СОСТРАДАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Рациональный человеческий ум является инструментом низшей природы, привязывающей человека к этому миру значимостей, и отношение человека ко всему, что его окружает, если он опирается на свой ум, могут быть рациональны, осознаваться человеком с позиции выгоды, но они не могут быть сострадательны, или жертвенны. Сострадательное отношение всегда стремиться к совершенству того, на кого оно направлено. В нём отсутствует стремление к выгоде и оно не содержит в себе идеи: поступай по отношению к другому так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Последнее утверждение может показаться спорным до тех пор, пока мы не увидим в нём ловушку – большинству людей хотелось бы, чтобы к ним относились в превосходной степени, и доставляли бы максимальное количество всевозможных удовольствий. И если мы будем относиться к другим людям так, как нам хотелось бы чтобы к нам относились, то этим самым мы будем развращать людей.

Так как сострадательное отношение всегда направлено на совершенство другого человека или других людей, то иногда это может выглядеть как жестокость и бездушие. Действительно, путь к совершенству всегда лежит через сознательное преодоление самого себя и рекомендации, направленные на преодоление себя другими людьми.

Сострадательное отношение к себе, которое является обязательным для духовных искателей, так же направлено на совершенство не только своего сознания. К словам Шри Ауробиндо: «Исследуйте себя беспощадно», можно было бы добавить: «не потакайте своим слабостям, будьте объективны к своим предпочтениям, не спешите высказывать свои мнения и не отвергайте мнения других людей. Если вы хотите, чтобы другие люди были совершенны, будьте для них примером вашего стремления к совершенству. И в то же время не будьте ханжами, когда на людях демонстрируете своё совершенство в чём-либо, а, оставшись без свидетелей, позволяете себе проявлять свои слабости». Ханжество и стремление к совершенству – несовместимы, так как опорой для совершенства является сердце, а для ханжества – ум. На пути к совершенству не позволяйте себе быть расслабленным, и даже отдых для вас должен быть работой.

По сравнению с вечностью и беспредельностью ваша значимость практически равна нулю, и только ваша искренняя устремленность, которой нет предела, равняет вас с бесконечностью.