Неведение – это пределы возможностей, которые открываются или уже открыты. Поэтому, к ним следует относить пределы восприятия и познания, пределы понимания и пределы волевых усилий, и это так же пределы желаний и пределы способностей и, конечно же, пределы жизни. Неведение скрывает от человека, почему он живёт так, как будто бы он бессмертен и предаётся грусти, и иногда даже входит в состояние паники, когда осознаёт, что время его пребывания на Земле приходит к концу. И неведение скрывает от людей их истинное предназначение в мироздании. Оно ещё много чего скрывает от человека, например, что Земля является перекрёстком многих планов реальности, и это пересечение проходит через каждого человека, без чего невозможна была бы эволюция его сознания, оно скрывает от человека, что внешний мир заполнен ловушками, позади которых стоят идеи, что этот проявленный мир содержит в себе всё, что необходимо для человека.
Неведение – это всегда ограничения, которые или удерживают человека в русле его предназначения или же стремятся увести человека от его предопределения. В первом случае, человек, находясь в русле своего предназначения, постепенно освобождается от неведения, и в дальнейшем уже не нуждается в каких-либо ограничениях и сам для себя определяет пределы дозволенного и необходимого. Во втором случае, сила неведения привлекает внимание человека к всевозможным соблазнам, каждый из которых, будучи инструментом низшей природы, привязывает человека дополнительными зависимостями к этому миру значимостей, одевая на глаза его сознания шоры.
Пределы неведения только тогда отступят и пропустят человека в сферу новых возможностей, когда он осознает их, и не будет прилагать усилий для их преодоления, а станет созвучным им. Любые препятствия и ограничения, если человек созвучен им, становятся для него прозрачными. Ограничения неведения подобны воде, о которую может разбиться тело, если оно с большой скоростью попытается войти в неё, но если оно спокойно опускается на её поверхность, то вода не окажет ему никакого сопротивления. И есть ещё один способ, когда преодоление неведения начинается с чего-то малого и постепенно расширяясь, позволяет познающему полностью выйти за пределы неведения. Это можно сравнить с прыжками в воду с трамплина, когда человек входит в воду точно клин и вода расступается перед ним, оказывая минимальное сопротивление. В социальной жизни это сравнимо с окном Овертона, в духовной практике – с постепенной, но настойчивой концентрацией внимания на выполняемой внутренней работе.
Когда мы говорим, что для того, чтобы преодолеть неведение, необходимо стать созвучным ему, то имеем в виду преодоление промежуточной зоны между возможностями, одна из которых известна человеку, а вторая, неизвестная, находится за пределами неведения. Промежуточная зона между двумя возможностями, включает в себя вибрации как той, так и другой из них, но обе выражены неясно и человек, исследующий в себе какие-либо состояния, должен быть достаточно восприимчивым, чтобы осознать их. Причём, период сосредоточенного, но ненапряжённого внимания человека – это время, когда воспринимающая часть его сознания настраивается на частоту новой, прежде не открытой возможности. И когда частота внимания человека и частота вибраций ещё не открытой возможности в этой промежуточной зоне совпадают, то становится возможным переход на поле этой возможности. Внимание человека обладает способностью открывать и проникать в те возможности, которым оно созвучно.
Человек должен помнить, что он окружён неведением, и, поэтому, трудно предсказать каким будет его состояние и какими будут обстоятельства, в которых ему предстоит действовать. Но это касается преимущественно тех людей, которые в своей деятельности опираются главным образом на ум. Всё выглядит иначе, если человек руководствуется своим сердцем, которое имеет знания и, поэтому, для него не существуют неопределённости.
Земной план мироздания является местом, пересечения всех планов реальности, и на Земле представлены все формы жизни, созвучные этим мирам, и только человек среди них содержит в себе возможности всех планов реальности одновременно. Благодаря этому, для него открыта возможность эволюции сознания, в которой он может точно по ступеням подниматься последовательно, от одного плана к другому, вплоть до высочайших планов супраментальной реальности мироздания. Такая возможность, имеющаяся у человека, свидетельствует о его высочайшем предназначении. В отличие от человека, существа других планов реальности имеют своё узкое предопределение, в котором они являются только средствами, необходимыми в его работе, направленной на восхождение сознания. Тогда формы жизни всех миров, пересекающихся в земном плане бытия, не имеют возможности эволюционировать, и их предназначением является только участие в эволюции сознания человека. Можно сказать, что они только инструменты, необходимые для эволюции человека.
