Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ТАЙНА НЕВЕДЕНИЯ

Петр Зорин

Неведение иногда рассматривается как незнание чего-либо. Но для человека, идущего внутренним путём, неведение представляется более значительным элементом реальности Божественного мироздания, чем только незнание. Для него это не только закрытые возможности человека на пути познания реальности мироздания, но это и усилия, которые делают человека адекватным тем знаниям, к которым он приближается. Никакое знание не откроется человеку, если он не будет созвучным ему. Поэтому, преодоление неведения – это ещё и приобретение созвучия с тем знанием, к которому человек устремлён. К этому можно добавить, что на пути преодоления неведения, человек радикально меняет самого себя, тренируя своё внимание, восприимчивость, волю, способность к различению, уровни восприятия и отношение к воспринимаемой реальности мироздания. На путях преодоления неведения человек находится под влиянием двух сил – притягивающей и поднимающей его и силы, которая очищает его и подталкивает сзади. Духовный путь человека – это путь через бесконечные долины и горы неведения, которому никогда не будет конца. И никогда человек не сможет сказать себе, что наконец-то он преодолел полосу неведения и пришёл к долгожданному райскому финишу.

Таким образом, преодоление неведения  можно рассматривать, как открытие прежде не открытых возможностей и полное открытие тех возможностей, которые прежде были открыты в незначительной степени. Шри Ауробиндо однажды сказал, что у человека должны быть открыты все возможности. О каких возможностях идёт речь и что должен делать человек, чтобы открыть их, и для чего необходимо открывать их?

Духовному искателю на внутреннем пути не надо искать какие-то неоткрытые возможности, которые он в дальнейшем должен будет открыть. Открыть любые возможности можно только при помощи внимания, направленного на эти возможности. При этом необходимо как можно продолжительнее удерживать своё внимание на этих возможностях. Но для человека это совершенно невозможно, потому что он может направить своё внимание только на то, что осознаёт хоть в какой-то степени. На закрытую возможность человек не может направить своё внимание, так как она, эта возможность, никак не проявляет себя, другими словами, когда возможность закрыта, то её в это время для человека не существует. Человек может работать только с открытыми или открывающимися возможностями, проявления которых он может осознать. Но здесь духовный искатель может встретиться с некоторыми неожиданными для него проявлениями исследуемых им возможностей. Когда возможность закрыта – она нейтральна, когда же она раскрывается, то одновременно высвобождает свои противоположности, например, любовь и ненависть, влечение и отталкивание, стремление к изменению и одновременно к неизменности и т. п. В таком случае духовный искатель может работать только с теми возможностями, которые он способен осознать при исследовании различных состояний внутри себя самого. Но у возможностей есть некоторые особенности, которые обнаруживаются в период осознания различных их проявлений. Во-первых, любые проявления раскрывающихся возможностей требуют от человека своей реализации. Чтобы это произошло, они стремятся сделать человека исполнителем своей воли. Во-вторых, возможность никогда не раскрывается вся сразу, тем более, что каждая возможность имеет своё начало в бесконечном. Поэтому человек, исследуя различные свои состояния, которые являются проявлениями возможностей, постепенно приближается к бесконечному. В-третьих, все возможности соседствуют друг с другом, соприкасаются одна с другой и даже переходят одна в другую в тех местах, в которых они в чём-то созвучны друг другу. Отношение человека к исследуемым состояниям, определяет, на сторону каких из них он становится, этим самым, усиливая одни и ослабляя другие. Мы с вами помним, что возможности, раскрываясь, делятся на противоположные состояния, в спектре которых одни из них относятся к положительным, а другие – к отрицательным состояниям, и те проявления, которые мы используем и поддерживаем, становятся сильнее, а те, которые игнорируем и даже отвергаем, становятся слабее и могут совсем закрыться.  Ну и, наконец, мы такими исследованиями не только меняем структуру возможностей, усиливаем поток осознанного намерения, направленный на выполнение нашего духовного предназначения, но и формируем «Свидетеля».

Таким образом, духовный искатель, исследуя свой внутренний мир, не только привносит свет в различные части своего существа, но и нейтрализует доступные для него границы неведения, этим самым, получая необходимый духовный опыт и знания.

Опубликовано