Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Тонкие тела и чакры человека.

--

 

Описание тонких тел человека в разных традициях различно. Здесь мы будем говорить о тех из них, которые, на сколько известно, не отрицаются никем.

Наш проявленный мир состоит из мира плотного, физического и мира тонкого, обычно людьми не воспринимаемого. В разных традициях к тонкому относят разные по степени "тонкости" области. Для простоты будем считать, что все, что можно обнаружить пятью органами чувств в обычном состоянии сознания, будет относиться к плотному миру. Поскольку тонкий мир имеет множество уровней или планов бытия, он значительно многообразней плотного. Все эти планы тонкого мира имеют свои, присущие только им уровни сознания, воспринимаемого человеком. В нашем плотном мире есть все, доступные для человеческого сознания, проявления этих тонких планов. Формы их проявления различны и присущи только своему конкретному плану – каждая, Самые известные из этих планов бытия это жизнь, как таковая, которую еще называют виталом или витальным планом. Так же всем знаком наш ум – ментал, или ментальный план. Кроме этого, существуют и другие планы бытия, а значит и сознания, о которых коротко будет сказано ниже. Все проявления нашей жизни соответствуют, каждая по-своему, тому или иному плану (области) сознания, доступного для человеческого восприятия.

Все предметы плотного мира имеют свои энергетические, "тонкие тела". У живых существ набор тонких тел больше, чем у неживых предметов, но и эти "наборы" у различных существ отличаются друг от друга. Живыми здесь будем традиционно считать белковые существа, хотя на самом деле форм жизни и во вселенной и на земле огромное множество, не поддающееся исчислению. Традиционно считается, что самым плотным из тонких тел является эфирное. Его существование определяется просто. Поднесите в спокойном, не утомленном состоянии, чистую сухую руку к поверхности (лучше открытой) вашего тела, не касаясь, и "прислушайтесь" к ощущениям руки. Потом поднесите руку к какому-либо неодушевленному предмету и сравните эти два ощущения. Живое тело дает очень своеобразное, "тонкое" тепло, которое никогда не ощутить от неживых предметов и оно воспринимается даже тогда, когда поверхность тела прохладная. Это живое тепло происходит из-за наличия интенсивного энергообмена эфирного с физическим и витальным телами. Эфирные тела есть у всех материальных предметов, это легко определить по указанной методике, развивая свою восприимчивость. Эфирное тело несколько выступает за пределы физического, и его величина часто зависит от температуры физического. Дефект или хронический недостаток энергии эфирного тела обычно приводит к повреждению физического, ибо событие происходит сперва на тонком плане, и только потом – на плотном. И если у живого существа в каком либо месте естественное эфирное тело отступает внутрь физического, то это либо признак заболевания, либо возможной будущей травмы. Эфирное тело является одной из составляющих ауры, окружающей предмет или живое существо.

Пример. Дефект или аномалия тонкого (эфирного) тела, возникшая, например в ноге, может привести, в зависимости то обстоятельств и личной кармы, либо к заболеванию, либо к травме. Травма человека может произойти из-за невнимательности и он сам может удариться, либо действует другая причина – например падает что-то, в результате чего происходит травмирующий удар. При этом физическое тело испытывает воздействие чужеродной энергии, а из физического тела "выдавливается" энергия, частично покрывающая недостаток эфирного тела в данном месте. Такой мгновенный энергообмен вызывает боль. Если травмы не происходит, а энергообмен нарушен, то физическое тело все равно может заболеть, если не принять меры. Зимой мы одеваемся теплее и стремимся находиться в отапливаемом помещении, а на открытом воздухе активнее двигаемся в том числе и для того, чтобы сохранить энергию эфирного плана,

Если эфирное тело вполне здорово, но на событийном плане происходит травма, то при ударе травмирующий предмет проникает через эфирное тело, соприкасаясь с физическим. Однако чем мощнее эфирное тело в месте контакта, тем меньше разрушений будет иметь физическое, а иногда удар просто пройдет вскользь, не причинив вреда. На этом свойстве основано хождение по раскаленным углям, практикуемое в некоторых религиозных сектах, возможность лежать на доске, пронизанной множеством гвоздей и т.д.

Эфирное, да и любое другое тонкое тело не может существовать само по себе в чисто физическом, плотном мире. Оно существует только благодаря тому, что существует соответствующий тонкий, в данном случае эфирный план. В "нашем" пространстве существует множество различных по тонкости составляющей их материи, планов бытия. Многие из этих планов сами разделены на множество миров, часто сходных между собой по основным принципам устройства. Они отличаются друг от друга плотностью образующей их тонкой материи, а так же господствующей в них этикой поведения существ данного конкретного плана. Однако эта этика касается не только тех существ, которыми населен каждый конкретный план. В нашем проявленном мире есть энергии этих тонких планов и под влиянием какого из планов человек находится, такой этики он в основном и придерживается. При медитативном вхождении в эти миры, сумма этих свойств может восприниматься человеческим сознанием, как различия в уровне освещенности этих миров. Самые плотные из тонких миров являются мирами, где господствует сумрак или даже тьма. Более тонкие, несущие высокие вибрации, воспринимаются как миры светлые. Чем выше план сознания и существующие в нем миры по уровню, частоте вибраций, тем более светлыми они воспринимаются нашим сознанием.

Когда мы прикасаемся друг к другу, наши эфирные тела так же соприкасаются. А если люди заняты совместной деятельностью с общей для всех целью, то на некоторых планах тонкие тела могут устанавливать прочные связи, как бы соединяться в одно общее. Это не означает, что возникает некое монолитное ментальное или витальное тело. Просто между людьми появляются временные, а иногда и постоянные энергетические каналы, наличие которых и воспринимается при этом, как совершенно мистическое чувство общности и единства. А если такое чувство не возникает, то и общности, а значит и связей таких, практически нет. Когда возникает коллектив, то для реализации целей, стоящих перед ним, появляются связи между людьми, в результате чего у людей открываются новые возможности и способности и люди в этих условиях проявляют иногда новые для них качества.

