Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОЕ-ЧТО О ВОСПРИЯТИИ

Петр Зорин

Возможно, вопрос, касающийся тайны восприятия, является одним из труднейших, и вряд ли найдётся человек, который смог бы достаточно полно ответить на него. Но в любом случае, восприятие связано с вниманием человека, и нам, возможно, будет легче рассматривать эту проблему, начиная с процесса внимания человека. Рассматриваться система внимание-восприятие будет с позиции опыта, полученного в период работы психотерапевтом, когда автору приходилось использовать гипноз для лечения некоторых больных, и в период духовной практики, в которой самоисследование является важной частью внутренней работы.

Когда человек впервые воспринимает какие-либо объекты внешнего мира, то внутри него – на уровне сознания, а так же на ментальном витальном и физическом уровнях формируется образ тех объектов, на которые направлено его внимание. При повторных восприятиях этих же самых объектов, происходит наложения вторичного образа на тот, который был сформирован прежде, и в результате происходит узнавание. Внутренние образы по своей структуре сходны со структурой человека, т. е. в них содержится вся гамма чувственных компонентов, присущих конкретному человеку. Поэтому, можно сказать, что человек строит внутри себя образы из элементов самого себя. И, в зависимости от эмоционального состояния, эти внутренние образы могут быть приятными, безразличными или даже отвратительными. И даже образы прошлого, когда человек вспоминает что-либо из своей жизни, могут окрашиваться в те или иные эмоциональные состояния в зависимости от того, в каком состоянии находится человек в период воспоминаний.

В гипнотическом состоянии первичный образ может быть стёрт, и тогда для человека прежде знакомые образы станут чужими или даже он совсем перестанет их воспринимать, всё зависит от того, как соответствующее внушение было сделано. Но и это ещё не всё, любые действия человека предварительно формируются внутри него, из того материала, который имеется в памяти этого человека, и только тогда становится возможной их внешняя реализация. Есть ещё много интересного в изменчивой структуре внутренних образов, но для понимания восприятия и динамики внешнего и внутреннего внимания то, что уже было сказано здесь об это – вполне достаточно.                  

Одной из особенностей внимания является его направленность. Не может быть внимания вообще, его можно сравнить с потоком намерения,  направленным каналом от воспринимающего к воспринимаемому. Одной из функций внимания является его направленность на восприятие стабильности мира, без чего никакая человеческая активность невозможна.

Целью внешнего внимания является не только восприятие реальности мира, без чего невозможны взаимоотношения с ним, но и создание внутренней определённости. Люди обычно не замечают того, что опорой сознания внешней части их существа, является отражённая внутри них внешняя реальность мира. Можно представить себе состояние человека, который, однажды выглянув в окно, не увидел бы знакомого ему пейзажа, неважно какого, городского или сельского – для него это был бы апокалипсис! И психологический шок, возможно, был бы меньшим, если бы изменилось всё, включая и обстановку в помещении, в котором он находился, потому что в этом случае он мог бы подумать, что он просто не помнит, как он попал сюда. Но если это произошло только за окном, а квартира осталась такой, какой она была прежде, то тогда, что-то необратимое произошло в мире! В таких обстоятельствах потеряли бы свою ценность все значимости, прежде известной для него реальности мира. Даже степень значимости самого себя, у человека подверглась бы радикальной переоценке и, разумеется, не в сторону своего увеличения. И человек постоянно подтверждает незыблемость, хотя и относительную, реальности, в которой он обитает, постоянно, часто не осознавая этого, поглядывая и осматриваясь вокруг себя.

Второе место, по своей важности в этом проявленном мире, занимает поле общепринятых значимостей, которым каждый человек придаёт свою индивидуальную оценку, в соответствии с которой взаимодействует с ними. Значимости – это не только вехи, которые служат опорой для человека в его взаимоотношениях с внешним миром, но они одновременно являются опорой его социального статуса и его самооценки. И внимание человека постоянно сканирует те значимости, которые являются основными в его взаимодействии с реальностью внешнего мира.

Третье место для человека в окружающей его реальности занимают законы и правила, которые определяют, какие из значимостей он должен считать хорошими и правильными, и какие плохими, которых он должен избегать. Индивидуальные оценки общепринятым значимостям различными людьми оцениваются по-разному, иногда эти оценки различными людьми могут иметь противоположный характер. Всё это делает человека способным ориентироваться в этом мире и выживать в меру своих возможностей.

И на четвёртом месте у человека находится его способность осознавать свои реакции, возникающие при взаимодействии с реальностью внешнего мира. Большинство людей бывают захвачены этими реакциями и осознают их задним числом и относятся к ним как к естественным проявлениям живого человека. В действительности, любые эмоциональные состояния, независимо от их направленности и степени их выраженности, являются посредниками между внешним ограниченным миром значимостей и беспредельным внутренним миром, ключом к которому является внешнее внимание человека. Одной из особенностей внешнего внимания является его управляемость. Благодаря чему человек может осознанно направлять его не только на объекты внешнего мира, но и подходить вплотную к миру внутреннему.

