ИСТИНА И ПРАВДА. ИХ ВИРТУАЛЬНЫЕ И ИЛЛЮЗОРНЫЕ ГРАНИ

Истиной является поток Божественного намерения, которое имеет свою цель, и этой целью является всё возрастающее совершенство. Потоком Божественного намерения является всё мироздание, в которое входят как проявленные, так и не проявленные планы сознания. Сама по себе истина не имеет  значимости, так как в её поток входят все проявления универсума. В связи с этим, можно предполагать, что невозможно стремление к истине, так как всё вместе во вселенной и есть истина. И ещё, не следует думать, что истина – это нечто высочайшее в реальности мироздания. И если мы говорим, что духовный искатель стремится к абсолютной истине, то это не значит, что он стремится к высочайшему проявлению Божественной истины, которая проявляет себя как высочайшее совершенство. Весь спектр реальности мироздания, проявленный и непроявленный, как в его статике, так и в динамике является потоком истины. Представим себе, что всё мироздание в своей статике является великой панорамной картиной. Каждый отдельный участок её является ограниченной частью этой картины, но человек, рассматривающий её, способен воспринимать только незначительную часть этой необъятной панорамы, хотя и будет утверждать, что видит всю картину. И его правдой будет то, что он воспринимает, хотя его мнение, что целое подобно той части, которую он воспринимал, – будет иллюзией. Тогда в притче о слоне и трёх слепцах, каждый из слепых исследователей будет иметь свою правду, хотя слон для каждого из них, будет своей персональной иллюзией. А вот для двумерных существ слон выглядел бы как четыре пятна. И это была бы их правда. Следовательно, у фашистов, насильников, грабителей и др. преступников и инакомыслящих, есть своя правда, а правда других людей, которые ни злоумышленниками, ни преступниками не являются, для них будет выглядеть как нечто неприемлемое, которое в лучшем случае требует несогласия и отвержения. Тогда демократия, различного рода свободы и права – это виртуальные реальности, а значимости этого мира – иллюзии, и даже правда по сути своей является иллюзией.

Истину можно сравнить с солнечным светом, который, преломляясь через трёхгранную стеклянную призму, распадается на множество цветов от инфракрасного до ультрафиолетового. Если, предположим, человек воспринимает какую-то одну часть спектра, то это будет его правда, а другой воспринимает другую часть того же самого спектра и у него другая правда. И оба они правы, так как воспринимают одну и ту же реальность – солнечный свет, в разных его проявлениях.

Всё имеет свою цель. Истина так же имеет свою цель, для достижения которой использует весь спектр своих возможностей. Её целью является эволюция всего мироздания. Правда так же имеет свою цель, которая, казалось бы, к эволюции не имеет никакого отношения, потому что всё, что воспринимает человек, он стремится использовать на своё благо и во вред своим недругам. Но это не так, потому что все процессы в мироздании и все объекты, между которыми эти процессы происходят, являются частью всеобщего потока Божественной истины. Таким образом, правда – это индивидуальная иллюзия, да и собственное благо человека, которым он заполняет своё бытиё – это так же иллюзия, потому что основной целью человека является жизнь, и ценность всего, чем он заполняет её – относительна. Но сама по себе жизнь не может быть целью человека, потому что она может продолжаться и тогда, когда у человека нет никакой цели. Это можно сравнить с какой-либо вещью, которая совершенно бесполезна и существует ради самой себя. Полезным является только то, что приносит кому-то пользу. Именно о таких людях, живущих ради самих себя, пословица: «Ни Богу свечка, ни чёрту кочерга». Эпоха индивидуализма, когда человек является самоценным созданием природы, приходит к своему концу. Мир так устроен, что всё сущее в нём имеет своё предназначение. И если мы пока не знаем истинного предназначения всех форм жизни на Земле, то о своём предназначении знать обязаны.

