Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ВНИМАНИЕ

Петр Зорин

2015-04-21

Быть вместе – это значит, «смотреть в одну сторону». Обычно мы смотрим в ту сторону, куда направлено наше внимание, поэтому, можно быть рядом, но смотреть в разные стороны, или смотреть на самого себя. А может быть «быть вместе» – это смотреть друг на друга?

 Люди только тогда вместе, когда они смотрят в одну сторону, все остальные варианты деструктивны. «Смотреть в одну сторону» – это значит, идти вместе, поддерживая друг друга, идти рядом, но не друг за другом, когда на двоих всего одна тропа, иметь одну цель, хотя каждый идёт к ней своей тропой, потому что нет людей одинаковых и у каждого должен быть свой путь. Он может быть рядом, если люди идут вместе, и в то же время эти люди осознают состояние внутренней свободы, так как им не нужно ориентироваться на кого-то и стремиться быть созвучным другому человеку, который идёт в том же направлении. Быть созвучным и стремиться быть созвучным – это совершенно разные вещи. Мы созвучны друг другу, если идём в одном и том же направлении, когда же мы стремимся быть созвучными кому-то, то в этом случае, мы перестаём соответствовать своему пути и пытаемся соответствовать другому человеку. Нужно знать этого другого человека, чтобы соответствовать ему, а это невозможно, так как мы даже себя не знаем достаточно полно. Более того, даже тогда, когда мы на внутреннем пути стараемся соответствовать Божественному, то мы не только перестаём быть самими собой, но и потеряем свой собственный путь. В духовной работе важно не соответствовать Божественному, но идти в том же направлении, в котором идёт Божественный – «быть вместе» с Ним, но не следовать за ним. Быть сознательным сотрудником Божественного, но не слепым исполнителем его воли.

Быть сознательным сотрудником, но не слепым исполнителем воли Божественного, идти в том же направлении, в котором идёт Божественный, но идти своим путём, а не пытаться, идти след в вслед за Ним. Следует не угождать Божественному, а взять на себя часть его ноши. Здесь можно вспомнить слова Шри Ауробиндо: «Лучше быть камнем преткновения на пути у Бога, чем слякотью под его ногами». Разницу между сознательным сотрудником и бессознательным исполнителем воли Божественного, можно сравнить с дистанцией от земли до неба. Однажды Шри Ауробиндо сказал, что осознанная садхана ускоряет процесс эволюции сознания человека в тысячу раз. В действительности, осознанная садхана раскрывает человеку, идущему духовным путём, скрытую в нём божественную душу, или его истинное «Я». И, кроме того, осознанная садхана формирует в человеке не только «Свидетеля» –  представителя в сознании человека его божественной души, но и проявляет в нём внутреннее внимание, которое выражает себя в устремлённости намерения на внутреннем пути к совершенству.

Внутреннее внимание – это проявление намерения, источником которого может быть как истинное «Я» человека, так и его эго. Но, если истинное «Я» человека в своём намерении устремлено к Божественному совершенству, то эго может быть источником намерения, направленного к успешности в этом материальном мире значимостей любой ценой. Направленность намерения человек осознаёт как неиссякающее побуждение, к тому виду деятельности, который соответствует намерению. В таких случаях побуждение воспринимается человеком как незатухающий направленный интерес и жажда определённой деятельности в соответствии с сформированным намерением. При этом внешнее внимание становится выразителем внимания внутреннего, поэтому оно преимущественно фиксирует те проявления внешней реальности, которые соответствуют сформированному намерению.