Хуан Матус в беседах с Карлосом Кастанедой говорил, что у человека должно быть несгибаемое намерение. Намерение – это направленное осознанное волевое усилие в стремлении к определённой цели. Усилие может быть коротким, если цель по времени находится рядом, и оно может быть продолжительным, если цель по времени находится далеко. Оно может быть подобно лучу света прямым, если нет серьёзных препятствий на пути к цели, и путь к цели может иметь непредсказуемую форму, если требуют этого обстоятельства.
Принципы и способы, которые человек будет применять для реализации своего намерения, зависят от его жизненной позиции. Если человек идёт духовным путём, то все препятствия, которые встречаются на его пути, он принимает как созвучные свой собственной структуры и, в связи с этим, он никогда не сетует на обстоятельства и никого не обвиняет, но ищет причину в самом себе и стремится изменить свою собственную внутреннюю реальность. Даже, так называемые, внутренние несовершенства, он принимает как указатели направления его внутренней работы. Обстоятельства, в которых он оказывается, и спонтанное окружение себя определёнными людьми, он принимает за отражение во внешнем мире своей собственной внутренней структуры и предпринимает, если в этом есть необходимость, адекватные усилия, чтобы изменить самого себя. Намерение человека, идущего духовным путём, не имеет конкретной материальной цели, потому что духовный путь не имеет своего конца. И, поэтому общепринятые значимости внешнего мира для духовного искателя не имеют той материальной ценности, которая придаётся им обывателями. Намерение духовного искателя направлено не на утверждение какого-либо внутреннего состояния, или какого-либо социального статуса, но на его изменение в сторону восхождения по планам сознания.
Обыватель – это человек, все ценности которого находятся в этом материальном мире и самой наибольшей ценностью для обывателя является власть. На низших уровнях человеческой социальной пирамиды, ценность власти проявляется в наименьшей степени, уступая место ценностям жизни и всему, что обеспечивает жизнь. И на каждом следующем более высоком уровне пирамиды жизни, власть приобретает всё большую значимость, и только на её вершине она проявляет себя в полной мере. Поэтому, в намерениях человека, при его взаимодействии с реальностью мира, осознаёт это он или нет, всегда проявляется элемент стремления к власти. Если мы достаточно наблюдательны, то без особого труда можем осознать, что люди всегда стремятся хоть в чём-то преобладать друг над другом, быть более значимым хотя бы на какое-то время. Например, человек, который делает замечания, более значим, чем тот, кому эти замечания делаются, или, если собеседник рассказывает какую-то захватывающую историю о своих приключениях, то в период рассказа он более значим, чем был прежде. Когда люди стремятся к единству, то в период общения они поочерёдно становятся более значимыми друг для друга, но по мере возрастания единства между ними, эти колебания значимости становятся всё менее выраженными.
Намерения человека, на каком бы уровне социальной пирамиды он ни находился, обязательно взаимодействует с потоком намерения низшей природы, которая проявляет себя во всей полноте не только в человеческих существах, но и в различных обстоятельствах внешнего мира. И, конечно же, влияния намерения низшей природы не безразличны для намерения человека, для удержания которого в состоянии зависимости, она использует два эффективных средства. Во-первых, она стремится сделать намерения человека короткими или прерывистыми, что в значительной степени препятствует целенаправленной деятельности человека, независимой от низшей природы. Для этого она постоянно отвлекает внимание человека в сторону незначительных событий, пустых и поверхностных интересов, подталкивает его к необдуманным словам и поступкам при взаимодействии с другими людьми, при этом, используя ум, который может всё объяснить и оправдать. Во-вторых, Низшая природа захватывает внимание человека различными заманчивыми значимостями внешнего мира, его идеями и увлечениями. В-третьих, в каждом человеке есть внутренний критик, стремящийся обесценить всё, что ему не понятно или то, что несозвучно его интересам и стремлениям. Конечно, позади этого критика находится эго, которое управляет человеком, и через критическое отношение к каким-либо идеям или нетрадиционным ценностям, например, духовным, эго увеличивает свою значимость. Таким образом, низшая природа надевает на человека шоры, не позволяющие ему отклоняться куда-либо в сторону. И всё это вместе взятое, приводит человека под власть низшей природы.