Пример. Когда двое любящих соединяются в браке, возникает семья. Она состоит из двух отдельных людей, но оба начинают действовать в общих интересах, заботиться друг о друге, и о совместном проживании, а потом и о родившемся ребенке. Это "общее" тело не является арифметической суммой тонких тел участников, оно имеет другие задачи, чем индивидуальные и относится скорее к ментальному, каузальному и другим тонким уровням. Семья является семьей по сути, а не формально до тех пор, пока по каналам в тонком мире идёт энергия поддержки и заботы друг о друге. В материальном мире это проявляется в совместных делах на благо общего дома, в психоэмоциональной поддержке членами семьи друг друга и в создании новых жизненных сюжетов, например рождении детей. Когда эти каналы прекращают работать, а люди просто живут в одном доме, общее тонкое тело распадается, т.к. связи между этими людьми рвутся, а домашнего тепла и уюта и следа не остается. Слова Христа: "Когда двое или трое соберутся вместе во имя мое, то и я буду с ними" в применении к обычной жизни иносказательно указывают на процесс формирования этих связей и такого тонкого тела. Совместные действия не могут быть успешными без таких связей, но их формирование – вопрос совершенно самостоятельный.

 

Когда мы едим, мы с физическим телом пищи потребляем и эфирное, а в некоторых случаях и более тонкие её тела. Эти тонкие тела пищи, нас собственно и питают, а все, что является молекулами и атомами, по большей части, являются формой или сосудом, несущим в себе энергию для поддержания жизни. Большая часть плотной составляющей проходит только по кишечнику и впоследствии почти полностью удаляется из организма. В физическом теле усваивается очень незначительная часть атомов и молекул вещества. Начиная расщепляться уже во рту, плотная составляющая пищи усваивается организмом в основном, в виде ионного раствора.

Энергообмен между физическим и эфирным телами происходит в обе стороны – физическое тело излучает тонкую энергию, восполняя расходующуюся часть эфирного тела. А эфирная составляющаяся, уплотняясь, способна в живом организме создавать новые химические вещества и элементы, которых нет в потребляемой пище. Ортодоксальная наука считает эту точку зрения гипотезой, требующей подтверждения, но механизм синтеза гормонов, ферментов и т.д. происходящий в живом организме, в рамках химии или биохимии объяснить внятно пока нельзя, материалистическая наука это только констатирует. Трудно найти подтверждение инструментальными методами процессов, которые почти невозможно зафиксировать, ибо пока нет соответствующих приборов. Попытки создать такие приборы давно идут и уже появляются методики, проливающие свет и на эту область бытия. Например, с помощью видеокамеры после специальной обработки изображения на компьютере оказалось возможным видеть ауру человека и по ее цвету и структуре определять его настроение, состояние здоровья, а иногда и намеренье обследуемого.

В тех местах нашего существа, где локальный энергообмен идет не в соответствии с естественной нормой, возникают аномалии, которые впоследствии приводят к заболеваниям и травмам. Это может прозвучать странно, но если человек ведет неправильный образ жизни – например за обедом читает детективы или смотрит телевизор, то у него, вследствие этого, могут возникать заболевания пищеварительной и нервной систем, а то и произойти травма вследствие нарушений, возникающих из-за неправильного обмена энергий его тонких тел с физическим.

Более тонким планом (уровнем) бытия, а значит и сознания, по сравнению с эфирным, является витальный план, который включает в себя много миров, и соответствующее ему – витальное тело. Иногда его называют астральным, что практически одно и то же в зависимости от контекста и традиции изложения, поэтому будем считать эти названия синонимами.

Между всеми тонкими телами идет энергообмен, когда из более плотного тела наиболее тонкие по структуре "плоды" его работы уходят в более высокое, следующее по тонкости тело. А из более высоких по уровню тонких тел наиболее плотная их составляющая опускается в тело, лежащее ниже. Это энергообмен по вертикали, происходящий по иерархическому принципу в пределах одного существа. Кроме того, существует энергообмен между существом и внешним миром, он может иметь горизонтальный характер, если происходит обмен энергиями одного типа, например витальными или ментальными. Но поскольку каждый человек находится на своей персональной ступеньке эволюционной лестницы, то обычно один из общающихся находится в чём-то выше другого. В этом случае можно сказать, что энергообмен идет под некоторым углом к горизонту. Это один из путей, позволяющий человеческому сознанию эволюционировать.

Здесь же имеет смысл упомянуть о чакрах. Более подробно эта тема освещается в различных книгах по йоге. Чакры находятся в тонком теле, здесь не имеет смысла дифференцировать в каком именно. Они представляют собой энергетические вихри, которые являются источниками энергии наших тонких тел, а так же плотного физического тела. Чакры представляют собой своеобразные каналы, связывающие наши тонкие тела и соответствующее им по уровню вибраций, миры тонких планов.

Муладхара чакра находится в области промежности, у основания позвоночника и отвечает за жизнь и выживание, рождение и смерть, а так же осуществляет связь физического и эфирного тел с более тонкими, за поддержание жизни в критических условиях и рискованных ситуациях.

Свадхистхана чакра находится на уровне лобка (крестца) и отвечает за благосостояние, размножение, процесс усвоения благ окружающего мира и при правильной работе, дает ощущения удовольствия различных видов, в основном физического, эфирного и нижней части витального тела.

Чувство, ощущение удовольствия возникает, как следствие правильной работы свадхистхана чакры, правильно выполненных действий, создающих благоприятный энергообмен в области её действия, будь то прием пищи, половой акт, мытье физического тела, физическая или иная работа, не приводящая к чрезмерно неприятным ощущениям или переживаниям. Чувство удовольствия носит оперативный характер, и не является для человека главным.

Действия, чаще какая-то работа, человека могут представлять собой выполнение важной в данный момент для него задачи. После правильного ее выполнения человек, обычно, испытывает удовлетворение. Удовлетворение, обычно, имеет отношение к энергообмену в более тонких телах и более высоких чакрах, в основном в области манипуры. Удовлетворение можно отнести к ощущениям тактического характера, оно говорит о том, что в данное время в данных обстоятельствах все происходит так, как надо и человек имеет от этого реальную пользу для себя или приносит её другим, даже если сам лично с этого ничего не получает.