Для человека важно знать не только о своём предназначении, которое, конечно же, должно соответствовать предназначению всего мироздания, он должен знать, что он должен делать для реализации своего предназначения и понимать смысл своей направленной активности. Но вначале рассмотрим проблему правды, которую мы здесь уже называли иллюзией. Для чего человеку дана правда, которая, является только частью Божественного совершенства. И, конечно же,  нам необходимо ответить на вопрос: почему Бог создал человека несовершенным и в чём состоит человеческое несовершенство. Без ответа на эти вопросы, невозможно будет ответить на вопрос, касающийся предназначения человека и смысла его направленной деятельности.

Однажды Шри Ауробиндо сказал, что Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим. Человек в своей эволюции находится на таком уровне совершенства своего мировоззрения и сознания, на котором он может не только осознать своё предназначение, но и выполнять внутреннюю работу для его реализации. И человека в этом случае можно сравнить со специальным инструментом для выполнения какой-то конкретной работы. Таким образом, здесь речь не идёт о совершенстве человека, скорее следует говорить о функциональной готовности человеческого существа для выполнения его предназначения. И так же, как нет на Земле двух людей, которые были бы идентичны друг другу, так же нет двух людей, которые бы имели совершенно одинаковые предназначения. Мы помним, что истина включает в себя весь спектр реальности мира, в которой всё соответствует своему предназначению.

Итак, для чего человеку дана правда, которая является только частью Божественного совершенства. Божественное совершенство мы можем представить в виде круга, в который входит всё сущее во Вселенной, все процессы, протекающие в ней и Божественную знание-волю, которая всё гармонизирует в соответствии с Божественным намерением. Можно предположить, что всё человечество знает Божественную истину, так как каждый человек через свою правду воспринимает какую-то её часть. Но знает ли. Представим себе, что реальность мироздания, или Божественная истина, – это мозаичная картина, состоящая из многих отдельных элементов. Каждый из людей, многомиллиардного населения Земли, имеет при себе копию какого-либо элемента этой мозаичной картины реальности Вселенной. Если собрать у людей все копии элементов мозаичной картины вселенной и сложить их в том порядке, в котором они находятся в оригинале, то мы получим полную Катрину Божественной Вселенной. Следовательно, те, которые утверждают, что всё человечество уже содержит в себе полные, завершённые знания о Божественной истине, правы. Но, как их сложить вместе, чтобы получилась точная копия Божественной реальности мироздания? Тот, кто будет это делать, должен знать реальную картину мироздания во всех её деталях, и в соответствии с ней, складывать из элементов или пазлов копию реальности мира. Для человека, будь он даже семи пядей во лбу – это невозможно. Никакая, даже сверхмощная электронно-вычислительная машина так же не справится с этой задачей, даже если она будет работать в течение многих триллионов лет. Следовательно, сколько бы мы ни манипулировали человеческими правдами, мы никогда не познаем истину во всей её полноте. Тогда для чего человеку дана правда, которая никогда не приведёт его к знанию истины? И это невольно порождает мысль, что все стремления духовного искателя к познанию Божественной истине, все его усилия соответствовать ей – тщетны. Он никогда не будет соответствовать ей, даже если потратит на внутреннюю работу триллионы лет. То же самое мы можем сказать и о попытках учёных всего мира познать Божественную реальность мироздания. И, неважно, на каком уровне они это делают – или на уровне Механики Ньютона или же на субквантовом уровне. Тогда можно сказать, что реальность мира непознаваема и все усилия, как искателей духовной истины, так и учёных с их электронными микроскопами, суперкомпьютерами и коллайдерами – бессмысленны.

На эту проблему можно посмотреть и с другой стороны, которая, по-видимому, оправдывает и примиряет нас с нашими стремлениями познать, очевидно, непознаваемую Божественную реальность мироздания, или Божественную истину, как мы её называли раньше. Дело в том, что познание реальности мироздания, совершенствует познающего, что служит оправданием его усилий на бесконечном пути познания мира и самого себя в нём.

