ЕЩЁ О ХАОСЕ

Хаос – это не только переходная форма от той, что была прежде, к последующей, это одновременно и место выбора направлений, когда прежнее уже закончилось или заканчивается, а новое ещё чётко не определилось. Для человека это ещё и состояние неопределённости, при которой в различной степени у различных людей, нарушается целостность реальности мира, а так как эта целостность формируется внутри самого человека, то он переживает нарушение её как трагедию. Иногда целостность восприятия мира и взаимоотношений с ним, нарушаются в связи с нереализованными надеждами и мечтами. Это можно сравнить с ожиданием человеком награды за какое-либо хорошее, по его мнению, дело, а в результате, неожиданно для него, получает неприятную взбучку. Может быть и такой пример: женится сын, для которого его родители были в значительной степени, опорой в его жизни. И, конечно же, он хотел бы, чтобы всё оставалось по-прежнему, потому что родители могут быть опорой и для всей его семьи. Но жена решила, что единственной опорой для своего мужа и для её семьи будет она сама, и его родители ей нужны как пятое колесо к телеге. Она сделала всё, чтобы поссорить своего мужа с его родителями. В результате у мужа в уме возникает состояние хаоса – Ему нужно было поменять прежнюю определённость на другую, в которой нет места его родителям. Можно смириться с возникшими обстоятельствами и свои прежние к ним отношения постепенно похоронить. Возможен и такой вариант – выбрать новую определённость, сторонником которой является его жена, но тогда он, чтобы согласиться с этим должен найти или придумать негативные факты, которые бы оправдывали его отказ от своих родителей. Ради собственного будущего благополучия он должен или предать своих родителей и сделать их плохими, потому что хороших родителей как-то неудобно предавать, или же найти компромисс с женой, объяснить ей, что для них их родители должны быть одинаково приемлемы. Но второй вариант для его жены будет нежелательным, так как она хочет сама единолично править семейный бал.

Хаос в человеке создаёт его ум, когда жизнь выбивает человека из привычной для него колеи отношений с реальностью мира. При этом, ум всегда найдёт виноватого, а недостающие факты дополнит фантазиями, которым такой человек с готовностью поверит, так как это даёт ему хоть какие-то оправдания. Но всё равно, человеку из этого хаоса неопределённости выходить как-то надо, и каждый человек это будет делать по-своему. Но возможно и застревание человека в этом состоянии, и тогда будущее такому человеку не сулит ничего хорошего. Дело в том, что в этом промежуточном состоянии, когда одна определённость закончилась, а другая ещё не наступила, человек становится более доступным всевозможным влияниям, источник которых может быть не только в этом проявленном мире, но и в запредельных мирах. И человек оказывается под влиянием сил, которые с готовностью превращают его в свой инструмент, через которого они реализуют себя в этом проявленном мире. Эти силы совершенно не заинтересованы в человеческой определённости, потому что в результате человек станет недоступен для них. Им хотелось бы, чтобы человек навсегда остался подвластным им. Но невозможно утверждать, что человек испытывает удовольствие от господства над ним этих инфернальных сил. У каждого человека есть страстное желание целостности, определённости, направленность которого нередко не осознаётся человеком. Он может испытывать чувство утраты, своей неполноты, бессмысленности своего существования, которое иногда заканчивается самоубийством.

Существует много различных ситуаций, в результате которых у человека наступает состояние неопределённости или хаоса. Хорошо, если при этом у человека есть хоть какая-то внешняя опора, но иногда и она недостаточна и человек в результате накладывает на себя руки.

Когда здесь говорилось о жажде целостности, то это стремление к определённости нередко для человека становится ловушкой, так как определённость, которой он жаждет, может быть реализована совсем не в его интересах. И это верно не только для отдельных людей, но и народов. Примером этому может быть современный мир. Об этом хорошо пишет в своей книге: «Всемирная мятежевойна» Евгений Эдуардович Месснер.

В различные периоды своей жизни человек, переходя из одной возрастной стадии в другую, каждый раз при этом теряет свою целостность, привычную сформированную в его предыдущий период жизни. Нарушают целостность личности человека и меняющийся с возрастом гормональный фон, и инстинкты, и это каждый раз вызывает у человека нарушение внутреннего равновесия и определённости. Такое же состояние неопределённости наступает у человека и при различного рода стрессах, вызванных как социальными причинами, так и психологическими, например, смерть близкого человека.  Но такого рода неопределённости могут только краем задеть человека, не погружая его в состояние хаоса, если в нём есть внутренняя опора, связанная или с очень важной для него устремлённостью, или же обязанностью, определяющую смысл его жизни. Например, для матери, воспитание её детей. Но человек однажды подходит к последней фазе своей жизни, и прежняя внутренняя определённость утрачивает свой смысл, так как становится никому не нужной.

Но у человека может возникнуть состояние неопределённости и даже внутреннего хаоса, когда Психическое существо, будучи достаточно зрелым, изменит приоритеты сознания человека. При этом у человека тускнеют прежние значимости этого мира, и в значительной степени разрушается его прежняя определённость. И это может стать для человека трагедией. В своей книге: «Страдания от бессмысленности жизни» Виктор Франкль приводит примеры, в которых эти страдания иногда становятся настолько безвыходными, что люди заканчивают свою жизнь самоубийством.

Но состояния внутренней неопределённости, которое можно назвать хаосом, встречается и на духовном пути. Обычно это происходит при переходе от одной степени совершенства к другой, более высокой. Одним из симптомов этого переходного периода является иллюзия, что прогресс во внутренней работе закончился, и несмотря на все усилия ничего не происходит. В действительности, в этот, так называемый, переходный период, силы Матери совершают внутреннюю работу на уровне подсознания, что для большинства людей остаётся за пределом возможностей их восприятия. Но большинство людей понимают такого рода внутреннее затишье, как свою неготовности и неспособность к духовной работе и, нередко, возвращаются к жизни обывателя.

Жизнь обывателя отличается от жизни человека, идущего духовным путём, постоянным присутствием в ней состоянием хаоса. Это происходит потому, что направление активности обывателя во многом определяется не его внутренним индивидуальным намерением, а влияниями внешнего мира значимостей, которые редко бывают однонаправленными. Поэтому в жизни обывателя так много неопределённости – часто ему не на что опереться в этом изменчивом и часто непредсказуемом  мире. «Мне дана власть над этим миром» – говорил Сатана, искушая Иисуса Христа, но чтобы успешно властвовать в этом мире, кроме всевозможных соблазнов, необходимо определённое количество хаоса, в котором человек не только может потерять свою внутреннюю определённость, но и стать повышенно внушаемым. И это является одной из причин, позволяющих утверждать, что этим человеческим миром правят идеи, которые люди принимают, как некие соблазнительные формы, не задумываясь об их содержании.