Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ФАТАЛЬНЫЕ ЗАХВАЧЕННОСТИ

--

Человек находится в состоянии постоянного взаимодействия с реальностью окружающего мира. При этом более интенсивные влияния стремятся подчинить себе человека полностью. И тогда происходит полная перестройка сознания человека, его ментала, витала и физического ума, и человек становится своеобразным манкуртом, слепым и послушным исполнителем воли той силы, которая захватила его. От многогранной личности остаётся только одна грань её, которая созвучна силам, захватившим человека, а реальность мира суживается до пределов интересов, человек словно зашел в тупик, из которого нет выхода. Но особенности такого тупика состоят в том, что человек не знает, что он находится в тупике и поэтому не делает каких-либо усилий, чтобы выбраться из него. Фатальная захваченность всегда ведёт человека к полному опустошению, и от прежней личности человека остаётся только форма и страсть, порождённая захваченностью. Вся жизнь такого человека формируется вокруг его захваченности и все его интересы не выходят за пределы той идеи, того состояния или того влечения, которые захватили его.

Особенно мучительны захваченности состояниями страдания, доходящие до полной безысходности. При этом каждая минута жизни до предела заполнена страданием, которому, кажется, никогда не будет конца. И нет в этот период у человека никаких интересов или стремлений к чему-либо – всё заполнено безмерной тяжестью мук. Это время, когда перед человеком открывается бездна одиночества, словно идёт он один по бесконечной пустыне тени смертной. 

Существует черта необратимости, перейдя которую человек уже не думает о том, как пережить своё состояние или свою захваченность чем-либо – он сдался, и в нём не осталось даже ничтожно малого островка трезвости или проблеска надежды. При этом он перестаёт искать выход из того состояния или из той захваченности, которая полностью поглотила его. Силы, захватившие человека, создают вокруг него своеобразную психологическую капсулу, панцирь, который нейтрализует все внешние влияния, способные ослабить удавку захваченности, и в то же время они ограничивают восприятие мира человеком пределами этого внутреннего состояния.

Любые захваченности точно цветные очки меняют цвет отношений человека к проявленному миру значимостей, и, к тому же, ограничивают пределы интересов человека, и меняют значимости окружающего мира. Поэтому, одни захваченности предельно суживают сознание человека вокруг самих себя, и не имеет значения, несут ли они человеку радость, постоянную заботу или же страдания, другие же могут расширять горизонты мировоззрения, в какой-то области, беспредельно. Здесь мы уже говорим о науке и искусстве. Примером таких захваченностей может быть астрофизик Стивен Хокинг и композитор Пётр Ильич Чайковский. Их жизни были заполнены у первого наукой, несмотря на глубокую инвалидность, у второго – музыкой. Рассказывают, что Пётр Ильич Чайковский музыку слышал в любых звуках окружающего его мира, даже в скрипе дверей. При фатальной захваченности, все субличности человека захвачены одной идеей, одним состоянием и одним стремлением. Но чаще всего захваченности бывают временными, при этом обычно бывает задействована только одна какая-либо субличность, и когда ей на смену приходит другая – человек освобождается от захваченности.

Но есть две основных захваченности, которые располагаются на противоположных полюсах спектра захваченностей – это духовный путь, предназначенный для духовного искателя и захваченность значимостями внешнего проявленного мира, которая предназначена для обывателя. Перед духовным искателем на его пути открывается бесконечность, а для обывателя бесконечный выбор кратковременных или длиной равной всей его жизни, захваченностей этого мира значимостей.

Обычно человек, оказавшись в сетях захваченностей, не спешит освободиться от них и даже находит в них для себя опору жизни. Но бывают захваченности, которые сопровождаются иногда непереносимыми страданиями и человек хотел бы освободиться от них. Духовный искатель должен при этом найти в своём сердце область покоя и стремиться удерживать своё внимание на этой области максимальное время, даже  в период каких-то работ. Для обывателя полезно не концентрироваться на своих переживаниях, и стараться отвлекаться на те проблемы, которые не связаны с источником тяжёлых переживаний. И еще полезна любая работа, которая требует сосредоточенности для её выполнения. И, наконец, человек может ходить по улицам своего города, впитывая в себя всё происходящее вокруг него. Ходит до полной усталости, так, чтобы, придя домой свалиться от усталости. Наше физическое тело так устроено, что в период движений оно растратит всю негативную энергию. И если это делать ежедневно, то за сравнительно короткое время можно в значительной степени уменьшить захваченность своими страданиями.