Мы однажды говорили, что Бог совершенен в своей полноте, поэтому он вездесущ и пребывает не только в высших планах сознания, но и в инфернальных мирах. Всё, что мы называем светлыми или тёмными силами является частями его безмерного тела. Но если Бог совершенен в своей полноте, то и все части его так же совершенны, независимо от того, к каким планам реальности они относятся. Следовательно, человек так же совершенен. Шри Ауробиндо говорит, что «Бог есть универсальный и трансцендентный человек, скрытый в своей собственной индивидуальности в человеческом облике» и ещё он говорит, что «Человек – это сам Бог, скрытый в Природе…» и, наконец, он утверждает, что «Человек есть развивающийся дух в своём стремлении к самовыражению на уровне разума, жизни и тела». таким образом, каждый человек совершенен в своей полноте. Тогда, какой смысл говорить о несовершенствах человека, от которых, в процессе своей внутренней работы, он должен постепенно избавляется. В действительности, человек так же совершенен в своей полноте, как и Бог, и, так же как и Всевышний он эволюционирует, поднимаясь от одного совершенства к другому, или же от одной полноты к другой – более высокой. И в этом совершенстве полноты есть части, имеющие низкие вибрации, которые в процессе эволюции должны быть трансформированы так, чтобы их вибрации получили более высокую частоту. При этом, чтобы полнота совершенства сохранилась в человеке открываются более высокие возможности. Но в любом случае, чтобы человек поднялся на более высокую ступень сознания, ему необходимо освободиться от всего, что имеет низкую частоту вибраций.
Все возможности имеют свои пределы и у каждого человека они индивидуальны. Можно сказать, что каждый человек представлен своим набором раскрытых или раскрывающихся возможностей, каждая из которых имеет энергию, достаточную для её реализации и в то же время каждая возможность нуждается в «пище», которую ей должен предоставить человек. Например, интерес к чему-либо и жажда знаний должны быть удовлетворены, пределы понимания должны быть постоянными усилиями расширены и т. д.
Самоограничения могут быть ненамеренными и тогда это неведение, и намеренными и тогда это концентрация (?) пределы восприятия, это пределы познания, это пределы понимания, это пределы волевых усилий, это пределы желаний,
Для чего существует неведение? Оно может ограничивать познание того, к чему познающий ещё не готов, оно ограничивает пределы потребностей, потому что за этими пределами есть опасность разрушения. Оно ограничивает пределы деятельности, для того, чтобы эта деятельность была максимально эффективна. Оно ограничивает пределы жизни, так как предназначение может быть выполнено в тот срок, который человеку или кому угодно другому, отведён. Неведение в различной степени ограничивает мировоззрение разных людей, потому что у каждого человека своё предназначение, и всё, что не соответствует его предназначению, отгорожено неведением.
В человеке много субличностей, каждая из которых имеет свои пределы неведения. И, кроме того, в человеке есть две силы, определяющих степень его активности и пассивности. Первая называется Раджас, вторая – тамас. В тех же случаях, когда эти силы уравновешены, у человека наступает сатвичное состояние. При равновесии этих сил возникает очень тонкая регуляция восприятия и отношений с реальностью мира. Силы Раджаса и Тамаса можно сравнить с двумя руками, взаимодействующими с реальностью мира. Когда человек использует преимущественно какую-то из этих «рук», то это ведёт к значительному усилению её.
Пределы неведения определяются степенью раскрытия возможностей. Эти возможности находятся не где-то за пределами человека, но внутри него. Очень важным является неведение своей смертности, и этому есть причина, так как человек, знающий время своей смерти, не будет естественным в своих взаимоотношениях с реальностью мира, и тот опыт, который должно получить Психическое существо, не будет им получен. То же самое касается и предназначения человека, зная его, он не будет чувствовать себя свободным в выборе своих путей и в реализации своих предпочтений. Одни люди могут при этом смириться со своей судьбой, другие же будут бороться с нею. Но в любом случае, жизнь таких людей будет менее естественна, чем у тех, которые не знают своего будущего. Жизнь человека была бы предельно усложнена, если бы его восприятие выходило бы за пределы этого проявленного мира, и человек воспринимал бы так же отчётливо всё множество миров бытия, как он воспринимает этот проявленный мир значимостей. Тогда человек имел бы совершенно другую судьбу и, возможно, он не был бы человеком, а существом, имеющим другое предназначение.
Неведение своего духовного предназначения связано со зрелостью Психического существа. Когда оно достигает своей зрелости, оно берёт власть над человеком в свои руки и в будущем у такого человека не будет никаких проблем ни в поисках смысла жизни, ни в реализации её на путях восхождения сознания.