Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

СВОБОДА И ИЛЛЮЗИИ СВОБОДЫ

Петр Зорин

Чаще всего идея свободы ассоциируется с понятием свободы от чего-то. Но идея свободы может восприниматься человеком как вседозволенность, или близким к вседозволенности состоянием – не мешайте мне быть таким, каков я есть, или же не мешайте мне заниматься моим делом; может быть ещё и такой вариант: мои вредные привычки принадлежат мне и не ваше дело, должен я меняться или не должен. Я вообще никому ничего не должен.

Человек в течение всей своей жизни находится в поисках свободы. Ему кажется, что если он занимает позицию господина, то он свободен. Но любая позиция имеет свои ограничения и свою направленную активность, поэтому любая свобода относительна. Свободу можно сравнить с лентой Мёбиуса, двигаясь по которой в любом направлении, можно перемещаться только к противоположности того состояния, которое было прежде исходным. Другими словами, если человек будет пытаться расширять пределы своей свободы, то в любом случае он будет двигаться в направлении своей несвободы.

Для обывателя свобода связана с удовлетворением его потребностей с наименьшими усилиями. Причём, каждая субличность имеет свои потребности, которые не всегда созвучны потребностям других субличностей, а иногда даже противоположны им. Но любые потребности, как только они появляются у человека, тут же создают свои зависимости. И чем больше человек удовлетворяет свои потребности, тем более зависимым от них он становится. Любые потребности человека подобны наркотикам и со временем, у человека всё в большей мере растёт захваченность ими. Но при этом, человеку приходится затрачивать всё больше энергии для достижения условий, когда эти потребности могут быть удовлетворены. И однажды обыватель почувствует несвободу, так как для удовлетворения потребностей будет требоваться не пропорциональное количество энергии. И, кроме того, сама по себе потребность имеет свои собственные внутренние ограничения, которые воспринимаются человеком, как недостаток свободы. И, конечно же, человека ограничивают его возможности, которые имеют свои пределы. Правда, такое ограничение человек не всегда осознаёт, так как корни его возможностей находятся в его подсознании.

У обывателя, стремящегося к свободе, его стремление скорее направлено к освобождению от того, что тяготит его, или к чему-то, что есть у других и нет у него. Более того, свобода обывателя находится в этом проявленном мире значимостей, и если бы у него вдруг возникло состояние истинной свободы, то это повергло бы его ум в состояние хаоса. Вспомните как древние евреи в книге Ветхого завета – Исход, сетовали на свою свободу и что прежде, когда они были рабами в Египте, то у них были котлы с мясом и они не знали, что такое голод. А в пустыне есть свобода, но нет мяса, и в своём ропоте они предпочитали духовной свободе материальную зависимость, но любая материальная зависимость, какой бы сладкой и привлекательной она ни была – это всегда несвобода, которая подобно Демьяновой ухе приятна вначале и может стать непереносимой потом.

Свобода – это состояние, которое возникает у человека, когда он поднимается над зависимостями этого проявленного мира. Но даже такая свобода относительна, потому что, освободившись от зависимостей одного плана реальности, человек постепенно начинаем осознавать свою зависимость от того плана сознания, на который он поднялся. Любые зависимости – это ограничения, побуждающие человека выйти за их пределы, но это становится для него необходимостью только тогда, когда он осознаёт эту зависимость и осознаёт направление, в котором он найдёт от неё освобождение.

Опубликовано