Человек – уникальное существо во Вселенной. Уникальность его состоит в том, что он является своеобразным символом Вселенной. Его внешняя проявленная часть, с её умом, виталом и физическим телом, отражает проявленную Вселенную, а внутренняя, непроявленная часть, с её центральным существом и истинным «Я» человека – трансцендентную реальность Вселенной. И тогда истинное «Я» человека предстаёт как символ личностного аспекта Бога, Центральное существо – его безличностный аспект, а внешняя часть человеческого существа, структуру которой мы уже упоминали, символизирует низшую природу. Управление всем человеческим существом происходит из единого центра, в котором находится Центральное существо и истинное «Я» человека (Психическое существо). Здесь Центральное существо является своеобразным эталоном высокого состояния и камертоном, создающим вибрации высокой частоты, к которому должно стремиться сознание человека. Этот эталон, оставаясь неизменным, создаёт переменную разность потенциалов, в которой переменной является внешняя часть человеческого существа. Шри Ауробиндо говорил о необходимости второй реализации, к которой должны стремиться люди после того, как Психическое существо вышло на передний план. В этом случае Центральное существо становится своеобразным маяком глубочайшего внутреннего покоя, к которому стремится духовный искатель.
Мы знаем, что принцип божественной власти основан на ненасилии и сострадании, то человек и является тем существом, которое делает добровольный выбор, даёт согласие стать на сторону света, этим самым, изменяя равновесие в пользу восхождения сознания, а не его нисхождения. Таким образом, раскрывающиеся возможности, имея изначальное равновесие между светом и тьмой, между «добром и злом», теряют своё прежнее соотношение благодаря позиции, которую занимает духовный искатель. Поэтому, человек является центральным существом в мироздании и за него борются как силы низшей природы, так и природы высшей.