Ощущением стратегического характера можно назвать счастье. Оно относится к более тонким телам человека, в частности, к каузальному, поэтому на чувственном плане воспринимается не всеми. Но подробное объяснение этого вопроса в большой степени связано с наличием развитых каналов внутри тонкого тела, может быть проиллюстрировано с применением астрологии и выходит за пределы данной статьи. Здесь же можно сказать, что счастье означает в основном, окончание значительного этапа жизненного пути и начало нового. При этом не всегда дальнейшие события будут носить безоблачный характер или соответствовать желаемому.

Но вернемся к чакрам. С позиций тонких тел свадхистхана, в основном, обеспечивает работу низшего витала. Низший витал – не значит плохой, не нужный или постыдный. Здесь слово низший означает базовый, осуществляющий фундаментальные жизненные функции. Когда у человека приступ ярости, или он голоден до умопомрачения, или борется за жизнь в опасных условиях – у него работает муладхара, уровень выживания. Если человек допустил, что в нем животное начало встало выше человеческого, он может за кусок хлеба убить и в истории такие случаи не редкость. Если человек остается человеком, то он может последний кусок хлеба отдать голодному ребенку. Это пример проработанности муладхары совместно с другими, более высокими чакрами.

Когда пришло время вкусно и сытно поесть, и человеческое сознание не захвачено голодом, а идет подготовка к обеду и сам обед – в этот период активна свадхистхана. Насыщение вкусной и здоровой пищей вызывает очень примитивные, но совершенно адекватные и необходимые чувства, эмоции и ощущения, без которых человек нормально жить не может. Эти эмоции и чувства фундаментальны, потому что стоят в основе жизнедеятельности человеческого существа. Другое дело, что на сытости не построишь ни любовь, ни дружбу на истинно человеческом уровне. Это уровень животной нашей части. В нас, кроме животной, есть еще и растительная (вегетативная) часть. Она так же относится к низшему виталу и является практически не осознаваемой.

Фундаментальные эмоции и чувства присущи всем, но проявляются у каждого в разной степени. И они в разной степени контролируются людьми. Например, мать часто почти не в состоянии контролировать свою материнскую любовь, она инстинктивна, как и инстинкт продолжения рода и часто проявляется спонтанно, особенно если ребенок в опасности. В этом случае у физически слабой женщины может буквально удесятерится ее физическая сила, если это необходимо для спасения дитя, и даёт эту силу любовь. То же может произойти и с мужчиной, когда речь идет о любимой женщине или о семье, а по большому счету – о Родине. Практически то же самое может быть и при спасении самого себя. Это все реакции муладхары, но наиболее важно здесь то, что такая работа этой чакры обусловлена тем, что она в этом случае управляется более высокими – анахата и сахасрара чакрами. На энергиях муладхары в чистом виде совершаются также грабежи и убийства, идут войны. На энергиях муладхары, но под управлением манипуры и свадхистханы, живет армия, полиция, похоронные конторы, отделения реанимации и т.д.

Мужчина во все времена одинаково реагирует на женские прелести, а женщина на нужды (но не прихоти) ребенка. Это работает свадхистхана чакра. Свадхистхана управляет благосостоянием и размножением, а значит и сексом. "Плодитесь и размножайтесь" – это лозунг свадхистхана чакры. Но только ли это является целью "человека разумного"? Неограниченно плодятся и размножаются в основном народы, которые находятся на ступени развития, соответствующей освоению территории, или когда есть угроза исчезновения, а эволюционный потенциал нации велик.

Эта чакра своей правильной работой обеспечивает нас всем, что нужно для жизни на уровне хоть немного, но более высоком, чем минимально необходимый для выживания. Если свадхистхана у человека проработана плохо, энергетика ее незначительна и для поддержания жизни такому человеку нужно все время обращать внимание именно на эту сторону жизни. Так будет до тех пор, пока все, что нужно для поддержания жизни не станет получаться само собой, почти автоматически. В этом случае можно говорить о хорошей проработанности этой чакры, т.е. об освоении человеком всех необходимых жизненных программ, связанных с потреблением основных жизненных благ.

Однако люди всегда стремятся создать запас на "чёрный день" – жизненный опыт подсказывает необходимость этого. Запас должен дать возможность в трудное время не попасть на порог жизни и смерти, по возможности не опуститься на уровень муладхары.

Если запасов и денег полно, но мысли выше этого уровня не поднимаются, то у человека все равно есть два пути: неограниченное потребление всего, да и всех – тоже, и благотворительность, которую можно с успехом совмещать с потреблением. Но до помощи ближнему своему нужно еще дозреть духовно, отступив хоть немного от собственного эгоизма.

 

Манипура заведует властью, социальной силой, некоторыми аспектами хитрости, стяжательством, дает влюбленность (истинная любовь это "привилегия" анахата чакры). Но проявлением манипуры является так же рыцарство и доблесть. В развитом состоянии эта чакра позволяет управлять коллективами и народами. И манипулировать (видимо, от слова манипура) людьми в любых целях. Манипура управляет низшими витальными, базовыми, фундаментальными проявлениями вместе с свадхистханой. Манипура является чакрой, на которую настроены основные вибрации нашего земного мира. Муладхара, свадхистхана и манипура – низшие витальные чакры и наш проявленный мир базируется на их правильной работе. Однако в человеческом существе выше их есть ещё анахата, вишудха, аджна и сахасрара чакры. И человек, эволюционируя в своем сознании, имеет возможность, если такая задача перед ним стоит, подниматься по этой лестнице.

Каждая из чакр связана через свои энергетические каналы с другими мирами, соответствующими каждой данной чакре по уровню, а выражаясь музыкальным языком, по высоте звучания своих энергий (вибраций). Другими энергетическими каналами, направленными в наш плотный мир, чакры связаны с тонкими телами. А те, в свою очередь с нервными узлами и различными органами нашего физического тела. Можно сказать, что чакры представляют собой каналы для связи нашего, проявленного мира с тонкими, не проявленными в физическом пространстве мирами. Эти миры могут влиять на нас через чакры, имеющиеся у всех в одинаковом количестве, непосредственно, т.к. каждая из чакр питает свой план тонких тел и так может влиять на наше сознание.

