Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СВОБОДЕ

Петр Зорин

Свобода – это иллюзия, основанная на неведении, и свобода всегда субъективна. Нет ни одного живого существа, которое было бы абсолютно свободным, потому что бесконечный океан жизни, который представляет наша Вселенная – это единый живой организм Божественного. И не может быть в таком организме какая-то часть быть свободной от целого. И это верно не только для физических форм жизни на Земле, находящихся на более низких ступенях иерархии бытия, но и для человека, который считает себя царём природы. Человек не свободен от потребностей, многие из которых он создаёт ради удобств и удовольствий; он не свободен от социальных зависимостей, благодаря которым он создаёт для себя удобства и получает необходимую информацию, без которой невозможно его выживание. Его взаимоотношения с социальной реальностью во многом зависят от его эмоциональных состояний. И он не свободен ни от собственной значимости, ни от значимости окружающей его реальности, что является для него необходимостью, так как значимости определяют направления его взаимоотношения с реальностью мира. Психологически он так же несвободен, так как каждый раз, как только он оказывается в новой ситуации он, чтобы быть адекватным ей, вынужден меняться. И, кроме того, стремясь быть созвучным другим людям, человек вынужден с одними вести себя как раб, а с другими, как господин. Он должен постоянно быть внимательным, чтобы его значимость не была унижена, и ловить моменты, когда может повысить её, или хотя бы удержать её в прежнем положении. Когда человек стремится быть «таким, как все», то это не только стадный инстинкт, но и стремление защититься от недобрых глаз и языков, и выхода у человека нет, потому что он только клетка в системе жизни, и те, которые хотят хоть в чём-то сохранить свою самоидентичность, подобны человеку, переходящего горную реку. Конечно, они могут защититься от влияний внешнего мира, уединившись в пещере, келье, на необитаемом острове, или запершись в собственной квартире, но это не сделает их свободным, так как они окажутся наедине со своими воспоминаниями и своими страхами. И к тому же им будут напоминать о себе их желания. Человек только тогда остаётся человеком, когда он постоянно взаимодействует с реальностью мира, которая сортирует людей по их действительной значимости и распределяет их по уровням социальной пирамиды. Конечно, природу могут подменить люди, и тогда вместо гармоничного социального здания, может получиться какое-то уродливое сооружение. Это можно сравнить с человеком, у которого на том месте, откуда должны расти руки – растут ноги, а там, где у нормальных людей находятся ноги – выросли руки. В современном мире немало таких социальных и политических структур с подобными уродствами, и всё это связано с тем, что богом в современном человеческом мире являются деньги.

Некоторые люди понимают под свободой противостояние установленным законам и различного рода ограничениям. Чаще всего в основе такого стремления к свободе лежат желания человека или его стремления хоть в чём-то превзойти обыденность своей жизни или серость самого себя, и такая свобода всегда разрушительна для человека. К этой же категории относятся жажда богатства и власти, которую невозможно утолить.

Не бывает истинной свободы в этом материальном мире, в нём возможна свобода от чего-то. Никакое стремление к власти или богатству не приносит человеку свободу. В таких случаях человек только поднимается над одной несвободой в несвободу другую.

Истинная свобода переживается человеком как состояние, которое однажды он осознает на внутреннем пути

Опубликовано