Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

В ПЕЩЕРАХ ОДИНОЧЕСТВА

Петр Зорин

Каждый человек в течении жизни строит вокруг себя стеклянную капсулу, через которую, при взаимодействии с реальностью мира, он воспринимает всё сущее вокруг себя. Эта капсула многогранна в соответствии с количеством субличностей человека, и каждая грань её окрашена в свой цвет. Пока человек молод, цвет этих граней может меняться в зависимости от его эмоциональных состояний, отсюда меняется и видение человеком реальности мира и его взаимоотношения с ним. С возрастом изменчивость цвета граней интегральной личности человека уменьшается и каждая из них принимает тот цвет, который для неё более привычен.

Конечно, всё это только метафора, но человек, осознанно или неосознанно, строящий своё мировоззрение, на поле которого находятся все известные ему значимости этого мира, воспринимает окружающую его реальность, будет ли это информация или же какие-то внешние объекты, сравнивая с той реальностью, которую он уже имеет внутри себя. При этом, объекты, находящиеся в поле мировоззрения человека, являются для него эталонами его индивидуальной правды. И если в молодом возрасте эти эталоны, в большей или меньшей степени, могут быть изменены в какую-либо сторону, то в более позднем возрасте они становятся ригидными и малоизменчивыми.

У некоторых людей «тугоподвижность» элементов их мировоззрения наступает сравнительно рано, и, соответственно, снижается их способность к согласию с мнениями других людей и усвоению нового в том материале, который им встречается. К сожалению, при этом у людей уменьшается жажда знаний и к тому же снижается память. Это связано с тем, что фундамент личности человека начинает формироваться во внутриутробный период его жизни, и заканчивается приблизительно к трём годам (После трёх уже поздно – Масару Ибука). По-видимому, именно в этот период взрослые люди должны помочь человеку, начинающему жизнь, заложить фундамент будущего мировоззрения взрослого человека. В тех случаях, когда фундамент будущего мировоззрения примитивен, то на нём можно потом, по мере взросления, построить только примитивное мировоззрение. Но, конечно же, в основе фундамента мировоззрения всегда находится генетическая предрасположенность, поэтому генетические предрасположенности имеют очень большое значение при формировании личности человека. Но и это не фатально, так как при умелом воспитании многое может быть исправлено и дополнено. Но сделать храбреца из труса, если человек унаследовал эту особенность от кого-либо из родителей, в полной мере не удастся. На самом деле, трусливый человек – это раб, который жаждет иметь господина, так как без него он чувствует себя неполноценным. И в то же время, он жаждет быть господином, этим самым, пытаясь компенсировать своё рабство. Но, когда он не может быть господином и ничем другим не способен компенсировать внутри себя раба, он будет стремиться к оригинальности, чтобы хоть чем-то отличаться от серого рабства обывателя. Тогда он будет стремиться привлекать к себе внимание тех, которых он воспринимает социально более значимыми. Он может быть навязчивым в общении со значимыми для него людьми, потому что для него важно быть в центре их внимания. Стремясь быть оригинальным, он утверждает свои собственные принципы, отличающиеся от принципов других людей, на основании которых строится его жизнь. Но, когда и это ему не удаётся, то это вынуждает его быть таким как все, и хотя бы этим прикрыть свою рабскую природу. Стремление раба быть значимым в значительной степени преобладает над таким же стремлением человека, рождённого быть господином. Тот, кто рождён быть господином, не наслаждается властью, он использует её на благо подвластным людям, и он никогда не будет заискивать перед теми, кто на социальной лестнице стоит выше его. И ещё одна особенность того, кто рождён быть господином, – он не стремится к абсолютной власти, и как бы высоко он не находился на социальной лестнице, он всегда использует своё положение для блага ему подвластных.

Нет на Земле двух людей, мировоззрение которых было бы полностью созвучным мировоззрению какого-то другого человека. Раб он или господин по своей внутренней природе, личность каждого из них будет иметь свои индивидуальные особенности. При этом человек не может выйти за пределы своей индивидуальности, потому что всё, что он воспринимает, он сравнивает с элементами своего мировоззрения. Если поле мировоззрения человека достаточно обширно, то на нём всегда найдутся те элементы, которые могут быть созвучны с новыми знаниями и новыми взглядами на реальность мира. И, кроме того, элементы, произрастающие на поле мировоззрения, всегда нуждаются в пище для себя. И если это поле незначительно по своим размерам, то и жажда познания реальности мира будет скудной, да и объекты познания, которые могут удовлетворить человека, будут преимущественно на уровне физического благополучия, и витальных желаний. И у таких людей так же будут свои принципы и идеи, которых они придерживаются, потому что это отвечает не только требованиям их эго, но и способствуют их выживанию в этом неспокойном мире. У каждого человека есть свои принципы, которые являются опорой его личности и позволяют ему иметь своё мнение, оправдывающее его способ бытия в этом мире и его взаимоотношения с ним. При этом мнения и убеждения человека не только ограничивают его свободу в этом мире, но и защищают его от других, несозвучных ему мнений. Чаще всего, люди остаются одинокими в этом мире, ограниченные своими принципами и своими мнениями, что в значительной степени влияет и на их взаимоотношения с реальностью мира, и на те роли, которые они играют в этом мире. Между людьми, при взаимоотношениях возможно только слабое созвучие, в каких-то гранях их личности, они как бы периодически прикасаются друг к другу и не более того, что, часто, их вполне удовлетворяет, но при этом они болезненно воспринимают всё, что противоречит их мнениям и принципам. Людей можно сравнить с отшельниками, уединившимися в своих кельях с наглухо закрытыми окнами, а чтобы извне не проникали никакие влияния, опасные для целостности их принципов и мнений, они плотно закрывают ставни и живут в полумраке своего внутреннего мира, лелея свою самоидентичность.

Но человек ко всему привыкает, и жизнь в келье своего внутреннего мира кажется ему вполне приемлемой. При этом человек испытывает относительное внутреннее равновесие, в котором всё для него находится на своём месте, всё правильно и всё обосновано.

Изменить убеждения человека можно только войдя к нему в доверие, в котором между двумя людьми обязательно должно присутствовать созвучие и понимание. Для этого важно дать человеку высказаться и ответить на это пониманием. В дальнейшем следует взаимодействовать с этим человеком, используя принцип «Окна Овертона». Этот принцип постепенности должен строиться строго по созвучию, в котором у человека не должно появляться реакции отвержения.

Опубликовано