Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЕЩЁ О ПРОЩЕНИИ

--

«Прощаются грехи твои», говорил Иисус Христос. Говоря эти слова, Иисус Христос прерывал кармические причинно-следственные связи определённых людей, этим самым, меняя их дальнейшую судьбу. «Иди и не греши» – говорил он им, имея в виду, что любые поступки и даже мысли человека, могут быть началом поворота его судьбы.

Но мы так же прощаем наших близких и далёких людей, прощаем наших детей и даже прощаем самих себя, а христиане получают прощение на исповедях. Можно ли такое прощение означать, что мы вмешиваемся в карму тех, кому мы прощаем? Конечно, нет, так как мы для этого не имеем необходимой внутренней чистоты и могущества. Прощая другого человека, мы не меняем его, хотя он может измениться, если действительно осознает свои неправильные поступки, и в дальнейшем будет стараться не поступать неправильно. При прощении другого человека меняется прощающий. Если же изменений у прощающего не произошло, то и само прощение было только пустым звуком.

Но прощающий может измениться, смирившись с особенностями того человека, которого он простил, и такие изменения делают смирившегося человека не выше, чем он был прежде, а ниже, потому что он отказался от борьбы за совершенство. Человек, которого мы прощаем, является для нас указателем на наше несовершенство в чём-либо, которое, возможно, однажды проявилось в прошлом и, возможно, в какой-либо форме присутствует в нас в настоящем. Почему человек так поступил или так сказал, вероятно, потому что его личность так сформирована. А не приложили ли мы к формированию его личности свою неумелую руку? Если мы этого человека давно знаем, то в его сознании отражение нашего образа было в чём-то искажённым, и не являемся мы сами причиной этого искажения. Или же восприятие нас этим человеком было истинным, пусть даже относительно, но мы оказались настолько слепыми, в осознании самих себя, что не замечали своих реальных личностных особенностей, и то, какими мы были в прошлом, нам казалось правильным. Действительно, так же, как человек не чувствует запаха чеснока, который он употреблял в пищу некоторое время тому назад, так же он, часто, не осознаёт какие-то свои личностные особенности, которые могут быть не совсем удобными для окружающих этого человека людей. Мы обязательно должны использовать для самоанализа, беспощадного исследования самого себя, во всех случаях, когда у нас возникает ситуация, когда надо кого-то прощать. Возможно, мы были недостаточно внимательны к самим себе, что позволило другому человеку создать ложный образ нас самих, на основании которого у него возникло соответствующее отношение к нам, или же, возможно, из-за нашей невнимательности и недальновидности в этом человеке не раскрылись те его высокие возможности, которые бы не позволили ему совершить неблаговидный поступок.

У каждого человека присутствуют два диаметрально противоположных качества – раба и господина. Причём, раб может быть ничтожным, коварным, хитрым и подлым и в соответствии с этим его противоположная часть может иметь высокое мнение о самом себе, иметь садистические жестокие склонности, под внешней маской гуманности быть бездушным и склонным к предательству, если ему это будет выгодно. Для таких людей возможно, когда он не может быть в положении господина, он превращается в низкого и подлого раба, а когда он попадает во власть, то, наслаждаясь ею, он будет психически, морально и физически уничтожать людей ему подвластных. Примером может служить Салтычиха – российская помещица (жившая в Подольском уезде Московской губернии (1730 -1801) замучившая более ста человек крепостных. Её приговорили к смертной казни, но в дальнейшем заменили на тюремное заключение в монастырскую тюрьму, в которой она прожила ещё тридцать три года.

Тогда, используя идею прощения, видя всё происходящее в мире, человек должен осознавать своё внутреннее отношение к происходящему. Правильное отношение – всегда сострадательное, хотя в этом сострадании не должно быть ни жестокости, ни излишней мягкости. Сострадающий человек должен понимать, что у каждого человека своя судьба, которая почти всегда достойна сострадания. Человек, идущий духовным путём, если его не обязывает социальное положение, не должен вмешиваться в судьбу другого человека, если его не просят о помощи. Но вмешательство в судьбу другого человека возможно, если это касается его жизни, но и в этом случае человек не должен уподобляться дон Кихоту, сражавшемуся с ветряными мельницами.

Прощая другого человека, вы поднимаетесь над его, возможно, разрушительными особенностями, потому что вы принимаете его таким, каков он есть и сострадаете ему и его судьбе, зная, что каждому человеку однажды даётся шанс, осознать какую-то часть самого себя, что может стать началом его духовного пути. Ну а если вы постараетесь предотвратить соблазны и захваченности, которые могут стать для этого человека гибельными, то это будет для него Божественной милостью, но не вашей заслугой.

Принцип прощения самого себя будет таким же самым. Но, когда вы осознаёте в себе какие-то качества, над которыми вам следует работать, то не забывайте, что вы смогли осознать их только потому, что на это была Божественная милость.