Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ОСОЗНАННОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ

Петр Зорин

2015-09-24

Осознанное сосредоточение всегда имеет определённую цель. Эта цель может быть связана с внешним миром и миром внутренним. Сосредоточение на внешних объектах осуществляется при помощи внешнего внимания, а сосредоточение на внутренних состояниях и процессах возможно только при использовании внимания внутреннего. Осознанное сосредоточение – это удерживание внимания на каком-либо объекте, состоянии или процессе. Если человек использует внутреннее внимание для исследования внутреннего мира, то он при этом может не только осознавать то, на что направлено его внимание, но и удерживать осознаваемый процесс или состояние. Это связано с тем, что внимание является каналом намерения человека, благодаря которому возможно воздействие на наблюдаемый объект или процесс. Когда какое-либо состояние удерживается достаточно долго, то в этот период оно трансформирует сознание человека. И вообще, любые эмоциональные состояния, продолжающиеся достаточно долго, обязательно навязывают сознанию человека свой ритм и переформатируют его.

Каждый человек имеет много субличностей, каждая из которых отражает какой-то один аспект многогранной реальности мироздания. И когда человек взаимодействует с реальностью проявленного мира, или же с реальностью своих внутренних пространств, то обычно в этих взаимодействиях принимает участи какая-либо одна субличность. И когда человек переключает своё внимание на какую-либо другую деятельность, отличающуюся от той, которой он занимался прежде, то на передний план выходит другая субличность. Но между субличностями есть переходные зоны и нет четких границ, что во многом меняет реализацию намерений человека, как при взаимодействии с окружающими его обстоятельствами, так и при внутренней работе. Через переходные зоны возможно заражение захваченностями, в которых оказываются соседние субличности; концентрация внимания затрудняется в связи с влиянием через переходные зоны соседних субличностей; и как следствие этих особенностей, возможна глобальная захваченность человеческой личности, которая может быть сформирована намеренно, или же произойти под влиянием внешних обстоятельств. Личность человека и его мировоззрение могут быть трансформированы только вследствии его интегральной захваченности, при которой все субличности человека подчинены одному и тому же намерению. При этом, физический ум, как наиболее инертная часть в человеческом существе, требует наиболее продолжительного влияния захваченности. Поэтому, чтобы физический ум, а затем и физическое тело были трансформированы в соответствии с намерением человека, необходима продолжительная фиксация внимания на физическом теле. Но для того, чтобы это стало возможным для человека, необходимо, чтобы его внимание, направленное на физическое тело, было максимально устойчивым, и это становится возможным, при использовании внешнего внимания, направленного на физическое тело в период его активности. Мы уже однажды говорили, что внешнее и внутреннее внимание обычно работают синхронно, при этом человек редко когда осознаёт, что в его взаимоотношениях с внешней реальностью участвует не только внешнее, но и внутреннее внимание. И мы говорили о том, что внимание является каналом, по которому могут идти влияния, как от человека к объекту, так и от объекта, на который направлено внимание человека. Поэтому, для направления внутреннего внимания к каким-то частям тела, необходимо использовать внимание внешнее. И тогда  вибрации более высокого сознания, по каналу внутреннего внимания будут поступать в те части тела, на которые направлено внимание человека. Шри Ауробиндо по несколько часов в день ходил взад-вперёд, когда вводил в своё тело вибрации  супраментального сознания. Конечно, очень большое значение при этом имеет намерение человека. Но это правило не является абсолютным – пропитывание тела вибрациями любого состояния в любом случае происходит, но если человек не прикладывает к этому своего намерения, то процесс усвоения физическим умом различных состояний происходит значительно медленнее. Люди, часто, не придают значения тому, что их физическое тело в значительной мере меняет свою полевую структуру и свои функции в зависимости от того, в каких состояниях человек находится чаще всего. И это, разумеется, в значительной степени влияет на его здоровье. Можно с уверенностью сказать, что чем больше различных отрицательных состояний, тем хуже себя чувствует физическое тело и тем в меньшей степени выражено его сопротивление болезням.