Как происходит такое влияние? У нормального среднего человека активность чакр в спокойном состоянии не высока. Когда возникает кризисная ситуация, от человека требуется больше активности, умения ориентироваться в обстановке, расходования разнообразных (материальных и нематериальных, энергетических) запасов. Т.е. требуется повышенная отдача энергии, а иногда и материальных средств. При этом в зависимости от эволюционного уровня, который далеко не всегда определяется уровнем доходов, один человек предпочтет снизить "качество жизни", но не совершит преступления или низкого поступка ради денег, ибо совесть не позволит этого сделать. А другой может обворовать слабого, предать, а иногда и убить, лишь бы иметь на хлебе с маслом слой икры потолще. В первом случае у человека открыта анахата чакра, и она управляет поведением человека, а во втором – ведущей является манипура и свадхистхана с муладхарой. Что значит "открыта" та или иная чакра? Это означает, что начинают активно работать каналы, связывающие чакру и с тонкими мирами и с нашими тонкими телами, в результате чего поток энергий увеличивается и соответствующие возможности человека возрастают. Мы можем влиять на события, происходящие с нами, отдавая предпочтение тем или иным принципам в жизни. Если ведущим принципом является личное выживание, значит активна муладхара. Если главенствует материальное процветание и секс – активна свадхистхана. Когда главным принципом является власть, работает манипура. Принцип, утверждаемый каждой из чакр, является фундаментом для построения более высокого принципа, утверждаемого следующей по уровню чакрой.

Если человек не допускает для себя падения принципов сознания на уровень более низких чакр и в тяжелых, сложных обстоятельствах, это может говорить о высокой степени зрелости его души. Когда у человека уровень его обыденного сознания не поднимается выше манипуры, мы можем увидеть человека, хорошо ориентирующегося в окружающей обстановке, удачливого, сильного, но зачастую хитрого, подлого и недоброго. Скорее всего, такой человек будет весьма эгоистичен, но при этом он может хорошо скрывать свой эгоизм под такими чертами, как, например, обаяние. Такой человек может быть удачливым генералом, но не про всякого скажут, как у Лермонтова: "Слуга царю – отец солдатам". Да и о проблемах духовного развития такой человек может либо не задумываться, либо под духовностью понимает только религию, да и то во внешнюю её форму может вкладывать совершенно иное по смыслу содержание.

Мы подошли к анахата чакре, но и она, как и свадхистхана с манипурой, управляет нашим витальным телом, но его высшей частью. Принципом анахата чакры является Любовь. Не эгоистическая любовь-присвоение, а любовь-дарение своих способностей, чувств, а иногда и чего-то материального.

Наиболее ярким атрибутом высшего витала, которым управляет анахата чакра, является совесть. Совесть это голос высших сил и результат высшей эмоциональной деятельности в каждом человеке. Совесть помогает человеку находить правильные решения в условиях выбора. Совесть зовет людей на защиту Родины от врагов и просит заботиться о престарелых родителях. Если человек слышит голос своей совести, то он слышит голос Бога, обращенный лично к нему. Совесть поможет завершить то, что уже давно выполнило свою задачу, но привязанность к чему еще оставалась. Или не даст забросить то, что должно иметь продолжение. Чувство настоящей, высокой любви так же приходит к нам из анахата чакры. Вернее из нашего истинного, духовного Сердца или нашего истинного Я. Медитируя на анахата чакру, т.е. сосредотачивая на ней все свое внимание, человек может настроиться в резонанс с Истиной, которую носит в себе. Несёт в себе эту истину наше психическое существо, которое в тонком теле находится за анахата чакрой. Это психическое существо говорит с нами голосом совести. Этот голос тих, но он ближе всего к душе – Божественной искре, вокруг которой и растет, эволюционируя, психическое существо.

Человек, идущий духовным путем, в момент выбора должен ориентироваться на истину, живущую в его истинном, духовном сердце. Когда говорят о влиянии низших сил или низших миров, о лжи и разрушении, которые они несут, это говорят о силах, соответствующих в основном трем низшим чакрам: муладхаре, свадхистхане, манипуре в их разрушительных аспектах. Каждая чакра может работать в двух основных вариантах – создавать в нас энергию на созидание и на разрушение, находясь в восходящем или нисходящем потоке. Т.к. любая чакра является источником энергии в тонком теле, она снабжает нас жизненными силами и способностью влиять на основной жизненный сюжет. Качество поступающей через чакры в тонкие тела энергии определяет наши возможности в этом мире. Энергия творческая, созидательная, имеющаяся в достатке, даст человеку возможность довольно легко реализоваться в этом мире. Это не значит, что препятствия будут отсутствовать. Просто они будут такими, что человек сможет их преодолеть. Энергия противоположного знака не исключает такой возможности, но препятствий в этом случае человек встретит очень много и они, зачастую, будут иметь вид и свойства почти непреодолимых (на такой энергетике). И неизвестно, кто на самом деле может добиться больших успехов – тот, у кого все получалось легко или тот, кто стараясь создать что-то прекрасное, вынужден был преодолевать много трудностей. У первого могут быть значительные успехи в жизни, зато у второго будет много возможностей для работы над собой. И неизвестно, что важнее для эволюции сознания – то, что блистает в лучах славы мирской или то, что возвысило сознание человека. С позиций нашего техногенного века здесь можно провести аналогию с гонками на автомобилях. У одного гонщика в бак залит первоклассный бензин и он может ехать очень быстро. А у второго горючее качеством похуже, мотор и тянет плохо и капризничает часто. Первый, видя, что соперник отстает, может на время съехать с трасы, размяться, купить себе мороженое, поболтать с девушками и снова поехать дальше. А у второго на это нет ни сил, ни времени. Нужно ехать по трассе с чихающим мотором и нельзя отвлекаться, а то до финиша вообще не доедешь. В этой ситуации соблазны велики, ведь тоже хочется и мороженого и размяться.… И иногда такой "гонщик" обижается на судьбу. Однако делать этого не следует, ибо обида перекрывает его каналы связи с высшими силами, ведущими человека, и открывает нас для сил низших. И здесь уже не до эволюции сознания.… Но и первому отвлекаться не стоит, ведь на самом деле они оба не соревнуются с соперником – это только видимость соревнования, иллюзия, а проходят свой эволюционный путь в своих персональных условиях каждый.