Как мы уже говорили, у каждого человека кроме внешнего внимания есть внимание внутреннее. Именно оно способно воспринимать различные эмоциональные состояния, желания, влечения и побуждения человека. Но люди обращают внимание на эти состояния только тогда, когда они не заняты чем-то внешним. К сказанному можно добавить, что люди воспринимают только эхо событий, происходящих в запредельной реальности, так как внутренние состояния принадлежат другим планам реальности, отличающихся от привычного для нас земного плана. Земля среди многих планов бытия или планов сознания, занимает центральное положение, и является местом пересечения многих планов сознания, в то же время человек на Земле, в отличие от других форм жизни, в этом пересечении занимает центральное место. Это даёт нам право говорить об особом предназначении человека в мироздании, которое не содержит в себе ничего случайного. Зная это, мы должны понимать, что все события внешнего мира – это только эхо процессов, происходящих в других запредельных мирах. И если внимание человека последовательно сканирует события внешнего мира, то внимание внутреннее, обращено в беспредельность трансцендентных миров. Особенностью внешнего внимания человека является его способность включать внимание внутреннее, что позволяет ему осознавать другие планы реальности и восходить по ступеням планов сознания.

Внутреннее внимание человека связано с его Божественной душой, которую Шри Ауробиндо назвал Психическим существом или истинным «Я» человека. В отличие от внешнего внимания, которое сканирует проявленную реальность мира последовательно – от точки к точке, формируя целостную его картину из отдельных элементов, внутреннее внимание одновременно охватывает всю реальность той части мироздания, на которую оно направлено. И ещё одной особенностью внутреннего внимания является его связь с сознанием человека, в котором оно формирует свой центр восприятия, которое в духовной практике называется «Свидетелем».

Как мы уже говорили – внешнее внимание может служить своеобразным ключом, открывающим внимание внутреннее. Для этого необходимо внешнее внимание сфокусировать внутри себя на той области, которая для духовного искателя имеет большое значение. Например, в период медитации человек сосредотачивает своё внешнее внимание внутри своей груди, позади грудины. При этом он соблюдает обязательное условие – внешнее внимание удерживается в состоянии максимальной неподвижности, не позволяя ему ни на мгновение отвлекаться. И что ещё важно –эту концентрацию человек должен делать, имея определённое намерение – открыть для себя пространство сердечной чакры. Он должен удерживать неподвижным внешнее внимание до тех пор, пока не включится внимание внутреннее, что обязательно приведёт к открытию сферы Анахата чакры, которая воспринимается человеком, как сферическое освещённое изнутри пространство.

Когда человек осознаёт какие-то внутренние состояния, то такого рода осознание можно сравнить с восприятием запаха какой-либо пищи. Всё выглядит иначе, когда человек концентрируется на этом состоянии. Своей концентрацией он включает внутреннее внимание, которое воспринимает реальность наблюдаемого состояния во всей его полноте – человек осознаёт упругую её субстанцию, её цвет и даже её намерение, которое у всех состояний одинаковое – все они стремятся вверх, чтобы захватить сознание человека и подчинить его своей воле. Если же человек попытается проникнуть в ту область, из которой поднимается эмоция или любое другое состояние, то он может оказаться на другом плане реальности, не имеющим ничего общего с нашим проявленным миром.

Способность человека осознавать то, что воспринимается его внутренним вниманием, например, при концентрации в области Анахата чакры, постепенно угасает, и чтобы поддерживать восприимчивость той реальности, которая воспринимается внутренним вниманием, необходимы повторные концентрации в области Анахата чакры. Но так как это для человека не всегда возможно, то будет не плохо, если он периодически будет обращать внимание на область сердечной чакры.

Важной особенностью осознанного внутреннего внимания является его способность поддерживать какое-либо состояние при фиксации на нём, например, состояние ананды, удерживать открытым канал, по которому в человека нисходит энергия более высокого плана сознания, и даже разрушать какие-либо низкие состояния, если человек наблюдает их, имея такое намерение. И, кроме того, внутреннее осознанное внимание, источником которого является истинное «Я» человека, имеет высокую частоту вибраций, не свойственную внешней части человеческого существа, поэтому, если человек направляет это внимание на какие-то части, которые находятся в возбуждённом состоянии или же в состоянии напряжения, этим самым приводит себя в состояние спокойного равновесия. Есть ещё одна особенность внутреннего внимания – оно имеет начало в «Свидетеле» и даже формируется вместе с ним, а с другой стороны, что мы так же знаем, к «Свидетелю» подходит канал влияния истинного «Я» человека. Таким образом, человек, используя внешнее внимание, может проложить себе путь, как к Психическому существу, так и к другим планам сознания. И всё это начинается с тренировки внешнего внимания, которое должно быть устойчивым в своей концентрации и неподвижным. И только такое внимание способно включить внимание внутреннее, что приведёт к тому, что перед духовным искателем будут открыты все пути в запредельное.

 

Опубликовано