ЧТО ТАКОЕ «ЖИТЬ ИЗНУТРИ»

(Здесь и сейчас)

 

В идеале, любые действия человека в этом мире должны в своей основе иметь осознанное намерение. При этом большое значение имеет собранность, без которой действия человека в потоке намерения невозможны. Намерение следует рассматривать, как направленность энергии сознания, а собранность – это берега потока направленности, которые не только препятствуют отклонениям потока намерения, но и ускоряют этот поток, постепенно сближая эти берега. Превращая поток намерения в своеобразный проран, в котором, как известно, поток воды всегда увеличивает свою скорость.  Тогда, чем выше собранность человека, тем эффективность намерения больше, и потребуется меньше времени для достижения цели. Максимально сосредоточенное намерение подобно узкому лучу лазера, но такая собранность приходит к человеку на более поздних стадиях его духовного пути, когда человек почти полностью освобождается от влияний внешнего мира и полностью подчиняет своей воле любые проявления своего эго.

Кажется, что в духовной практике нет цели, есть только путь, не имеющий конца, что конкретные материальные цели есть только в проявленном мире значимостей. Но это не так, потому что духовная практика на внутреннем пути так же имеет свои цели, каждая из которых, является состоянием и не имеет материальной формы. Правда, об этом духовный искатель, почти всегда, узнаёт позже, потому что цель на внутреннем пути определяется не человеком, а его истинным «Я».

Устремлённость человека, обусловленная направленным намерением и определённой степени собранности, использует для своей реализации любые, как внешние, так и внутренние влияния, потому что в духовной практике абсолютно всё подчинено избранному пути. Но на первых этапах внимание человека то и дело отвлекается внешними соблазнами, при этом человек словно забывает о намерении, ведущем его духовным путём, чтобы потом, спохватившись, возвращаться к оставленному устремлению. На этом этапе человек борется с волнами влияний, идущих из внешнего мира, которые то и дело захватывают его внешнее внимание. А так как именно внутреннее внимание связано с потоком намерения, то человек в это время, опираясь на внешнее внимание, как бы забывает о внутреннем пути, превращаясь в обычного обывателя. Но, по мере работы над собой, человек становится всё более недоступным внешним влияниям, и поток его намерения, в связи с этим, становится всё более узким, прямым и стремительным.

Итак, внутренняя работа духовного искателя в своей основе имеет намерение, целью которого является путь бесконечного приближения к Божественной истине. Второй важной составляющей внутренней работы является направленная осознанная собранность, не позволяющая намерению раствориться в соблазнах этого проявленного мира, третьей особенностью является то, что эта работа может быть сделана только «здесь и сейчас». И, наконец, есть ещё одна важная особенность, без которой потребность в этой работе может никогда не появиться – человек должен быть «призван» к ней. Вспомните слова Христа: «Много званных, да мало избранных».

Человеком управляют две основных силы – одна из них Психическое существо, стремящееся к высочайшему Божественному совершенству. Вторая сила – это эго, которое можно назвать тенью Психического существа, которое иногда называют истинным «Я» человека. Эго, точно кривое зеркало – извращает всё, что содержит в себе истинное «Я». У многих людей Психическое существо недостаточно зрелое и, поэтому, эти люди находятся под преимущественным влиянием эго. В тех же случаях когда влияния Психического существа преобладают над влияниями эго, то сознание человека и его стремления получают новую окраску – меняются отношения к значимостям этого мира и появляются новые интересы, которые не присущи людям, находящимся под влиянием своего эго. В них раскрываются более высокие возможности, не характерные для этого материального мира и они начинают поиск «пищи» для этих возможностей. И если вначале этот поиск происходит не направлено, так как они ещё смутно осознают свои пробуждающиеся стремления, то в дальнейшем они начинают осознавать причину, побуждающую их к этому. С этого времени такие люди становятся ищущими. Но они ищут не только духовную информацию, сравнимую с «запахом», которым невозможно утолить духовный голод, и однажды их истинное «Я» приводит их к источнику информации. Не напрасно говорится, что когда ученик готов – учитель приходит. Учитель приходит не всегда в человеческом теле, учителем может быть какая-то книга, указывающая направление, в котором можно найти духовную пищу. Учителем может быть лекция, картина, музыка и ещё многое другое, потому что «ученик готов» и его истинный учитель – психическое существо – изменило его сознание и его будущая судьба определена.