Несколько слов о влиянии низших сил в нашей жизни и предостережения. Каждый человек в той или иной степени выбирает свой собственный путь. Этот выбор кем-то осознается, а кем-то нет. Родившись, человек приобретает свой "звездный паспорт" – гороскоп, который в дальнейшем определяет персональные возможности и, в значительной мере, набор разного рода событий в нашей жизни. В нем прописаны наши возможности и сроки их проявления. События могут быть жестко предопределенные, возможные (вероятные) и невозможные. Каждый из нас может вызвать к жизни события вероятные, но не обязательные, если сильно постарается. Предопределенность, как благоприятная, так и неблагоприятная, может поддаваться корректировке, но лишь в некоторой степени. Зато испортить свою жизнь может каждый. И здесь совершенно естественно, работает биоэнергетика, энергообмен в наших тонких телах и чакрах. Рассмотрим некоторые из работающих здесь механизмов. Очень важной является проблема выбора и следования своему выбору в течение жизни. Вот примеры, взятые из жизни.

Примером созидательного включения муладхары является спасатель. Человек, несущий в себе большой потенциал энергий муладхары, хорошее здоровье и имеющий личность, настроенную на критические ситуации может использовать свои способности для самореализации через работу в сложных обстоятельствах. Такие люди идут от одной трудности к другой, преодолевая их и помогая выжить в критической обстановке другим. Таких людей ведет по жизни совесть, ибо она не позволяет спокойно жить такому человеку, если рядом может погибнуть другой.

Но один человек выберет путь созидательный, а другой – разрушительный. И наше время предлагает в изобилии как раз разрушительные программы – огромное количество литературы о ворах, бандитах и проститутках, всевозможные страшилки и ужастики в кино, на кассетах, CD и DVD. К этому же надо отнести и всевозможные компьютерные игры, в сюжетах которых есть агрессия в любых видах. Просматривая такие фильмы и играя в такие игры, человек активизирует свою муладхару, заставляя ее генерировать всё больше энергии разрушительных уровней, фактически культивируя в себе принцип разрушения и распада. Запас такой энергии через некоторое время либо заставит человека попасть в критические ситуации, либо будет разрушать его сознание и здоровье. Но в любом случае эмоциональный фон у такого человека сильно меняется. Передо мной на работе сидит один из таких примеров. Моя давнишняя сотрудница, женщина весьма зрелая и довольно сознательная, имея возможность постоянно "практиковаться" в одной из стрелялок и добившаяся в этом определенных успехов, постепенно сменила свое ровное и добродушное состояние на напряженное и довольно агрессивное.

Механизм прост. Можно рассматривать наше тонкое тело и соответствующую чакру как сосуд с энергией, восполняющейся по каналам из тонкого мира. Если мы используем эту энергию интенсивно, она стремится более интенсивно восполняться. Если же энергия используется мало, то она начинает застаиваться, застревать в каналах наших тонких и плотного тела. Поэтому необходимо выдерживать определенный баланс прихода и расхода энергий. В этом случае важно и возможно гармонично сбалансировать процесс энергообмена, что является в определенном смысле локальной эволюционной задачей и позволяет в определенном смысле сбалансировать нашу жизнь на физическом плане. Но есть еще один аспект такого развития сознания. Практикуясь в стрелялках, мы привыкаем к сюжетам, связанным со смертью и разрушением. И эта привычка впоследствии заставляет нас искать и находить аналогичные сюжеты в своей реальной жизни. Так работает механизм захватывания нашего сознания. И низшие силы стремятся развернуть его вниз, в сторону смерти, а высшие – вверх, чтобы реализовать в нас самое лучшее, самое высокое.

Искушением муладхары является смерть. Но пока мы живы, хочется жить дальше. И в подсознании происходит инверсия, заставляющая человека использовать силы смерти, к которым он привык, играя, просматривая соответствующие фильмы, но против других. Осознание этого факта может помочь отстраниться от развития жизненных сюжетов, ведущих в миры мрака и смерти и по возможности не активизировать их самостоятельно.

Наиболее активно искушения свадхистханы являются через неуёмное стремление к удовольствиям, которые дает богатство (не путать с благосостоянием) и к сексу, которым сейчас стараются подменить любовь. Благосостояние и секс – совершенно естественные атрибуты человеческой жизни. Без определенного уровня благосостояния трудно поддерживать сознание на достаточно высоком уровне. Если у человека мысли заняты отысканием хлеба насущного, то у него обычно почти нет времени и возможностей думать о том, что выше кормушки. То же, примерно, касается и секса. Впрочем, не все и не всегда испытывают сексуальный голод. Следует ли быть категорическим противником сексуальных отношений, если они естественны для людей в течение большей части жизни? Просто не нужно ставить их выше всего, что в жизни есть. Все зависит от того, какое место деньги и секс занимают в жизни, и как мы к этому относимся.

Что же такое искушение? Попытка низших сил развернуть наше сознание не в сторону эволюционных процессов, а в сторону, им противоположную. Или хотя бы не дать возможности двигаться дальше в этом направлении. Для этого "Тефаль всегда думает о нас", а на самом деле старается и предлагает нам думать за нас. Заставить человеческое сознание все время сосредотачиваться исключительно в материальной плоскости и переключить его на поиск удовольствий, которые можно выжать из нашего тела, значит не дать нам быть сознательными. Для этого же нам предлагают постоянно: "Не тормози, сникерсни!" и "Оттянись со вкусом!" О чем здесь речь? На самом деле за этим стоит "Не думай ни о чем!" и "Получай как можно больше удовольствий!" Но за этими, не такими уж безобидными лозунгами стоит на самом деле намеренье низших сил погрузить человеческое сознание во мрак навсегда. Когда человек начинает поднимать глаза от тарелки, где суп из кубика "Галина Бланка" вкуснее, чем из настоящей курицы, как это утверждает реклама, и пытается поразмыслить самостоятельно о проблемах хоть той же самой свадхистханы, ему подсовывают огромное количество эротики и откровенной порнухи, лезущей изо всех щелей. "Ведь мир так прекрасен! Ты до сих пор не узнал, как прекрасна однополая любовь? А как много возможностей есть еще для получения незабываемых удовольствий! Торопись, годы уходят безвозвратно, живем один раз!" – это девиз, который подсовывают силы, манипулирующие сознанием людей и ведущие человечество, как биологический вид, к исчезновению.

