ЖЕРТВА И ЖЕРТВЕННОСТЬ

Всех людей можно условно разделить между двумя полюсами – вокруг одного полюса будут концентрироваться жертвы, а вокруг другого – жертвующие. Это деление не внешнее, но внутреннее, личностное, можно даже сказать, духовное.

В основе такого деления людей лежит их мировоззрение. У первых оно опирается на их ум, у вторых – опорой является сердце. Правда, такое деление людей, одни из которых опираются на ум, а другие на сердце – относительно. Между этими полюсами существует целый спектр переходных вариантов мировоззрения.

Рассмотрим основные особенности полярных типов этих людей, начиная с тех, которые опираются на свой ум. Разумеется, мы не в состоянии описать различия между ними во всех подробностях, но рассмотрим хотя бы некоторые из них. Люди, опирающиеся на свой ум при взаимодействии с другими людьми, всегда ставят себя в центре их взаимоотношений. Они хотят выглядеть хорошими, значимыми, и если они сделали кому-то что-то хорошее, то в дальнейшем, при случае, будут напоминать ему об этом. Они изобретательны в стремлениях властвовать над людьми, и способов, при помощи которых они манипулируют сознанием людей – множество. Например, заставить другого человека чувствовать себя виноватым, неспособным к чему-то, неумелым, недалёким, порочным. Вызвать в  другом человеке чувство жалости к себе, как к человеку всеми гонимого, непонятого, беспредельно скромного, непритязательного. В то же время готовы обвинять кого-то другого по отношению к себе – как бесчувственного, агрессивного, эгоистичного, упрямого, не помнящего добра, сделанного ему.

В то же время люди, опорой которых является их сердце, стараются не ставить другого человека в неловкое положение, для них неприемлемыми является даже малая ложь и стремление манипулировать другими людьми. Они стремятся к равенству в отношениях и не стремятся властвовать над кем бы то ни было. А если судьбе было угодно сделать их руководителями, то они не властвуют, но служат на благо тем, которые зависят от них. В тех случаях, когда они помогают в чём-то другим людям, то это, если помощь оказалась своевременной и эффективной, то это вызывает у них состояние радости в большей степени, чем если бы это же самое они сделали для себя. У них нет цели быть хорошими для других, для них более важным является благо для этих других людей, когда это благо не связано с их слабостями или пристрастиями. И в то же время они не отказываются от жертвенных поступков других людей, если эта жертвенность основана на их сердце. Они никогда не согласятся иметь выгоду за счёт кого-то другого, потому что им претит всё, что нарушает равенство между людьми, основанное истине. Жертвенность людей, опорой которых является их сердце, может не иметь предела и в случае необходимости они пожертвуют не только своим материальным благосостоянием, но даже своей жизнью.