КАК ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ РАБА В СЕБЕ

Первое, что необходимо делать человеку, стремящемуся освободиться от раба в себе – воспитать в себе волю. И это понятно, потому что волевой человек не может быть рабом и в зависимости от обстоятельств формирует свои взаимоотношения с реальностью мира сам. Для воспитания воли нет надобности в каких-то специальных упражнений. Всё, что для этого необходимо, уже содержится в тех обстоятельствах, в которых человек находится. Но всё же некоторые практические советы, которые могут на первых порах помочь в воспитании своей воли, здесь можно привести. Если вам не хочется что-то делать, хотя  эта работа является необходимой, да и время для её выполнения есть, то не откладывайте её на завтра, сделайте её сегодня. И, напротив, если появляется желание, отвлекающее вас от какой-то важной работы, то не потакайте этому желанию даже тогда, когда ум находит ему множество оправданий. Если в период работы у вас появилось желание отвлечься, не позволяйте себе отвлекаться. В период приёма пищи, вы заняты только этим процессом, не отвлекайтесь на застольные разговоры. В своих потребностях будьте умеренны. Можно сказать, что воспитание воли – это формирование намерения, которому подчинены все сферы жизни. Всё делается для чего-то, и когда человек освобождается от всевозможных соблазнов, которые растягивают его во все стороны, когда он собирает себя в направленный поток жизни, то у этого потока обязательно должна быть цель, без которой воля очень быстро слабеет, оставляя после себя, часто не мотивированное упрямство.

Взаимоотношение с окружающими людьми человека с рабской психологией заметно отличается от взаимоотношений свободного человека. Такой человек, может выслушать сколько угодно советов, и если какой-то из них найдёт подходящим для себя, то последует ему. И причиной этому будет не авторитет человека, давшего ему совет, а соответствие совета намерению того, кто его получил.

Чтобы освободиться от раба в себе, необходимо: что бы вы не делали, не думайте, как твою работу оценят другие люди (другие люди – это интегральный господин), или какой-то значимый для вас человек, но стремитесь сделать ее, насколько возможно, правильно, хорошо. Не спрашивайте других о том, понравилось ли им то, что вы выбрали или сделали. Пусть для вас будет важна собственная оценка, но не оценка, которую сделают другие люди.

Когда вас обвиняют – не оправдывайтесь, и не ссылайтесь на условия, в которых вы не могли поступить иначе, и не обвиняйте в ответ другого человека, потому что защищаются и нападают в личных взаимоотношениях только рабы. Можно промолчать, а потом спросить: всё ли он сказал, но можно и спросить: вы хотите, чтобы я чувствовал(а) себя виноватым?

Каждый человек хочет знать, что он нужен другому человеку, но, к сожалению, человек, осознающий, что он нужен другому, иногда может злоупотреблять этим, и использовать сократившуюся дистанцию отношений для того, чтобы употребить её в своих личных нуждах и хоть в малой степени подняться над другим человеком, поэтому, не переусердствуйте, показывая другому человеку, насколько он вам необходим.

Не будьте навязчивы со своими советами и стремлением помочь другому человеку. Делайте это тогда, когда вас просят подсказать что-либо или помочь, потому что чрезмерное усердие в помощи советом или делом, может восприниматься другим человеком, как насилие, а в некоторых случаях порождают в другом человеке чувство преувеличенной собственной значимости. И может быть ещё одна причина – люди, стремящиеся советовать или помогать другим людям, иногда этим самым вызывают в себе этим самым чувство превосходства над теми, которым они чем-то помогают. Не пренебрегайте помощью, когда вам её предлагают, если вы в ней действительно нуждаетесь, не будьте ханжой – эта особенность присуща рабам, которые пытаются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле.

Не стремитесь управлять другими людьми, если вас никто не уполномочил это делать, потому что в этом, нередко проявляется стремление внешними средствами компенсировать в себе раба. Стремление превзойти другого, чтобы этот другой знал, что его превзошли, хотя бы в безобидных мелочах приводят к разрушению единства между людьми. И чаще всего это происходит потому, что «превзошедший» невольно осознаёт свою Большую значимость, по сравнению со значимостью того человека, которого он превзошёл. Любая значимость обязывает человека соответствовать ей.

Замечания, указывающие другому человеку на его промахи в какой-либо деятельности могут быть сделаны в дружеском тоне, когда вы делитесь с другим человеком своим опытом в сходной ситуации, но оно может быть высказано в тоне обвинения, или уничижения другого человека, что в значительной степени увеличивает дистанцию отношений.

В конечном счёте, человек, стремящийся освободиться от раба в себе, в конечном счёте приходит к необходимости сформировать в себе состояние единства с ним, но единство между людьми невозможно, когда один из них, осознанно или неосознанно занимает или пытается занять позицию раба или господина. Единство можно сравнить с лёгким соприкосновением двух дуновений, когда один человек не встречает в другом сопротивления и в то же время не сопротивляется сам. В единстве человек теряет границу между «я» и «не я». При единстве каждый из людей воспринимает пространство вокруг себя заполненным полем другого человека, которое полностью созвучно, прозрачно и комфортно друг для друга. В единстве рождается полнота отношений и интересов, и никогда не возникает состояния одиночества, а если единство нарушено, то это вызывает чувство страдания человека, который оказывается в поле уже не единства, а разобщённости.