Здесь используется принцип подмены понятий, когда вместо реальной истины подсовывается подделка, завернутая в красивую бумажку. Постоянно отфильтровывать из приходящего потока информации хотя бы явную ложь и вообще отличать ложь от истины это еще одно направление духовной работы. Впрочем, это уровень анахаты на витальном плане и аджны – на ментальном. На витальном уровне очень просто отличить любовь от полового влечения и тем более, просто секса. Любовь это прекрасное чувство в груди, а сексуальное желание связано с ощущениями, проявляющимися значительно ниже. Но что бы отличать, нужно иметь желание это делать и некоторый опыт, а он не всегда наработан в прежних воплощениях.

Наиболее сильным искушением манипуры является власть во всех видах. Легче всего большая власть достигается через политику. Деньги дают даже большую власть, чем политика, и на самом деле политики в значительной своей части служат тем, кто владеет деньгами. Политик, реализовывая свою власть, часто действует более жестко, чем олигарх. Имея большие деньги легче казаться обаятельным. Но и в том и в другом случае властолюбцу нравится повелевать другими, теша свое эго и стараясь получить от жизни все возможные удовольствия, не афишируя это. Другое искушение манипуры – значимость. Амбициозный человек, не имеющий много денег, но стремящийся к увеличению собственной значимости может лезть из кожи вон, чтобы приобрести известность и значимость, иногда не останавливаясь перед любыми средствами.

Примеры, приводившиеся выше, показывают, в основном, работу нижних чакр и двух самых плотных из наших тонких тел. Следующее тонкое тело, которое мы рассмотрим – ментальное.

Менталом называют наш ум. Ум не является чем-то монолитным и, как и витал, состоит из нескольких частей. Следует сказать, что каждое наше тело, и плотное и любое из описанных тонких, имеют свой ум, свой ментал. Физический ум управляет работой нашего физического тела, он обычно людьми не осознается. Однако те чудеса, которые демонстрируют некоторые традиционные йоги, как раз и показывают работу человеческого сознания с физическим умом, с менталом физического тела. Хорошо известно, что можно регулировать усилием воли сердечный ритм и насыщение тканей тела кислородом. Тренируя ум физического, эфирного и витального тел, можно ударами рук и ног ломать доски и кирпичи. Используя другие энергетические аспекты ума указанных выше тел, хилеры совершают операции без ножа. Но обычно мы говорим об уме в другом аспекте. Предполагается, что умный человек может просчитывать различные варианты развития событий, не говорить и не делать глупостей, быть практичным и т.д. Здесь речь идет о собственно уме, как о своего рода компьютере, уме оперативном и тактическом. Это весьма беспокойная часть ума, об остановке которой и говорят обычно учителя йоги. Об этом же говорят и Шри Ауробиндо, Мать и Сатпрем. Остановка ума в интегральной йоге имеет большое значение, т.к. неспокойный ум препятствует нисхождению высших сил, супраментального света, в наше существо. Один из вариантов остановки ума, который использовал Шри Ауробиндо, описан в "Путешествиях сознания" Сатпрема.

Надо иметь в виду, что наше витальное и ментальное тела с момента зачатия, а особенно рождения подвергаются воздействиям извне. Как со стороны близких людей, так и иными путями. Здесь можно говорить о личном и коллективном бессознательном, эти вопросы отражены в аналитической психологии, разработанной Юнгом, Фрейдом и их последователями. Здесь же можно сказать, что наше витальное тело у всех поголовно соприкасается с различными витальными сущностями, которые прижились вокруг нас и пытаются выдавать себя за части нашего существа. Такая же картина и с ментальным телом. Но за всем этим стоят истинный витал и истинный ментал, являющиеся частями нашего истинного существа.

Ментальным телом управляют две чакры: вишудха, расположенная в районе горла и аджна, находящаяся между бровей в проекции на наше физическое тело. Как уже сказано, ментальное тело не монолитно, а состоит из различных частей. Чаще всего люди пользуются механическим (или автоматическим) менталом. Это весьма активная часть, которая все время пытается что-нибудь делать, например болтать без умолку. Если Вы внимательны к себе, то можете заметить, что в уме почти всегда что-то происходит. То идет внутренний монолог, то диалог с самим собой, то какие-то мысли ворочаются или образы мелькают… Наблюдение за своим умом является одним из аспектов духовной практики, работа, как для тех, кто знакомится с йогой, так и для людей давно идущих этим путем.

Эта часть ума управляется вишудхой. Прорабатывая вишудху, человек прежде всего развивает речь, а так же мастерство в любой области деятельности. Его ум становится гибким, и реагирует на внешние события быстро и адекватно. Научившись управлять своим умом, мы можем в некоторой части прогнозировать и формировать события и совершенствоваться и в профессиональной и в некоторых других видах деятельности.

Человек, в совершенстве владеющий каким-либо делом, активно пользуется вишудхой. Но мастерство не означает высокого духовного уровня. Все зависит, от того, на что это мастерство направлено. Третий рейх создал прекрасную армию, авиацию и флот, воспитав солдат, хорошо владевших военным мастерством, но ими управляла сила, стремившаяся поработить и уничтожить другие народы. Все дело в том, кому и чему служить. Ответ на этот вопрос ум может дать один, а сердце и психическое существо – другой. И истинным является только то, что говорит духовное сердце, находящееся за сердцем физическим. Ещё одним аспектом духовной работы является умение различать эти два разных голоса.

