Намерение можно сравнить с мостом, соединяющем человека с его целью. По этому мосту в сторону цели идут человеческие ожидания и предположительные образы того, что человек ожидает. В обратном направлении – к человеку по мосту намерения идут сигналы, определяющие те обстоятельства, которые встречаются на пути намерения. При получении этих сигналов человек, не осознавая этого, не только меняет свою тактику в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, но и сам трансформируется в соответствии с той работой, которую он выполняет на пути к цели.
Когда намерение человека имеет в своём конце какой-либо объект, а им может быть и какая-то физическая или ментальная деятельность, или же реализация на поприще искусства, то все эти варианты намерения принадлежат этому проявленному миру значимостей. Но когда мы говорим о намерении человека, идущего духовным путём, то при этом знаем, что на этом пути нет никаких объектов, присущих проявленному миру, потому что путь духовного искателя пролегает за его пределами. Проявленный мир, который многие люди считают единственной реальностью, на самом деле сравним с тонким покровом на поверхности бесконечного океана реальности мироздания. И все процессы, происходящие в проявленном мире – это только эхо событий, происходящих на непроявленном уровне.
Человек способен воспринимать только по созвучию с воспринимаемым объектом и для этого в воспринимающей системе человека есть необходимые механизмы, спектр которых может развернуться от нуля до бесконечности. Я сказал: «может развернуться», потому, что каждый человек использует свою незначительную часть возможного спектра восприятия. Человек ясно воспринимает только то, что в максимальной степени ему созвучно. Его внимание останавливается преимущественно на тех объектах, которые соответствуют индивидуальному спектру восприятия этого человека. Кроме того, в спектре восприятия каждого человека есть более яркие полосы, соответствующие его основным интересам.
Спектр восприятия человека может увеличиваться или уменьшаться, или же смещаться вверх или вниз, в зависимости от направления интересов человека. Это связано с тем, что интересы человека и его влечения повышают восприимчивость соответствующих частей этого спектра и, кроме того, повышает их возбудимость.
Если интересы человека находятся вверху его индивидуального спектра восприятия, то это ведёт к тому, что под влиянием вибраций начинают открываться ещё более высокие возможности восприятия. То же самое происходит, когда человек сосредоточен на восприятиях низких вибраций и состояний. Примером этому может служить секс, который имеет корни в глубочайшей древности, и распространён в современном мире от мельчайших насекомых до человека. Можно сказать, что секс является ключом ко всем древним инстинктам и открывает двери ко всем низким и разрушительным состояниям. Но мы с вами уже говорили о том, что раскрывающиеся возможности в человеке одновременно открывают и свои противоположности. Отсюда становится возможной Тантра, с сексом в своей основе, при котором жёсткая волевое намерение человека, связывает его с противоположным полюсом сексуального чувственного восприятия, который находится в голове, что приводит к поднятию Кундалини и раскрытию чакр. Но человек, следующий Тантре, помнит, что восхождению Кундалини должна предшествовать строгая аскеза, при которой высшие уровни спектра восприятия должны быть открыты и готовы к приятию восходящей Кундалини.
Любые намерения человека имеют своё начало в проявленном мире значимостей, поэтому, все они имеют ту или иную форму. Эта форма может быть не только материальной, потому что она может быть идеей, и может быть принципом, но она может быть вначале стремлением к неизвестному, которое постепенно проявляется как знание, находящееся за пределами этого проявленного мира.
Я здесь говорил, что все процессы, происходящие в этом проявленном мире, являются только отражением событий запредельных. То же самое следует говорить и обо всех видах активности человека, которые, в конечном счёте, являются следствием процессов в мирах запредельных. На человека одновременно влияют силы многих непроявленных планов реальности, и когда мы говорим о свободе выбора, то человек ничего от себя не выбирает, но предпочитает что-либо из того, что предоставляют ему другие планы непроявленной реальности. Человек одновременно живёт во многих мирах, потому что каждая его субличность созвучна какому-то из планов сознания реальности мироздания. Но большинство людей, будучи несознательными и опираясь, в лучшем случае на свой ум, а в большинстве случаев на свой витал, человек живёт жизнью цивилизованного животного. И тогда у человека нет своего намерения, и все цели его определяются намерениями низшей природы. Но так нельзя судить обо всём человечестве, особенно в современном мире, в котором всё человечество распределено на многих ступенях, ведущих от несовершенства к совершенству. И пусть нас не тревожит то, что во вселенной уже всё есть и нечего человеку открывать или создавать что-то новое. Всё, что человек открывает или всё, что он создаёт – это только копии реальности мироздания. И человек должен понимать ценность всего этого для себя, потому что все его открытия и изобретения – это только символы его внутреннего прогресса.