ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЗНАЧИМОСТЕЙ

 Значимости – это только маски, скрывающие позади себя иллюзорную и виртуальную реальности. Значимости определяются людьми и за пределами их внимания значимостей не существует. Чтобы подобное утверждение стало понятным, вспомним сказку о спящем королевстве, в котором одномоментно всё живое заснуло. Всё королевство тут же потеряло все значимости, и все стали равны. Равны не для короля и его конюха, и не для королевы и её служанки. Все они спят, и для них отсутствует любая социальная значимость, даже значимость собственной жизни и смерти. В этом спящем королевстве значимости равны только для постороннего взгляда, но не зрителя, потому что зритель, каким бы он ни был непредвзятым, обязательно тут же определит значимость всего, на что упадёт его взгляд. Художник определит в этом мире свои значимости, которые будут отличаться от значимостей бизнесмена и бездомного бродяги, у археолога и антрополога будут свои значимости и т.д. Но, обратите внимание, если бы посторонние зрители, о которых мы только что говорили, узнали бы, что каждый, кто зайдёт на территорию этого королевства тут же заснёт, то их значимости той реальности, которая была перед ними, тут же изменились бы. Для Исава, когда он сильно проголодался, первородство потеряло свою значимость и стало равно значимости чечевичной похлёбки. Для Иакова значимость чести и совести была равна нулю, но зато значимость первородства было для него очень важным. А теперь немного пофантазируем. Представим себе, что семья Рокфеллеров оказалась разбросанной по необитаемым островам, на которых можно выжить, только прилагая для этого большие усилия. При этом с ними были все их богатства, выраженные в деньгах или в золоте. Значимость каждого из них при этом будет равна нулю, да и богатства тоже. У них даже не будет Пятницы или того мужика, который двух генералов прокормил. Все они были значимы, когда были среди людей, и значимыми они были, в первую очередь, благодаря деньгам. Следовательно, если они хотят быть значимыми, как прежде, то будут стремиться к людям вместе со всем своим богатством, нажитым непосильным трудом. И ещё пример. Человек закончил свою жизнь самоубийством, после того, как была обнаружена его нечестность в ведении дел, за которые он отвечал. Конечно же, он знал, что нечестно ведёт свои дела, но это не имело для него никакого значения, потому что для него важной была выгода. Так почему же он решился на насильственную смерть, когда была обнаружена его нечестность? Таким поступком искупал свою нечестность? Совсем нет. Иначе он это сделал бы в самом начале своего бесчестного поведения. Значимость его бесчестности изменилась, когда об этом узнали люди, и стала очень большой, правда, со знаком минус. Следовательно, значимость или чувство собственной важности, в человеке включается, когда он знает или видит отношение к себе других людей, которое и является пищей для чувства «господина» или «раба» в человеке. Тогда можно понять, почему люди, обращаясь к своему прошлому, чаще вспоминают положительные события, потому что это питает их чувство собственной важности, в котором первое место занимает его внутренний «господин», и в то же время, воспоминания о негативных событиях питают в человеке чувство «раба».

Существует множество способов, при помощи которых человек утверждает и приумножает свою значимость, которая всегда является пищей для роста чувства «господина», когда человек осознаёт себя особенным, не таким, как все. Это и неоправданно гонимый, и незаслуженно наказанный. Или же, я сильнее вас и поэтому вы должны подчиняться мне и бояться меня. Но, нередко: я самый умный, самый богатый, или даже, самый разболтанный и недисциплинированный и т.п. Но, обычно среди особенностей, при помощи которых человек стремится быть особенным, редко встречаются негативные качества. Человек сам никогда не будет претендовать на место самого глупого или ни на что неспособного существа, хотя может использовать эти качества, как тактический ход, если это ему будет выгодно. Обыватель всегда стремится к своей значимости, и если нет людей, которые могли бы оценить его значимость, то он не будет испытывать чувство собственной важности перед самим собой. Для человека, страдающего чувством собственной важности, всегда нужны свидетели, нужны те, которые признают и даже почитают его особенность, исключительность. Конечно, можно вспомнить улитку, которая была полна внутреннего содержания, так как содержала самую себя, и ещё можно вспомнить Нарцисса, который был холоден к влюблённым в него, а нимфа – Эхо, так страдала от неразделённой любви, что вся высохла, и от неё остался только голос. За это богиня Немезида влюбила его в своё собственное отражение, что привело его к скорой смерти. И на том месте, где Нарцисс любовался своим собственным отражением в воде, потом вырос цветок – нарцисс. Но это только миф, показывающий, что жить для самого себя, как улитка, или как Нарцисс – это преступление, которое обязательно повлечёт за собой наказание.

Конечно, все остальные значимости, которые окружают человека, имеют для него большее или меньшее значение, в зависимости от того, каково об этих значимостях мнения других людей. И если для многих людей какая-то значимость представляет особую ценность, то, разумеется, это обязательно повлияет на отношение человека к этой значимости, хотя возможно, она, будучи социально значимой, ничего из себя в действительности не представляет. Но человек, зная, что она представляет для других людей особую ценность, обязательно найдёт в этой значимости, что-то особенное, хотя она ему и не нужна. Это свидетельствует о зависимости человека от мнений других людей. И чем большее количество других людей высказывают своё мнение о каких-либо значимостях и чем авторитетнее эти люди, тем более зависимым становится человек от их влияний.

Можно говорить о зависимости человека от тех значимостей, без которых его жизнь осознаётся им недостаточно полной, или хотя бы о тех, которые жизненно ему необходимы. Но в любом случае ценность даже необходимых значимостей для человека – величина непостоянная, потому что многое зависит от меняющихся обстоятельств и даже его настроения. Ну а когда человек вступает на путь увлечений, одно из которых может стать для него смыслом жизни, то многие прежде ценные значимости, могут в значительной мере утратить свою привлекательность и напротив, те, которые прежде были незначительными, приобрести предпочтительное значение.

Итак, человек окружил себя значимостями, одни из них сами по себе ценностей никаких не представляют, например, имена людей, клички животных, другие определяют какие-то объекты реальности мира. И из них создал для себя карту значимостей, которая помогает ему выживать в этом мире, так как определяет то, что ему доступно, к чему он должен стремиться, и чего он должен избегать. Значимости подобны маякам, одни из которых указывают правильный путь, а другие являются ловушками и направляют путника в западни, из которых выбраться удаётся не каждому. Без значимостей жизнь на Земле невозможна, потому что она сама является одной из основных значимостей.

Человек является подобием тех планов сознания, которые пересекаются в нём, и, отдавая предпочтение в свой жизни какому-то одному из них, человек постепенно меняет для себя и спектр предпочтительных значимостей, меняя их смысл и предназначение.