Оценивающая, различающая часть ментала находится выше механической. Человек, у которого эта часть ума не активна, не сможет отличить хорошее от плохого, ложь от истины на ментальном плане. У ребенка эта часть ума обычно не развита, и воспитателям необходимо активно формировать ее с раннего возраста. Одна из проблем воспитания как раз и состоит в том, чтобы научить ребенка оценивать ситуацию правильно. Но для этого необходимо формирование мировоззрения, при котором различение добра и зла должно происходить с позиций истинных жизненных ценностей. И лучше, если цели, формирующие мировоззрение, будут содержать возможность для расширения сознания.

Аджна чакра, управляющая этой частью ментального тела, расположена в межбровной области. Человек, имеющий развитую аджна чакру и развитый ментальный аппарат, может с успехом реализовать себя в науке, технике, философии, военном деле, бизнесе и т.д. С ментальным телом и аджна чакрой связана ментальная воля, способность управлять событиями. Когда эта часть ментала у человека развита сильно, возможно появление паранормальных способностей – ясновиденье в различных аспектах, возможность путешествий в тонком теле и появление некоторых других способностей. Интегральная йога не ставит задачу обязательного овладения такими способностями (сиддхами), т.к. не каждый человек имеет соответствующие задатки. Но если они есть, это может послужить основой для эффективного самопознания.

Буддхиальное тело иногда считается самостоятельным тонким телом, но оно может называться и высшим разумом, т.е. одной из высших частей ментального тела. В любом случае, здесь происходит ценностная сортировка жизненного опыта. И то главное, что из него отбирается, становится в дальнейшем основными жизненными принципами, которые руководят нашим выбором в дальнейшем. Человек с активным буддхиальным телом имеет живую, действующую систему главных жизненных ценностей, в которой честь и совесть имеют очень высокое место. Формирование системы ценностей является постоянным процессом, зависящим от происходящих в жизни событий. Здесь работает накапливающийся жизненный опыт, размышления о котором зачастую идут в той области нашего существа, которая может плохо нами осознаваться. Однако это не значит, что мы стоим на месте и ничему не учимся. Иногда так кажется потому, что наше существо очень инертно и не способно быстро перестраиваться, а большая часть реакций на внешние раздражители управляется нашим весьма инертным подсознанием – привычками, закрепившимися в течение длительного времени и сторонними влияниями. С формированием нашего буддхиального тела связана беспристрастная оценка себя с наиболее высоких, не эгоистических позиций, и в этом принимает участие наше истинное Я.

К работе этого тонкого тела имеют отношение высшие вибрации аджна чакры. Можно сказать, что буддхиальное тело – обитель нашего сознания. Однако сознание существует и у физического, и у витального, и у ментального и у других тонких тел, на каждом уровне – свое. Из доступных обычному человеческому сознанию тонких тел буддхиальное считается высшим. Буддхиальное тело так же связано с аджна чакрой, но в более тонких её проявлениях.

Каузальное – причинное – тело является более тонким, чем все предыдущие тела. События, происходящие с нами, зарождаются и формируются в тонком мире и наших тонких телах, соответственно. Для того, что бы два человека встретились, на каузальном плане создаются соответствующие энергопотоки, которые неминуемо сведут обоих людей в одно время в одном месте. Эти же энергопотоки создадут у каждого соответствующие встрече желания, мысли и интерес друг к другу или к чему-то общему. Перед людьми в таком случае ставится какая-то цель. Однако эта цель может не осознаваться нашим умом, а восприниматься может как, например, симпатия и любовь друг к другу. Такого рода события обычно предопределены, заложены в сюжет нашей судьбы изначально. Но результат отношений предопределенным часто не является. Так что от нашей воли, от нашего выбора значит довольно много. Но выбор, который мы делаем, чаще идет от ума. А ум легко захватывается сущностями, проникшими из низших чакр. Из-за этого наш выбор чаще всего происходит в состоянии суженного сознания, что не всегда соответствует истине.

Что же стоит за каузальным телом, что им управляет? Не трудно догадаться, что более высокая и тонкая сила. Если до этого мы просто поднимались, так сказать, линейно, то здесь линейность заканчивается. Каузальное тело содержит следы практически всех событий нашей жизни, как этой, так и предыдущих. Но любые события могут быть как инициированы, так и прекращены психическим существом. Каузальное тело пронизывает все наше существо, как и другие тонкие тела. Все эти тонкие и плотное тела похожи на своего рода матрешку, где одна из фигур находится внутри другой, но сама содержит в себе еще одну. Вот такую, главную для человека фигуру и являет собой психическое существо. Мы возвращаемся к нему здесь, ибо все кармические зависимости фактически служат для того, чтобы психическое, вобрав опыт различных событий нашей жизни, строило из него себя, олицетворяя собой персональную истину для человека.

Все новорожденные слабы. Для рожденного ползать полет – чудо из чудес, которое невозможно объяснить в терминах ползающих существ. Но со временем птенец оперяется и начинает летать. Из гусеницы появляется бабочка, в которой не узнать прежнее существо. Так и для человеческого сознания, привыкшего к жизни в материальном теле, трудно понять, что наше истинное Я – психическое существо, может находиться одновременно и в нашем физическом, витальном, ментальном и других телах и в состоянии управлять нашей жизнью, оставаясь не заметным для нас. А так же влиять и на нас и на других людей одновременно.

Психическим существом Шри Ауробиндо называет эволюционирующую часть нашего существа, формирующуюся вокруг души, того, что связывает человека с Единым Божественным сознанием, существующим везде и повсюду во Вселенной. Душа является индивидуализированной частью Высочайшего Божественного сознания, которое сопровождает человека на его жизненном пути во многих воплощениях и является источником сил, поддерживающих человеческую жизнь. Душа неразделима с Творцом, но человеческое сознание отделено от неё сущностями низших миров, пытающихся управлять человеком в своих целях, с эволюцией сознания ничего общего не имеющих.

Осознать присутствие в нас и души и психического существа трудно, пока наше сознание увлечено соблазнами и иллюзиями внешнего мира. Прежде всего, следует обратить свой взор внутрь себя, к своему истинному, не физическому а, духовному сердцу. Будучи достаточно зрелым, психическое существо может управлять человеческой жизнью, если человек хотя бы время от времени прислушивается к нему. Когда психическое находится в активном контакте с человеческим сознанием, мы ощущаем духовный и эмоциональный подъем, возможно состояние любви, причем не всегда любви к какому-то конкретному человеку. В этом случае возможна любовь ко всему миру. При этом со стороны может быть видно, что человек излучает во внешний мир свет своей души. Такое состояние обычно называют анандой, и отчетливее всего оно воспринимается на эмоциональном уровне.

