо, изменив сознание ученика, уже никогда не оставит его, потому что оно и является его истинным учителем. Оно будет вести его путями подсказок, путями опытов, вначале, возможно, несущественных, но в дальнейшем всё более глубоких, и однажды человек получит знания о необходимости самоисследования, которое без открытия внутреннего внимания будет не эффективно. И совсем не важно, кто даст человеку необходимую информацию о внутренней работе. Это может быть человек, но может быть и книга, или, возможно, это будут обучающие сновидения, но в любом случае Психическое существо не оставит ищущего на полпути.