Для того, чтобы стала возможной жизнь изнутри, духовный искатель должен знать последовательность и смысл своей внутренней работы. И, кроме того, реализация этой работы возможна только «здесь и сейчас». «Здесь и сейчас» – это не время между прошлым и будущим, это вообще не время – это состояние человека, в котором ум замолкает и в голове устанавливается полная тишина.

Обычно ум постоянно активен, в этом он похож на жвачное животное, которое отрыгает прежде съеденную пищу, чтобы заново пережёвывать её. Ум постоянно «пережёвывает» помногу раз то, что было в прошлом и то, что, возможно, произойдёт в будущем. И всему он даёт свои субъективные оценки, почти всегда тенденциозные. Для ума очень важна активность, так как она позволяет ему получать необходимую для него энергию. Поэтому, волевое усилии человека, останавливающее ум, для него нежелательно, и как только внимание человека отвлечётся, то ум тут же воспользуется этой паузой, чтобы возобновить свою непроизвольную, хаотическую активность. Ум очень часто сам попытается отвлечь внимание на что-либо, и так как он это делает исподволь, то человек спохватывается тогда, когда, уже захвачен какой-либо мыслью. Но если искатель будет настойчив, то однажды ему удастся установить внутри себя тишину состояния «здесь и сейчас». Ум словно дымовой завесой отделяет внешнее внимание от внутреннего, и для того, чтобы установить тишину «здесь и сейчас», необходимо проникнуть через пелену активности ума, что возможно только при помощи направленной волевой собранности.

Искатель, оказавшись в поле внутреннего внимания, первое, что осознает – это тишину, потому что дымовая завеса активности ума осталась позади. Прозрачная тишина позволяет человеку осознавать всевозможные состояния, сменяющие друг друга при взаимодействии человека с внешней реальностью.

Внутреннее внимание неподвижно и заполняет собой весь объём внутреннего пространства, на которое оно направлено. Тишина и неподвижность прозрачного внутреннего внимания позволяет человеку осознать малейшие изменения внутренних состояний. И, кроме того, искатель, будучи внимательным, осознаёт, что в поле его внимания растворяются те состояния, которые он осознаёт. Ему не надо при этом сдерживать свои эмоциональные состояния, единственно, что от него требуется, – это спокойное наблюдение за теми состояниями, которые он исследует.

Но, основная ценность наблюдения за различными эмоциональными состояниями и реакциями эго состоит в том, что при этом формируется «Свидетель», который вначале осознаётся как некое пятно в сфере сознания или центр, откуда идёт поток направленного внимания. Этот центр в сознании, откуда идёт наблюдение за различными состояниями не аморфный, но имеет определённую структуру, которая постепенно формируется по мере того, как человек наблюдает за различными переживаниями, стремлениями и побуждениями. К этому следует добавить, что «Свидетель» по мере того, как человек продолжает исследовать свой внутренний мир, разрастается и постепенно занимает всё сознание человека. Параллельно с этим, идёт трансформация субличностей человека, которые постепенно объединяются в одну личность, находящуюся под полным контролем «Свидетеля», который становится духовной индивидуальностью человека, устремлённую к Божественной истине. И тогда воля человека становится волей «Свидетеля», под полным контролем которого оказываются все его прежние интересы, и даже ум, прежде проявлявший самовольную активность, начинает признавать верховенство над собой «Свидетеля» и исполняет его волю.

Ум, прежде отсекавший сознание человека от его истинного «Я», становится послушным исполнителем своего господина – «Свидетеля». В свою очередь «Свидетель» является инструментом и исполнителем воли Психического существа, и «Свидетель» же является каналом, связывающим человека с более высокими планами сознания. Из всего сказанного становится очевидным, что без сформированного «Свидетеля» никакая внутренняя работа сделана быть не может, и первый этап работы – наблюдение различных состояний в действительности является формированием «Свидетеля». Но на самом деле, формирование «Свидетеля» никогда не заканчивается, так как по мере восхождения сознания человека на внутреннем пути, человек переживает новые, прежде неизвестные ему состояния, которые делают «Свидетеля» всё более и более совершенным.

Этот этап внутренней работы осознаётся искателем, как Божественную милость, так как ему уже не требуется каких-то усилий для того, чтобы быть независимым и свободным от всевозможных внешний влияний. Мощный внутренней направленный поток сознания определяет и его позицию в этом проявленном мире и его взаимоотношения с ним. Человек уже не мыслит какого-либо другого способа существования в этом мире, и не согласится ни на что поменять своё состояние устремлённости и наполненности своей жизни высшим смыслом, которому он посвящает себя без остатка.