Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ДУХОВНЫЙ ОПЫТ

--

Возможны два варианта опыта: один из них человек получает в течение своей жизни в проявленном мире значимостей, второй вариант опыта человек осознаёт в период духовной практики. Результатом опыта, который человек получает во внешнем мире, является приобретение им способностей гармонично взаимодействовать с окружающей его реальностью. Обычно эта гармония относительна и, за редким исключением, направлена на удовлетворение своих влечений и потребностей.

В то же время духовный опыт связан с осознанием проявлений внутреннего мира в его статике и динамике. Целью духовного опыта является рост сознания человека на пути реализации его предназначения. Если для получения опыта в мире значимостей человек использует своё внешнее внимание, и инструментом этого опыта является его внешний ум, позади которого стоит человеческое эго, то духовный опыт для человека становится возможным, когда он опирается на восприятие внутреннего внимания, а проводником в этом опыте является его истинное «Я». Опыт духовного искателя имеет несколько последовательных ступеней. Первая из них ведёт к формированию «Свидетеля», который является посредником между истинным «Я» человека и реальностью внешнего мира. Второй ступенью является освобождение человека от зависимостей этого проявленного мира значимостей и одновременно в этой внутренней работе происходит постепенное всё более полное осознание человеком влияний своего истинного «Я». Обычно осознание человеком активности своего истинного «Я» происходит во время, когда он обращает внимание на область позади грудины, где находится его истинное сердце. В это время он может почувствовать давление изнутри, что является признаком стремления Психического существа выйти на передний план. Одновременно с этим, а часто и независимо от такой активности Психического существа, человек может чувствовать разливающееся в области груди ананду, которую можно назвать Божественной любовью. Это чувство многогранно и осознаётся человеком как счастье, радость, любовь, удовольствие и в нём есть ещё много других граней, которые описать невозможно. Если духовный искатель достаточно восприимчив, то он может осознать, что периодические приходящее это чувство ананды, никогда не бывает одинаковым. И есть ещё третий способ, каким проявляет себя в человеке Психическое существо – оно показывает человеку действительную значимость его поступков и отношений к реальности мира и к самому себе. И, наконец, Психическое существо и «Свидетель» становятся каналом, связывающим человека с более высокими планами сознания и духовный искатель, направляя внутреннее внимание на нисходящий с более высоких планов поток сознания, этим самым удерживает канал открытым.

Шри Ауробиндо однажды сказал, что человек должен «жить изнутри». Другими словами, в своём отношении к реальности внешнего мира и взаимодействиям с ним, человек должен полагаться на своё сердце. В таком случае опорой человека в его внешней деятельности будет уже не его эго, с его идеями выгоды и доминирования над другими людьми, но истинное «Я» с его принципом жертвенности. И, кроме того, «жизнь изнутри» и принцип жертвенности, который человек воплощает во внешнем мире, является средством формирования канала, связывающего высокие миры сознания с планом Земли, при этом происходит трансформация сознания человека, его ума и витала.