Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЗАХВАЧЕННОСТИ БЕСПРЕДЕЛЬНЫМ

--

Всё предельное, конечное, преходящее – в земных условиях это только ветви беспредельного дерева. Подавляющее большинство людей в земной реальности воспринимают только конечные проявления этого дерева – плоды на концах его ветвей, вершина которого уходит в бесконечность. Плоды – это всё, что человек воспринимает при помощи своих органов чувств. И ещё, наш проявленный мир можно ещё сравнить с поверхностью бездонного океана, с его бесконечно разнообразными волнами. В этом сравнении конечные волны являются проявлениями бесконечного. И нет ничего в нашем земном мире, которое не было бы связано с беспредельностью.

Человек располагается на границе проявленного мира и непроявленной беспредельностью. И, в соответствии с этим, он имеет два канала связи, один из которых создаёт единство человека с внешней конечной реальностью, другой – с реальностью внутренней – бесконечной.

Мы иногда ошибочно понимаем под человеком его тело, наделенного органами чувств, умом и виталом, на самом деле – это только внешние инструменты человека, которыми он пользуется в этом проявленном мире. Сам же человек находится внутри того, что прежде мы считали человеком. Попробуем осознать в себе человека, который пользуется всеми внешними средствами, которые мы прежде ошибочно принимали за его самого. Когда вы смотрите на какой-либо объект внешнего проявленного мира, представьте себе, что глаза – это окна, через которые вы воспринимаете внешнюю реальность, вы, воспринимающий, находитесь позади глаз. Удержите этот образ некоторое время, что даст вам возможность осознать, что вы – это не тело, а тот, кто находится позади глаз, в глубине вашего существа. Именно он воспринимает реальность мира. А теперь, если вы всё ещё сидите, направьте своё внимание на ощущения прикосновения к тому месту, на котором вы сидите. Осознайте, что внимание, воспринимающее и осознающее тактильные ощущения идут из того же самого места, из которого вы смотрели на реальность мира через глаза. А теперь проделайте ещё одно упражнение, можно его выполнять дома, или же во время ходьбы по улице. Во время ходьбы внезапно обратите внимание, что ваше тело идёт. При этом вы можете осознать, что за секунду до этого вы о чем-то думали, а тело ваше шло в нужном направлении. Обратите внимание: «вы о чем-то думали, а тело шло в нужном направлении». При этом становится бесспорным, что тело не является вами, который о чем-то думал во время ходьбы. Ну и последнее, что вы должны выполнить, чтобы убедиться, что тело не является вами, но только инструментом, которым вы пользуетесь – осознайте связь того, кто находится позади глаз и воспринимает реальность мира, с вашим сердцем, не тем, которое бьётся в левой половине вашей грудной клетки, а вашим истинным «Я», который находится глубоко внутри позади грудины. Если вы достаточно восприимчивы и неподвижны при осознании, то вам удастся «увидеть», как от вашего воспринимающего «я», которое находится внутри головы позади глаз, опускается вниз в область грудной клетки канал. Получается нечто похожее на перископ, которым пользуется некто, находящийся в грудной клетке. Но с первого раза осознание этого может и не получиться в связи с недостаточностью восприимчивости. Но в любом случае, вы осознаете, что внешняя проявленная часть вашего существа не является вами. А кто же тогда вы? Вы тот, который не проявлен, и которого духовных традициях называют истинным человеком или психическим существом, воспринимающим этот проявленный и непроявленный миры, для чего он использует не только внешний, но и внутренний каналы внимания. Но между Психическим существом и внешним каналом внимания встроилось эго, которое иногда называют тенью Психического существа. Этим самым оно разделило сознание человека на две части, внешняя сторона которого, вместе с внешним каналом внимания, оказалась под контролем эго, а внутренняя часть сознания, со своим каналом внимания, осталась связанной с Психическим существом. И, в связи с этим, активная часть внимания человека, оказалось обращённой во внешний проявленный мир. Это привело к тому, что внешняя часть сознания человека потеряло связь с Психическим существом, а через него и со всей Вселенной. Человечество оказалось духовно кастрированным. Психическое существо, несущее в себе программу духовной эволюции человека, оказалось в области подсознания, и человек потерял знание о своём истинном предназначении. 

Так как ничто не бывает случайным и всему есть необходимость, такое разделение сознания на внутреннюю  и внешнюю части, так же имеет определённое значение для эволюции сознания человека. Как мы уже говорили, внешний проявленный мир – это мир конечных форм на бесконечном дереве эволюции сознания и жизни, человек же находится посередине между проявленным  и непроявленными мирами. В связи с этим, его индивидуальность не приняла окончательной формы, что является препятствием для его дальнейшей эволюции. И человек, после такого разделения сознания, оказавшись под управлением эго и зависимым от влияний проявленного мира форм, стал приобретать более определённую индивидуальность. И параллельно этому шло разделение людей на тех, у которых сознание в значительной степени находится под влиянием Психического существа и тех, которые в своем взаимодействии с реальностью мира опираются преимущественно на своё эго. Само по себе эго – это только инструмент низшей природы, копирующий Психическое существо, применительно к этому проявленному миру. В связи с особенностями эго, его копии иногда выглядят противоположностями оригиналу. Это можно сравнить с барабаном, пытающимся копировать какую-либо мелодию, исполняемую на скрипке. Поэтому, вместо единства, эго предлагает партнёрство, вместо сострадания – жалость, вместо духовности – религию, а вместо ананды – удовольствия, вместо стремления к знаниям – любопытство, вместо жертвенности эго предлагает стяжательство и т. п.

Как мы уже говорили, наш проявленный мир – это только конечные ветви бесконечного дерева мироздания, и в каждом объекте этого мира содержится та бесконечность, которая породила его. Но сам по себе каждый объект не является этой непроявленной беспредельностью. Через объект проходит только сама идея беспредельности. Можно привести несколько примеров, подтверждающих эту идею. Стремление к богатству не имеет своих пределов – сколько бы денег человек не имел, он всегда будет стремиться к тому, чтобы иметь их ещё больше. То же самое можно сказать о власти, стремление к которой может быть у человека беспредельным. А стремление к удовольствиям, которые являются слабой тенью истинного безобъектного счастья – ананды. Человек стремится получать удовольствие на всех уровнях своего существа – на физическом, витальном и ментальном. Да, и ментальном так же, потому что любопытство существует ради удовольствия. всевозможные захватывающие события, описанные в книгах или показанные по телевидению, кроме всего прочего, это ещё и ради получения витального и ментального удовольствия. А разве стремление к значимости может насытить человека? Вспомните азартные игры, в которые люди проигрывали не только свои состояния, но даже свои жизни. И ещё можно приводить множество примеров, показывающих, что любой объект этого мира может быть началом захваченности, например, накопительства, не имеющее ни своего конца, ни смысла. Но во всём этом захватывают человека не объекты, а идеи, на которые эти объекты нанизаны. Конечно, в этом проявленном мире любые бесконечные идеи реализуют себя через конечные объекты, потому что всё в этом мире конечно и преходяще. И к тому же захваченность захваченности рознь, и человек не должен позволять реализовываться тем захваченностям, которые разрушительны для его личности.

Но у людей, Психическое существо которых в значительной мере изменило их сознание и мировоззрение так же могут быть свои захваченности, но в отличие от обывателей, эти захваченности чаще всего не носят разрушительный характер. Я имею в виду стремление этих людей к поиску Божественной истины и смысла своей жизни.