Вот что говорят о психическом существе и Дживе Шри Ауробиндо и Мать:

Душа и психическое существо — это не совсем одно и то же, хотя сущность у них одна.

Душа — есть божественная искра, помещенная в сердце каждого существа; она идентична своему Божественному Источнику; в человеке душа — его божественная составляющая.

Психическое существо постепенно формируется вокруг этого божественного центра, души, в процессе земной эволюции, в ходе многочисленных воплощений до тех пор, пока полностью созревшее и пробужденное психическое существо не превратится в сознательную оболочку души.

Таким образом, отождествляясь с Божественным, психическое существо становится Его совершенным инструментом в этом мире.

Мать

Термин "центральное существо" в нашей йоге обычно обозначает заключенную в нас частицу Божественного, поддерживающую все наше существо и неподвластную рождению и смерти. Это центральное существо выступает в двух формах: Дживатман, находящийся над головой, наше истинное существо, которое мы начинаем осознавать по достижении нами высшего самосознания, и — психическое, стоящее за нашим разумом, витальностью и телом. Дживатман находится выше проявленной жизни и руководит ею; психическое существо стоит за проявленной жизнью и поддерживает ее.

Шри Ауробиндо.

 

В религиозной терминологии любых конфессий душой чаще называют витал, витальное тело вообще. Когда говорят, что у человека чистая и светлая душа, то обычно это значит, что его витальная часть почти не несет на себе тех мутных социальных наслоений низших планов, которыми наполнена наша повседневная жизнь. Человек с чистой душой вряд ли будет сквернословить, курить, употреблять наркотики любых видов, не станет смотреть боевики и порнуху и т.д. Сознание такого человека не отделено от истинного витала ложью и неискренностью, которыми полон наш мир. Другое дело, что его сознание не едино с психическим, ибо может еще быть не готово к этому, но воспринимает вибрации своей души лучше, чем другие люди. Такому человеку иногда трудно жить в мире, наполненным болью, ложью и неведеньем, но он может оказаться ближе к Истине, к Богу, чем многие другие. По аналогии, о черной душе говорят, когда витальное и ментальное тела человека наполнены сущностями низших планов, заставляющими человека поступать подло, предавать, нести ложь, разрушение и смерть. И жалеть такого не следует, ибо он захвачен вибрациями тьмы и смерти и служит им.

Психическое существо является самой высокой по своим вибрациям нашей частью, имеющей эмоциональное отношение к происходящему. Это фактически, посредник, связывающий нас с Творцом наиболее короткой и самой доступной для человека связью.

Человек с пробуждающимся сознанием, которое жаждет вступить в контакт с психическим, а через него с Божественной истиной, может наполнить свою жизнь истинным смыслом. Но единой прямой дороги к Истине ни кто не проложил и не проложит, путь у каждого свой, персональный. Однако при всей индивидуальности пути каждого, направление его общее для всех, в ком звучит её, Истины, зов.

Важным этапом работы, который может занять непредсказуемое время, является соединение проявленного сознания, истинного Я – психического существа, высшего Я (Дживы), некоторой части истинного витала и истинного ментала в неразделимое целое. Обычно это называют просветлением. В традиционной йоге это обычно цель садханы (поисков Божественной истины, духовного самопознания, углубленной работы над своим существом). В интегральной йоге это не цель, а только средство для успешного движения к Истине.

Над всеми этими тонкими телами стоит Атман, Джива или Дживатман. Джива это наше высшее Я, другой аспект Бога в каждом из нас. Если психическое существо, наше истинное Я, есть часть эволюционирующая, то Джива – часть неизменная, наш личный Бог и Высший судья, абсолютный дух. Человек, чье сознание находится в начале эволюционного пути, не ощутит влияния Дживы в своей жизни. А для человека просветленного Джива является несомненным участником многих, если не всех происходящих с ним событий, наблюдающим за действиями человека и санкционирующего его действия. При этом суеты и иллюзий у такого человека становится меньше и более истинным, но и более трудным становится его индивидуальный путь. Дживатман санкционирует все возможные сюжеты нашей жизни, находящиеся в каузальном теле и чем человек своим сознанием ближе к вибрациям Дживатмана, тем меньше он зависим от влияний внешнего мира и тем легче он воспринимает волю Создателя, какой бы она для него лично не была. Этот уровень сознания, а на самом деле сверхсознания, связан с сахасрара чакрой, находящейся над макушкой головы. Уровень сверхсознательного, который занимает эту область нашего существа, достижим для осознания людьми как при занятиях духовной практикой, так и при искренней вере в традиционных мировых религиях. А более подробно об этом уровне и о возможностях эволюции человеческого сознания выше его, можно прочитать в работах Шри Ауробиндо.

Владимир Суменков.

P.S. На самом деле человеку для нормальной и естественной жизни не нужно многое из того, что предлагает нынешняя цивилизация. "Бери от жизни все" – это лозунг неограниченного потребления, раскачивания энергетики нижних чакр до такой степени, что эта энергия разрушает и физическое тело и весь окружающий мир. Реализация лозунгов "Не тормози, сникерсни!" и "Оттянись со вкусом!" приводит к тому, что человеку некогда и подумать о том, куда может привести его этот путь, а ведет он к духовному и физическому вырождению и отдельного человека и человечества в целом. У человека, выбирающего путь духовного развития, проблем будет больше, чем у обывателя. Но результатом его жизни будет высокое и развитое сознание, ясный ум и познание мира и себя для служения не собственному эгоизму, а семье, Родине, человечеству и Богу. Но вместо этого нам предлагают уютное гниение в комфортной до приторности обстановке.

У святых проработаны все чакры до высочайшего уровня и количество духовной энергии у них такое, что даже при необходимом минимуме питания и комфорта, а иногда и ниже его, их сознание остается так высоко, что об этом 99, 99…% населения остается только мечтать. Но многие ли хотят этого?