Одно и то же событие, одни и те же слова и состояния, различные люди понимают не одинаково, в зависимости от того, какой у человека был прошлый опыт, какие в нём в это время преобладают ожидания и предпочтения и др. Можно сказать, что мы понимаем то, чему мы созвучны. Но захватило нас какое-либо эмоциональное состояние и в нас преобладают одни созвучия, и мы принимаем и понимаем реальность ту, которая соответствует нашему состоянию, но изменилась эмоциональная атмосфера внутри нас, и то, что понималось нами прежде, однозначно, может приобрести противоположный, неприемлемый для нас смысл. И мы становимся похожими на меченый атом в броуновском движении, который перемещается в непредсказуемом направлении, в зависимости от того к чему он притягивается, и от чего он отталкивается. Но это с человеком происходит тогда, когда нет у него определённой направленности в его жизни и когда он вынужден приспосабливаться к ней. Это один из худших вариантов человеческой судьбы, так как такой человек в потоке жизни подобен мусору, не имеющему своей цели и заполняющему этот поток.
Совсем иначе складывается судьба человека, который имеет определённую цель и волю, удерживающую его направление к этой цели. В таких случаях намерение человека, ведущее его к определённой цели, формирует во внешних обстоятельствах те условия, которые необходимы для достижения человеком его цели. И тогда жизнь такого человека не похожа на броуновское движение, она не хаотична и осмысленна, а человек собран и целеустремлён. Так как люди, среди которых находится такой человек, являются частью обстоятельств внешних условий, в которых этот человек действует, то они становятся невольными участниками в реализации его намерения.
Но для того, чтобы намерение стало непреклонным, а внешние обстоятельства стали послушными исполнителями воли намерения, необходимо погружение человека в идею намерения. Погружение возможно только при систематическом направленном волевом усилии человека в работу по реализации намерения. И, кроме того, для того, чтобы воля человека не расслаблялась, необходимо её поддерживать при помощи ежедневного формирования целостности личности человека. Я имею в виду следующее. Во время ночного сна бодрствующая личность человека во многом теряет свою целостность, рассыпаясь на отдельные элементы. У различных людей такая дезинтеграция выражена не в одинаковой степени, но, тем не менее, это происходит со всеми людьми. Этот проявленный мир значимостей для спящего человека перестаёт существовать, так как целостность его в значительной степени нарушается. При этом внешнее внимание человека свёртывается и уже не удерживает привычный для человека мир и внутреннее внимание уводит человека в миры сновидений, которые для человека прежде были непроявленными.
Утром, после пробуждения, человек какой-то своей частью всё ещё находится в мирах сновидений и, поэтому, может помнить те события, в которых он был участником. При этом, человек не осознаёт, что он пребывает между сном и бодрствованием, даже тогда, когда всё ещё находится в последнем сновидении, которое для него проходит на заднем плане реальности этого проявленного мира. Такого рода сновидения называются гипногагическими галлюцинациями и не относятся к психической патологии. Именно утром после пробуждения человек собирает этот проявленный мир, чтобы находиться в нём до следующего отхода ко сну. Этот период очень важен, так как если человек осознанно упорядочивает себя, то этим самым создаёт прочный фундамент своей деятельности на предстоящий день. Убрать постель, сделать зарядку, умыться, сделать всё необходимое, вплоть до утреннего приёма пищи, при этом не следует потакать своим «не хочу» и в то же время не переусердствовать. Весь этот период должен находиться в полном подчинении сознательной воли. После чего мысленно набрасывается план деятельности на предстоящий день. Очень важно, не позволять себе быть разобранным, когда нами управляют внешние обстоятельства. Необходимо иметь внутренний стержень воли, вокруг которого формируется не только ежедневная активность человека, но и его личность. Этот стержень формируется и поддерживается в течение всей человеческой жизни. Его формирование особенно успешно тогда, когда человек сам по своей воле определяет вид и направленность своей деятельности, а не делает это под хаотичным влиянием внешних обстоятельств. Конечно, внешние меняющиеся обстоятельства игнорировать не следует, но в таких случаях человек осознанно выбирает направление своей деятельности, что так же важно, так как осознанный выбор воспитывает и упорядочивает волю человека. Здесь можно вспомнить героя рассказа Лескова – «Железная воля», который был непреклонен в выполнении данного им слова, даже тогда, когда обстоятельства для этого были абсолютно неблагоприятными. Таким образом, непреклонность воли должна быть разумной. И ещё важно, направленность разумной упорядоченной воли может быть ослаблена и даже разрушена, когда человек реализует побуждение отвлечься от запланированной работы так, чтобы получить удовольствие. Дело в том, что разумная воля – это только одно из проявлений человеческой личности, которой обязательно противостоит противоположная по направленности воля, которую можно было бы назвать «антиволей». «Антиволя» всегда деструктивна и она набирает силу, когда воля человека слабеет, или же тогда, когда человек потакает проявлениям «антиволи». Но это совсем не значит, что человек должен постоянно быть в состоянии напряжённой собранности. Он может и отдыхать и расслабляться, но эти отдыхи и расслабления должны быть в рамках его организованной разумной воли.