Но в современном мире, кажется, преобладают разрушительные силы, над силами созидательными, которые пронизывают и подавляют всё высокое в человеке, и говорить о совершенствовании познающего, когда огонь познания угасает, а религия денег захватывает человеческие души, не приходится. Да, действительно, познание реальности мироздания делает человека более совершенным, если он познаёт свой внутренний мир и стремления своей Божественной души, если он взаимодействует с внешней реальностью в соответствии со стремлениями своего истинного «Я». Но общие тенденции в мире свидетельствуют, что человечество предпочитает познавать и совершенствовать разрушительные силы для достижения блага немногих.

Итак, правда в познании внешнего мира, может постепенно расширять свои границы, но она никогда не достигнет полноты Божественной реальности, чтобы стать равной Божественной истине. Надеяться, что процесс познания реальности мироздания не только расширит мировоззрение человека, но и сделает его более совершенным, так же не следует. Остаётся путь восхождения сознания, принципы которого взяты в интегральной йоге. Особенностью этого пути является формирование «Свидетеля» в сознании человека, который ведёт к выходу на передний план Психического существа человека или его истинного «Я». Это в резкой степени расширяет горизонты восприятия человека реальности Мироздания, что сравнимо с выходом человека в космос, что позволяет человеку охватывать суть воспринимаемой многогранной реальности одновременно, и в то же время воспринимать её глубины, объединяющие эту многогранность в единое целое. следующий шаг духовного искателя, в котором его сознание становится единым с Дживатманом, поднимает его на ещё большую высоту, с вершин которой человеку становится доступной для осознания ещё большая полнота и глубина Божественной реальности. И человек постепенно врастает в эту реальность. Но точнее будет сказать, что эта реальность врастает в человека, постепенно трансформируя его.

Всё сказанное здесь свидетельствует, что так называемые несовершенства человека – это стартовая линия готовности, открывающая перед ним путь к духовному совершенству. Особенностью этого пути является необходимость усилий духовного искателя, без чего невозможна трансформация его сознания. И обойти этот принцип не может ни один человек. Те же эпизоды, в которых человек получает реализацию, как неожиданную для него Божественную милость, свидетельствуют, что в предшествующей жизни его Божественная душа уже была готова выйти на передний план. И для того, чтобы это стало возможным, его предшественник уже прилагал достаточно усилий в своей внутренней работе.

А теперь остановимся на предназначении человека на Земле. мы однажды говорили о том, что внутреннее состояние, которое реализует человек в своей внешней деятельности, является мостом, связывающем планы сознания, вызвавших эти состояния, с нашим земным планом. Писатель, художник, поэт и т.д. в период своего творчества, находятся в особом состоянии, которое начинает поступать в реальность нашего плана реальности, когда оно зафиксировано в их творчестве или в виде музыки у композитора, прозы у писателя стихов у поэта и т. д. В таких случаях читатели или слушатели подсоединяются через то, что они читают или слушают к соответствующим планам реальности мироздания. И всё это приводит к тому, что земной план приобретает другой уровень сознания. Если человек, идущий духовным путём, поднимается на более высокий план сознания, вплоть до супраментального, то он так же становится каналом, связывающим земной план с более высокими планами сознания. В дальнейшем сознание этих планов, насыщая сознание нашего земного плана реальности более высокими вибрациями, начнёт постепенно менять сознание людей. Но в этот период те силы, которые прежде считали, что здесь на земле власть полностью принадлежит им, не будут оставаться равнодушными, но поднимутся, чтобы отстоять свои права, которые, как они считают, они получили вполне заслужено. И тогда в мире возникнет состояние хаоса. На самом деле эта кажущаяся неуправляемая неразбериха, этот Армагеддон является сражением сил света и сил тьмы. Но мы должны быть уверенными в том, что в Божественной эволюции всегда побеждает только поступательное движение истины. И если мы видим кажущееся отступление, то это свидетельствует о том, что человек или даже целые народы, ещё не были достаточно внутренне готовыми и восприимчивыми, чтобы стать на сторону сил света.