Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

ОСОЗНАНИЕ – ЭТО КОНТАКТ ДВУХ СОЗНАНИЙ

Петр Зорин

Можно прикоснуться к объекту рукой и осознать возникшее ощущение, но можно к нему прикоснуться своим вниманием и так же осознать какие-то его особенности. Но в любом случае восприятие и осознание воспринятого, происходят по созвучию. И так как внимание – это, в конечном счете, функция сознания, то осознание чего-либо, на что направлено наше внимание, свидетельствует о том, что объект, который мы воспринимаем, так же имеет сознание. Это совсем не означает, что он сознателен, но, чтобы воспринять его, наше сознание должно стать созвучным его сознанию, Потому что, как мы уже говорили, любое восприятие возможно только по созвучию. Мне вспоминается эпизод, в котором я осознал состояние механической системы. Я стоял у токарного станка и смотрел, как токарь обтачивал болванку из латуни. Он постепенно увеличивал скорость вращения шпинделя, и вдруг я почувствовал, что сейчас резец начнёт рвать металл. Я сказал об этом токарю, но он не обратил на мои слова внимания и продолжал увеличивать скорость. И резец тут же стал вырывать из блестящей поверхности обтачиваемой болванки раковины. Токарь остановил станок и повернулся ко мне.

– Как вы могли знать, что резец будет рвать металл, спросил он меня, ведь вы же только врач?

– Я просто почувствовал это, ответил я ему.

Каждая форма имеет своё сознание, которое содержит в себе характеристики этой формы. И когда человек сосредоточивает на чём-то внимание, то при этом его сознание взаимодействует с сознание объекта, имеющего какую-то форму. Этим объектом может быть что-либо неживое, или какой-то живой организм. По каналу внимания в сторону объекта, на который оно направлено, идёт поток намерения человека , и кроме того, в нём содержится характеристика человека, смотрящего на этот объект внешнего мира. одновременно с этим от объекта в сторону человека так же идёт поток намерения, если этим объектом является какой-либо живой организм, с его собственным намерением и его характеристиками. При этом происходит не только взаимное влияние, но и изменения структуры сознания человека. есть такая поговорка: «С кем поведёшься, того и наберёшься». А этим, от кого можно «набраться» может быть не только кто угодно, но и что угодно. Когда М. Горький сказал, что Всем хорошим во мне я обязан книгам», то можно подумать, что он общался с хорошими книгами. Но в человеке есть и высокие части спектра его личности и низкие, и всё, что между ними. и все они нуждаются в пище и в повседневной жизни, человек кормит всё это стадо – каждому своё. Но те части его личности, которые он кормит особенно усердно, очень быстро растут и захватывают соседние территории, оставляя жить впроголодь другие грани личности.

Но те особенности человеческого внимания, о которых мы здесь говорили, имеют значение не только при взаимодействии с внешним миром, но и в духовной практике. Например, спокойно наблюдая какое-либо состояние, человек вводит в это состояние своё намерение, которым может быть разрушение этого состояния или же, напротив, при осознании высоких состояний у человека может быть намерение открыться им, и позволить этим высоким состояниям трансформировать его. когда духовный искатель пытается войти в медитативное состояние, то ему, часто, приходится бороться с мыслями, которые своей активностью отвлекают его. человек, осознавая мысли, усилием воли отодвигает их, чтобы они не мешали его концентрации. При этом,  в субстанцию ума входит поток намерения человека, направленный на остановку активности ума. Ум на некоторое время замолкает, но, некоторое время спустя, как непоседливое дитя, вновь начинает проявлять свою активность, но человек, целью которого является медитация, вновь его спокойно отодвигает, при этом в субстанцию ума входит следующая порция намерения человека, которая принуждает ум замолчать. И так может продолжаться несколько минут. Но однажды намерение человека, входя в субстанцию ума, начинает преобладать над намерением ума быть активным, и ум замолкает, что позволяет человеку перейти от концентрации к медитации. Концентрацию внешнего внимания можно сравнить с фокусом света, проходящем через двояковыпуклую линзу. Если линза полностью неподвижна, то проходящий через неё свет может прожечь ткань, на которую этот фокус света направлен. В нашем случае, концентрация внимания приводит к тому, что человек «проделывает своеобразное отверстие» в покрове проявленной реальности нашего мира, или покрове неведения, и проникает за пределы этого покрова, в мир непроявленный. В мире непроявленном человек на первых порах воспринимает только определённые состояния, соответствующие уровню сознания того плана реальности, с которым человек пришёл в соприкосновение. И если человек удерживает осознание этих состояний, то они, взаимодействуя со всем человеческим существом, постепенно трансформируют его. Но в человеке всегда остаётся какая-то часть, которая имеет более низкие вибрации и, следовательно, у него всегда есть опасность потерять всё, что он приобрёл на духовном пути.

Опубликовано