Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СМИРЕНИЕ И ЕГО ДИНАМИКА

--

Идея смирения имеет большое значение в человеческой жизни, но без понимания её многогранной сути, она не может быть осознанно использована в духовной практике. На самом деле идея смирения лежит в основе любой человеческой деятельности. При этом, каждый человек по-своему воспринимает внешние обстоятельства и по-своему относится к качествам своей личности. Реальность не зависит от того, как её воспринимает человек, потому что восприятия человека всегда субъективны. Для политика, бизнесмена, художника, обывателя и человека идущего духовным путём, одна и та же реальность воспринимается по-разному и имеет различные предназначения. Несмотря на это многообразие, существует только две основных позиции человека, определяющие его взаимоотношения с внешним миром. Обе позиции принимают мир и себя в нём такими, какие они есть в действительности, что соответствует идее смирения, но с этого момента происходит радикальное размежевание всего человечества. Большинство людей смиренно принимают мир таким, каким он есть в действительности, и используют все свои возможности для того, чтобы трансформировать внешнюю реальность мира в угоду самим себе. И в то же время эти люди не стремятся трансформировать самих себя, считая своё совершенство вполне приемлемым. Другая, меньшая часть человечества, избрала противоположный путь. Она, эта часть, так же смиренно принимает внешний мир таким, каков он есть, считая, что они пришли в этот мир, чтобы трансформировать самих себя в соответствии со своим предназначением, а внешний мир является только необходимым средством для этих изменений. Таким образом, эти две категории людей, со смирением принимая мир таким каков он есть, ставят перед собой противоположные цели – первые трансформируют внешнюю реальность, по-видимому, по образу и подобию своему, вторые – стремятся трансформировать самих себя. Таким образом, смирение может быть понято, как согласие или с внешними обстоятельствами, в которых человек находится, или же согласие с собственным положением, которое приходится занимать в этих обстоятельствах. И такого рода смирение разделилось на две ветви: одна из них – это люди, считающие себя хозяевами обстоятельств, и перестраивающие эти обстоятельства в соответствии со своими потребностями, другая же ветвь состоит из людей, стремящихся как-то приспособиться к обстоятельствам, чтобы с наименьшими потерями выжить. Здесь невольно вспоминается аналогия из книги немецкого психиатра Эрнста Кречмера – «Об истерии», в которой он пишет о двух типах человеческих реакций, возникающих на какие-либо неожиданные обстоятельства: одна из них – это реакция двигательной бури и, вторая – реакция мнимой смерти.  Другими словами, одна из них в основе своей имеет наступательную активность, в то же время другая – пассивность, сдачу. Таким образом, люди, считающие себя хозяевами обстоятельств, смиренно приняв их как изначальную данность, начинают активно целенаправленно трансформировать внешние условия, приспосабливая их к своим нуждам. При этом, они, не осознавая этого, активно формируют своё намерение, в котором содержится план конечной цели их внешней активности. Вторая ветвь людей, стремящихся приспособиться к обстоятельствам, чтобы выжить, воспринимает смиренного человека, как лишённого гордости, высокомерия, слабого, кроткого, безропотного, покорного, безвольного, убогого, послушного, иногда  исполненного сознания своего ничтожества. Они как бы говорят тем, которые сильнее их: я такой слабый

Но смирение может иметь и другое значение, в котором человек принимает себя таким, каков он есть в действительности, При этом, внешние обстоятельства он так же принимает такими, какие они есть реально. И здесь речь уже не идёт о согласии или несогласии человека с обстоятельствами, так как истинное приятие реальности такой, какова она есть в действительности, не предполагает выбора. Действительно, те люди, которые идут духовным путём, никогда не стояли перед выбором путей – они просто откликнулись на внутренний зов своего сердца. Выбор может быть только у людей, стоящих на позициях ума, полем деятельности которого является этот проявленный мир значимостей, в то же время духовный путь имеет свои цели в запредельной реальности и целью человека, идущего духовным путём является не трансформация внешнего мира и не успешность в нём, но трансформация внутренняя.

. Смирение человека, идущего духовным путём, может быть перед самим собой и перед богом. Смирение перед самим собой означает, что  вы принимаете себя таким, каков вы есть, с вашими сильными и слабыми сторонами, ничего не утаивая и ни преувеличивая. Это совсем не значит, что вы миритесь со своими несовершенствами, Наоборот, вы их обнажаете перед собой, чтобы не потакать им и стремиться к их трансформации. Очень важно при этом быть предельно честными перед собой, не оправдывать проявления каких-либо, пусть даже маленьких слабостей. При этом, совсем не обязательно все и каждому сообщать об успехах и неудачах в своей работе, потому что этим  может «питаться» человеческое эго. Духовная работа выполняется скрыто от внешнего мира, и поэтому у вас не появляется желания показать кому бы то ни было, что вы стали другим человеком, потому что это будет только маска, позади которой скрывается эго. Внешние изменения придут незаметно, как следствие внутренней трансформации.

Смирение перед Богом не имеет никакого отношения к страху перед Богом. Быть смиренным перед Ним, значит принимать всё происходящее вокруг, направлено ли это лично на вас, или же об этих событиях вы узнаёте из какого-либо источника информации, или же просто становитесь очевидцем каких-то событий – всё это имеет отношение к вашей внутренней работе. Ваше отношение, ко всему происходящему вне вас, является показателем того, что вы из себя представляете в данное время. Люди, идущие духовным путём – это воины, так как им приходится постоянно противостоять всевозможным внешним соблазнам и внутренним влияниям, пытающимся увести их с внутреннего пути. Но и в этой категории людей, ищущих смысл жизни не среди значимостей внешнего проявленного мира, так же есть те, которые стремятся приспособиться к обстоятельствам и выжить с наименьшими потерями. И сделать это так, чтобы его будущее, посмертное райское существование в котором он будет вечно счастлив, было гарантировано кем-то более значимым, чем он сам. Эти люди хотели бы одним выстрелом убить двух зайцев – и в этом мире по возможности преуспевать и следовать его соблазнам, и в то же время им должна быть гарантирована своеобразная индульгенция, благодаря которой они посмертно получат забронированное для них место в раю. Вы уже догадались, что здесь речь идёт о религиях. Но здесь следует сделать замечание, что любая религия, если человек искренен и не формально, а всем сердцем устремлён к Божественной истине, может стать для него духовным путём.